Delist.ru

Научные основы комплексной реструктуризации городского автобусного транспорта (30.08.2007)

Автор: Спирин Иосиф Васильевич

привлечение инвестиций, развитие государственно-частного партнерства;

упорядочение конкуренции перевозчиков при распределении государственно-муниципальных заказов (ГМЗ) на перевозки по муниципальным маршрутам и создание равных возможностей для привлечения новых перевозчиков, использующих частный или смешанный капитал;

совершенствование организации и использования труда работников.

Разработанность проблемы. В создание основы научных знаний по эксплуатации пассажирского автомобильного транспорта значительный вклад внесли ведущие российские ученые: И.Н. Аринин, Л.Л. Афанасьев, Н.О. Блудян, В.Д. Герами, Б.Л. Геронимус, Г.А. Гольц, В.А. Гудков, А.Х. Зильберталь, П.А Златин, В.А. Корчагин, Е.А. Кравченко, Е.С. Кузнецов, В.В. Курганов, В.Н. Логинов, В.А. Максимов, Л.Б. Миротин, Э.Е. Мун, Н.Б. Островский, В.А. Персианов, А.А. Поляков, А.Д. Рубец. Д.С. Самойлов, В.И. Сарбаев, Э.А. Сафронов, В.В. Сильянов, М.П. Улицкий, Л.С. Федоров, М.С. Фишельсон, М.В. Хрущев, В.А. Юдин и др.

Известные разработки по теме диссертации рассматривают отдельные аспекты решения указанных проблем ГПТ – управленческие, технические, технологические, правовые, экономические. В настоящее время работа ГПТ осуществляется в новых организационно-экономических, эксплуатационных и нормативно-правовых условиях (монетизация льгот в оплате проезда, конкурсное распределение ГМЗ, новая основа технического регулирования, конкуренция перевозчиков и др.), совокупное воздействие которых на организацию перевозок оставалось слабо изученным. Решение проблем городского транспорта в новейших исследованиях разрабатывалось в экономическом аспекте. В результате научная обоснованность организации и технологии перевозок, технического уровня и инфраструктуры автобусного транспорта, отстали от уровня развития современных общественных отношений.

Объект исследования – городской автобусный транспорт общего пользования, а предмет исследования –условия и параметры функционирования ГПТ, существенные для достижения поставленной цели исследования.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и нормативные материалы по организации и технологии автобусных перевозок (методы эксплуатации транспорта как комплексной области науки и техники, занимающейся исследованием и совершенствованием технологии и организации перемещения пассажиров, эффективной эксплуатацией и развитием автобусного транспорта, ресурсосбережением и качеством обслуживания пассажиров), квалиметрии, праксеологии, экономики, статистики и других научных направлений.

Цель исследования – разработка научных основ комплексной реструктуризации городского автобусного транспорта, использование которых обеспечит существенное повышение качества транспортного обслуживания пассажиров и эффективности работы организаций автобусного транспорта.

Основные задачи исследования:

анализ состояния городского транспорта и обоснование необходимости, основных направлений и этапов его комплексной реструктуризации;

определение понятия, разработка концепции и методологии комплексной реструктуризации городского автобусного транспорта;

научное обоснование системы требований к соискателям ГМЗ, показателей и нормативов качества транспортного обслуживания пассажиров;

исследование закономерностей формирования и моделирование затрат времени пассажиров на поездки;

развитие методологии стоимостной оценки пассажиро-часа;

разработка комплекса оптимизационных моделей и методов организации перевозок пассажиров автобусами в условиях рыночных отношений;

разработка научно-практических основ обновления и логистического развития парка подвижного состава на основе "муниципального лизинга";

разработка методологии резервирования автобусов для обеспечения надежности перевозок и моделей оптимизации числа и дислокации резервных автобусов, принципов организации труда их водителей;

разработка рекомендаций по совершенствованию работы городского автобусного транспорта на основе полученных теоретических результатов.

