Delist.ru

Научные основы комплексной реструктуризации городского автобусного транспорта (30.08.2007)

Автор: Спирин Иосиф Васильевич

Используемые формы

собственности Преимущественно государственная унитарная и муниципальная унитарная. Частная собственность используется главным образом перевозчиками маршрутными такси Любая допускаемая законодательством. ГУП и МУП ГПТ преобразованы в ОАО, ЗАО или ООО. Частная собственность используется на всех видах перевозок

Отношения в области ГПТ характеризуются многообразием (рис. 1), что определяет использование комплексного и системного подходов к их урегулированию.

Рис. 1. Состав сфер регулирования отношений в области ГПТ

В результате выполненного анализа с учетом существа важнейших проблем эксплуатации городского автобусного транспорта определены основные направления их решения (табл. 2), обоснованы цель и задачи исследования.

Во второй главе на основе системного и программно-целевого подходов теоретически обоснованы институциональные преобразования на городском автобусном транспорте, принципы и методология его комплексной реструктуризации.

Под комплексной реструктуризацией городского автобусного транспорта понимается осуществление совокупности взаимосвязанных системных организационных, технических, технологических, управленческих, экономических, правовых, трудовых и иных инноваций, направленных на улучшение качества и сокращение затрат на перевозки, обеспечение привлекательности объектов транспорта для инвесторов, устранение монополизма перевозчиков, упорядочение их конкуренции и стабилизацию трудовых коллективов.

Унитарная форма собственности ограничивает возможности развития муниципальных и государственных унитарных предприятий (МУП и ГУП) ГПТ, препятствует привлечению частного капитала, в связи с чем является тупиковой. МУП и ГУП следует преобразовать в хозяйственные общества со 100% государственным (муниципальным) капиталом. Это изменит отношение персонала к своей производственной деятельности, будут разрушены устоявшиеся затратные стереотипы мышления и отношения "приятельского капитализма", сложившиеся при дотационном финансировании, актуализируются ресурсосберегающие технологии и противозатратный механизм.

Основные элементы разработанного противозатратного механизма:

осуществление принципа "сэкономил – обратил в свою собственность";

пробуждение и развитие инициативы, ответственности и заинтересованности в повышении эффективности и экономии расходов на перевозки;

конкурсный порядок распределения среди перевозчиков ГМЗ, исходя из минимума необходимых затрат при соблюдении контрактных условий;

помаршрутный учет, анализ и планирование рентабельности перевозок на основе методов бюджетирования расходов по статьям и элементам затрат, осуществления мониторинга себестоимости перевозок и для создания информационно-аналитической базы адресного нормирования затрат.

Таблица 2

Основные направления решения проблем ГПТ Российской Федерации

Сферы системы управления Значительный физический износ основных средств Недостаточное качество перевозок пассажиров Отсутствие

конкуренции и

монополизм

ГУП и МУП Высокие расходы и низкая доходность перевозок Дефицит кадров водителей

и специалистов Необходимость развития инфраструктуры ГПТ Низкая привлекательность ГПТ для

инвесторов

1 2 3 4 5 6 7 8

Организационная Использование муниципального лизинга.

Логистическое развитие парка подвижного состава.

Господдержка простого и расширенного воспроизводства ОПФ ГПТ.

Организация доступа к профессии Создание систем управления качеством перевозчиков и систем их добровольной сертификации.

Регламентация требований к качеству услуг в ГМК.

Развитие ГПТ на основе социальных стандартов Совершенствование конкурсного порядка доступа к ГМК.

Равный доступ перевозчиков к инфраструктуре ГПТ.

Учет местных возможностей развития конкуренции.

Организация народных предприятий ГПТ Реструктуризация организационной системы ГПТ.

Трансформация ГУП и МУП в акционерные компании.

Привлечение на ГПТ частных перевозчиков.

Повышение собираемости выручки.

Развитие системы подготовки кадров.

Кадровый маркетинг. Реализация статуса естественной монополии города на объекты инфраструктуры ГПТ.

Равный доступ перевозчиков к инфраструктуре.

Выделение непрофильных активов Образование и развитие системы ГЧП на ГПТ, в том числе в форме концессий, аренды

Экономическая Финансирование государственного и муниципального контракта (ГМК).

Рационализация реновационной и амортизационной политики Переход к оценке результатов деятельности организаций ГПТ с учетом качества услуг Устранение монополизма ГУП и МУП.

загрузка...