Delist.ru

Дополнительное эколого-биологическое образование детей: модели и технологии (30.08.2007)

Автор: Сотникова Наталья Николаевна

Во время обучения формируется прочная основа экологической деятельности. По меткому замечанию А. А. Вербицкого, усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной.

Однако результаты опросов, проведенных нами, показывают, что у четвертой части (22 %) нет мотива интереса к профессии при выборе эколого-биологического направления. Почти треть (29 %) поступающих не уверены в правильности выбора.

Дальнейшее исследование мотивационно-ценностной сферы личности обучающихся экологов и биологов осуществлялось с целью выявления динамики отношения к будущей профессиональной деятельности на более старших ступенях обучения. Исследования показали, что предлагаемые нами социокультурные технологии в эколого-биологической образовательной деятельности оказывают значительное влияние на динамику положительного отношения к изучению экологии и биологии, рост которого рассматривается нами как показатель повышения степени сформированности профессионально-гуманистической направленности личности.

Количественной характеристикой уровня выполнения деятельности выступал коэффициент усвоения алгоритмов деятельности ( К?), вычисляемый по формуле:

Кд = а/р,

где а - число правильных выполненных выпускниками экологической школы элементов какого-либо вида деятельности, р - число элементов какого-либо вида деятельности, необходимых для полного выполнения данного вида деятельности. Средний коэффициент качества усвоения знаний оценивался по результатам контрольных срезов.

Динамика коэффициента усвоения знаний и сформированности эколого-биологических знаний и умений (рис.3) свидетельствует о развитии как репродуктивной, так и продуктивной деятельности при выполнении заданий.

Общий объем усвоенных знаний определялся по формуле:

К3 = (ч.з.)/ (ч.д.з),

Рис. 3. Динамика коэффициента усвоения знаний

«Полнота», «гибкость», «системность», как критерии оценки знаний и умений выпускников Краевого эколого-биологического центра, способность решать задания различного уровня активности, а также уровень владения ими основными видами и формами учебной деятельности, логично определяют производный от себя фактор — фактор темпов обучения, поскольку преимущества обучающегося, имеющего более высокую обучаемость, перед теми, кто имел более низкую характеристику данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. В данном случае мы заостряем мысль на том, что диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, важнейшим компонентом которой является темп продвижения в обучении.

Поскольку обучаемость может рассматриваться как интегральная характеристика возможностей каждого ребенка, то на ее основе могут разрабатываться пути рационализации и персонификации учебного процесса.

Поэтому при анализе результатов эксперимента нами учитывались и факторы темпов усвоения знаний.

В частности, мы использовали:

1) показатель темпов усвоения знаний, умений (Ту), которое определяли по формуле:

Ту=(Тф/Тэ)х100%,

где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнения эталонного теста конкретным студентам, Тэ — среднестатическое время выполнения эталонного задания;

2) показатель темпов продвижения в обучении (Тп), которое рассчитывается по формуле:

Tn=(Ту/Тэ)х100%,

где Ту - время полного усвоения темы (раздела всей программы) конкретным студентом, Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем;

3) показатель темпов прироста результатов (Тр), который характеризует динамику обучаемости и определяется по формуле:

Тр = (Тn/Тд)х100%,

где Тn — «последующее» зафиксированное значение показателя обучения,

Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя.

Сравнительный анализ темпов усвоения знаний и умений выпускников-экологов экспериментальной и контрольной групп, представлен в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ темпов усвоения детьми КЭБЦ

эколого-биологических знаний и умений в эксперименте и контроле

№ п/п Наименование групп Показатели

Ту Тn Th Тр.э. / Тр.к.

1. Экспериментальная ? 100 % 100 % 4 – 5 % 1,8

2. Контрольная ? 100 % 100 % 2 – 3 %

3. Средний показатель ? 100 % 100 % 3 – 4 %

Данные таблицы указывают на значительное (в 1,8 раза) превышение показателя темпов прироста результатов учащихся экспериментальной группы над аналогичным показателем в контрольной группе.

Проведенные исследования и полученные таким путем данные позволили нам подытожить результаты формирующего эксперимента и сделать ряд выводов:

современная нормативно-правовая база эколого-биологического дополнительного образования детей позволяет в значительной степени модернизировать образовательный процесс в ЭБЦ;

созданная нами модель взаимодействия учащихся-экологов и биологов с дидактической информацией посредством дидактического комплекса смещает в положительную сторону качественные характеристики процесса учения;

позитивные изменения происходят не только в качественных показателях знаний, но, что гораздо важнее, в мотивации учения;

эксперимент позволил выявить не только уровень владения обучающимися различными видами и формами учебной деятельности, но и повысить этот уровень, заложив тем самым потенциальные предпосылки к профессиональной деятельности;

только системный (многоаспектный) сравнительный анализ различных образовательных технологий (дидактических систем) может дать более или менее точное представление об их эффективности;

загрузка...