Научная новизна исследования состоит в постановке, изучении и разработке следующих методологических и теоретических положений, принципов, методик и моделей эксплуатации городского автобусного транспорта и организации перевозок пассажиров, которые выносятся на защиту:

концепция, принципы и методология комплексной реструктуризации городского автобусного транспорта как совокупности вариантно взаимоувязанных организационных, технических, технологических, управленческих, экономических, правовых и иных институциональных инноваций, направленных на улучшение качества перевозок, привлечение инвестиций, демонополизацию и упорядочение конкуренции перевозчиков;

методология формирования комплекса технических требований к технологиям и уровню организации перевозок, профессионализму, финансовой состоятельности, доброй репутации перевозчиков и соискателей ГМК;

методические основы ресурсосбережения на основе разработанных противозатратного механизма, методики поэлементного нормирования затрат на перевозки и принципов мотивации перевозчиков к экономии ресурсов;

развитие методологии управления качеством перевозок пассажиров на основе научно обоснованных методик оценки качества и формирования системы показателей качества и их нормативов, показателя "условный автобус";

развитие методологии стоимостной оценки пассажиро-часа на основе разработанных методов определения минимальных и максимальных граничных значений этой оценки, модели затрат времени на ожидание автобусов и интерпретации совокупных затрат пассажира комплексным числом;

информационно-логическая модель комплекса задач организации перевозок пассажиров и оптимизационные модели решения основных из этих задач с учетом рыночного подхода, методика организации группового движения автобусов на пассажиронапряженных маршрутах;

методология резервирования автобусов для повышения надежности перевозочного процесса, имитационная модель оптимизации числа резервных автобусов, принципы и методики разработки плана дислокации резерва, его использования и организации труда водителей резервных автобусов;

развитие методических основ формирования структуры парка автобусов на основе разработанных оптимизационной модели выбора для маршрутов числа и вместимости автобусов, логистической концепции реновации парка, принципов и модели "муниципального" лизинга, методики нормирования подвижности пассажиров.

Практическая значимость работы состоит в возможности широкого использования результатов исследования перевозчиками и органами государственного и муниципального управления в целях повышения экономической эффективности и качества обслуживания пассажиров. Теоретические результаты диссертации будут полезны для выполнения дальнейших исследований и проектных разработок, для использования в учебном процессе при подготовке специалистов транспорта и повышении их квалификации.

Личный вклад соискателя состоит в изучении и разработке комплекса теоретических положений, совокупная оценка которых позволяет считать, что в диссертации получены научно обоснованные технические, технологические и экономические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие городского автобусного транспорта, как составной части экономики страны. Разработаны теоретические основы комплексной реструктуризации городского автобусного транспорта, методология формирования технических требований к перевозчикам, методология и методики резервирования автобусов, методические основы ресурсосбережения с использованием противозатратного механизма, информационно-логическая модель и оптимизационные модели решения основных задач организации автобусных перевозок, методики оценки и нормирования качества перевозок, методика выбора автобусов для работы на маршруте, методика группового движения автобусов, развиты методология стоимостной оценки пассажиро-часа и методические основы формирования структуры парка автобусов, научно обоснован предложенный показатель "условный автобус".

Основные положения диссертации получили апробацию на: 55-й, 64-й и 65-й научно-метод. и научно-исслед. конф. МАДИ (ГТУ), 1997 г., 2006 г., 2007 г.; Международной научно-практ. конф. "Управление-98. Управление реструктуризацией экономики", ГУУ и др.; Конференции "Сотрудничество и координация в сфере общественного регионального транспорта", Правительство Москвы, GIBB и др., 1999 г.; Международных научно-практ. конф. "Актуальные проблемы управления – 2001" и "Актуальные проблемы управления – 2006 ", Минобразования РФ, ГУУ; Международном семинаре "Решение проблем организации автомобильного движения в центре Москвы", Управление транспорта и связи Правительства Москвы и др., 2002 г.; V Международной научно-практ. конф. "Механизмы внедрения новых направлений науки и технологий в системы образования", Минобрнауки РФ, ЮНЕСКО, МГИУ и др., 2004 г.; III, IV и V Всероссийских конф. "Сильный руководитель – сильная Россия". РАГС, комитеты Госдумы РФ и др., 2005 – 2006 гг.; Всероссийском конгрессе "Регионы России – новые формы управления", Национальный совет стратегических исследований и др., 2005; ХI Международной научно–практ. конф. "Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств", ВлГУ, 2006; Научно-практ. конф. "Развитие наземного пассажирского транспорта г. Москвы: проблемы и перспективы", Департамент транспорта и связи Правительства Москвы, ЮНЕСКО, МГИУ, 2006 г.; VII Международной научно-практ. конф. "Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах". ДОБДД МВД РФ, Минобрнауки РФ, Минтранс РФ и др., СПб, 2006 г.; III Международной научно-практ. конф. "Составляющие научно-технического прогресса", Минобрнауки РФ, Тамбовский ГТУ и др., 2007 г.; VI Международной конф. "Россия как трансформирующееся общество: Экономика, культура, управление". Минобрнауки РФ, Оренбургский гос. институт менеджмента и др., 2007 г.; II Международной конф. "Эффективная транспортная политика – залог успешного социально-экономического развития мирового сообщества", М.: 2007 г.; на совещаниях в Департаменте транспорта и связи Правительства Москвы и др.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждена приведенными в диссертации данными и расчётами, адекватными моделями изучаемых явлений, результатами проведенных экспериментов, экспертных опросов и внедрения рекомендаций, логическими выводами, ссылками на результаты исследований и разработок других авторов.

