Delist.ru

Научные основы методов и средств контроля экологического состояния автотранспорта и его воздействия на окружающую среду (30.08.2007)

Автор: Хватов Владимир Филиппович

Уровни загрязнения воздуха оксидом углерода меньше, чем диоксидом азота, по указанной территории в среднем в 2-2,5 раза. Конфигурация общегородских зон с превышением ПДК совпадают со схемой расположения магистралей и распространяются в обе стороны от них на расстояние 0,5-1 км. Зона с превышением 2 ПДК располагается в Центральной части города и совпадает в основном с зоной превышения 5 ПДК по диоксиду азота.

Максимальные значения концентраций отмечаются на проезжей части и тротуарах и достигают 19-24 ПДК по диоксиду азота, 9-12 ПДК по оксиду углерода и по углеводородам (бензину) 0,3 - 0,4 ПДК.

Выбросы автотранспортом сажи и углеводородов не создают зон с превышением ПДК, однако в непосредственной близости к автомагистралям в отдельных районах достигают 0,3-0,5 ПДК по саже и 0,2 ПДК по углеводородам (пресечение пр. Непокоренных и Пискаревского пр., мост А. Невского, пр. Обуховской обороны, наб. Обводного канала).

Полученные результаты показывают, что транспортная нагрузка на магистралях города превышает допустимые уровни воздействия на атмосферный воздух и нормативы выбросов автотранспортных потоков на конкретных магистралях могут рассматриваться только как временно согласованные выбросы (ВСВ).

Более детальные исследования с участием диссертанта были проведены в одном из центральных районов города, где наблюдается повышенная интенсивность движения – Васильевском острове. В табл. 6 приведены данные о структуре и интенсивности движения автотранспорта на основных магистралях Васильевского острова. Обследование характеристик автотранспортного потока проводилось по следующим категориям атотранспортных средств: легковые (СНГ и зарубежные), грузовые карбюраторные с грузоподъемностью менее 3 т и малые автобусы, грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т, автобусы карбюраторные, грузовые дизельные, автобусы дизельные. Полевой журнал обследования представлен в приложении.

Таблица 6. Интенсивность движения на основных автомагистралях Васильевского острова

Наименование магистрали

Интенсивность движения, авт/час. Интенсивность движения авт./ час

Легковые Грузовые карбюраторные Автобусы карбюраторные Грузовые дизельные Автобусы дизельные

<3 т > 3 т

1 2 3 4 5 6 7 8

1 2 3 4 5 6 7 8

Тучков мост 3840 135 142 6 120 36 4279

Съездовская линия 1149 149 38 3 48 30 1685

Большой пр. В.О. 1207 156 32 6 23 39 1463

Дворцовый мост 3981 269 186 28 117 28 4609

Мост лейтенанта Шмидта 1232 72 69 7 55 7 1442

Морская наб. 304 21 9 4 13 7 358

Университетская

наб. 1192 45 7 1 3 26 1274

ул.Кораблестроителей 739 129 56 21 79 32 1056

ул. Нахимова 457 31 14 6 19 10 537

Малый пр. В.О. 1382 139 59 10 85 15 1382

Средний пр. В.О. 1149 153 10 2 7 15 1336

Наличная ул. 808 61 18

16 26 842

Наибольшая интенсивность движения зафиксирована на Дворцовом и Тучковом мостах и составила 4609 авт./час и 4279 авт./час соответственно. Основной вклад в загрязнение атмосферы Васильевского острова вносят легковые автомашины (более 80% от общего количества автомобилей). Следует отметить, что в транспортном потоке легковых автомобилей более 40% составляют импортные автомобили. Грузовой транспорт составляет 8-14% от общего количества автотранспорта, проходящего по магистралям Васильевского острова. Грузовой дизельный транспорт составляет 5-30% от общего количества грузового транспорта. Автобусы ( в основном дизельные ) составляют не более 3% от общего количества автотранспорта.

На рис. 8.10.1 – 8.10.6 показан суточный ход интенсивности движения на 6 магистралях Васильевского острова. Наблюдения проводились с 6 до 24 часа в течении нескольких дней в апреле 1999 года. Наибольшая интенсивность движения наблюдалась на всех магистралях в период 15-16 часов. На Тучковом мосту уже в 6 часов утра интенсивность движения составила 1370 авт./час. Резкий скачок интенсивности движения на всех магистралях наблюдается начиная с 9 часов утра, далее интенсивность движения постепенно растет. На некоторых магистралях заметно небольшое уменьшение интенсивности около 12 часов. На всех магистралях хорошо заметен второй пик в суточном ходе интенсивности движения (15-16 часов).

Расчеты загрязнения воздуха велись на максимум интенсивности движения, когда в воздух поступает наибольшее количество вредных веществ.

На рис. 12 – 16 представлены карты распределения максимальных приземных концентраций в долях ПДК оксида углерода, диоксида азота, сажи, диоксида серы, бензина, бенз(а)пирена, формальдегида по территории Васильевского острова.

По диоксиду азота представлены два рисунка (рис. 12 - 13) для большей наглядности. Из первого рисунка видно, что на расстоянии 500-1000 м от основных магистралей уровень загрязнения воздуха составляет 1 ПДК, на самих магистралях (непосредственно в зоне выхлопа и зоне дыхания водителей) концентрации диоксида азота в десятки раз превышают ПДК.

Рис. 12. Распределение загрязнения воздуха диоксидом азота вдали

от автомагистралей

Выбросы автотранспорта создают повышенный уровень загрязнения воздуха

диоксидом азота по всей территории Васильевского острова. Рис. 13. Распределение загрязнения воздуха диоксидом азота вблизи

от автомагистралей

На втором рисунке множество изолиний, которые сгущаются при приближении к магистралям. В 20-50 м от магистралей концентрации диоксида азота составляют 5 ПДК. Наибольшее загрязнение диоксидом азота наблюдается в районе Тучкового и Дворцового мостов.

По диоксиду азота представлены два рисунка для большей наглядности. Из первого рисунка видно, что на расстоянии 500-1000 м от основных магистралей уровень загрязнения воздуха составляет 1 ПДК, на самих магистралях (непосредственно в зоне выхлопа и зоне дыхания водителей) концентрации диоксида азота в десятки раз превышают ПДК.

На втором рисунке множество изолиний, которые сгущаются при приближении к магистралям. В 20-50 м от магистралей концентрации диоксида азота составляют 5 ПДК. Наибольшее загрязнение диоксидом азота наблюдается в районе Тучкова и Дворцового мостов.

Наибольшее загрязнение оксидом углерода (рис. 14) отмечается в районе Дворцового и Тучкова мостов, Университетской набережной и Съездовской линии. В непосредственной близости от магистралей концентрации оксида углерода составляют 1 ПДК., на магистралях – около 10 ПДК.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12