Основные положения диссертации получили практическое использование при реформировании городского пассажирского транспорта и в ряде программных и нормативно-методических документов Минтранса России, Департамента транспорта и связи Правительства Москвы. Положения диссертации были использованы при разработке проекта Программы развития наземного городского пассажирского транспорта Москвы и его материально-технической базы на период до 2015 г., в практике работы филиалов ГУП "Мосгортранс" и ГУП "Мострансавто", автотранспортными организациями Тверской области, при проведении разработок в НИИАТ, МГИУ, ГУУ, НИПЦ ГУП "Мосгортранс", Международной академии инноваций и инвестиций, GIBB и Dornie Consalting, вошли в 2 справочных издания, 4 учебника с грифами Минобразования России, 2 учебных пособия и 3 учебных программы вузов. Материалы диссертации используются в учебном процессе МГИУ и ГУУ при подготовке специалистов-автотранспортников.

По теме диссертации опубликованы 93 работы (62 работы – 66 % без соавторов) общим объемом 337 печ. л., в том числе лично автору принадлежит 309,5 печ. л. – 92 %. Основные работы указаны в конце автореферата.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов и приложений. Основной текст 378 стр., включая 112 рис. и 40 табл.; список литературы содержит 262 наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность, определены предмет, объект, методы и цель исследования, сформулированы его задачи, научная новизна и практическая значимость работы, личный вклад автора в получение основных результатов и положения, выносимые им на защиту.

В первой главе показаны место и роль городского автобусного транспорта в транспортной системе и обществе, рассмотрены характеристика городских пассажирских перевозок, технические, технологические и организационно-экономические проблемы и особенности функционирования городского автобусного транспорта, разработаны его доктрина и направления осуществления транспортной политики, показана сущность и необходимость его комплексной реструктуризации.

В России насчитывается 2,1 тыс. организаций пассажирского автомобильного транспорта (в том числе 58 % пассажирских и 42 % грузопассажирских), обслуживающих в общей сложности 32,3 тыс. автобусных маршрутов (30 % внутригородские, 50 % пригородные). На регулярных внутригородских маршрутах работают 49,5 тыс. автобусов (30 % из них в крупных и больших городах), 12 тыс. троллейбусов и 11 тыс. трамвайных вагонов. Ещё 30 тыс. автобусов работают на пригородных маршрутах, частично проходящих по территориям городов. Доля пассажирооборота во внутригородском сообщении от пассажирооборота во всех видах сообщения составляет 36,6 %, а с учетом пригородных автобусных перевозок – 46,6 %. В различных регионах прекращено движение на 1/3 маршрутов, а на оставшихся маршрутах значительны интервалы движения и отказы пассажирам в посадке из-за переполнения автобусов. На 55 % маршрутов эксплуатируется 1 автобус, а на 19 % – 2 автобуса, что приводит к существенному снижению качества перевозок при сходах или недовыпусках подвижного состава на маршруты.

Проблемы автобусного транспорта обусловлены комплексом общесистемных противоречий характерных для ГПТ в целом (табл. 1).

Таблица 1

загрузка...