Дополнительное эколого-биологическое образование детей: модели и технологии (30.08.2007)
Автор: Сотникова Наталья Николаевна
Во время обучения формируется прочная основа экологической деятельности. По меткому замечанию А. А. Вербицкого, усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной. Однако результаты опросов, проведенных нами, показывают, что у четвертой части (22 %) нет мотива интереса к профессии при выборе эколого-биологического направления. Почти треть (29 %) поступающих не уверены в правильности выбора. Дальнейшее исследование мотивационно-ценностной сферы личности обучающихся экологов и биологов осуществлялось с целью выявления динамики отношения к будущей профессиональной деятельности на более старших ступенях обучения. Исследования показали, что предлагаемые нами социокультурные технологии в эколого-биологической образовательной деятельности оказывают значительное влияние на динамику положительного отношения к изучению экологии и биологии, рост которого рассматривается нами как показатель повышения степени сформированности профессионально-гуманистической направленности личности. Количественной характеристикой уровня выполнения деятельности выступал коэффициент усвоения алгоритмов деятельности ( К?), вычисляемый по формуле: Кд = а/р, где а - число правильных выполненных выпускниками экологической школы элементов какого-либо вида деятельности, р - число элементов какого-либо вида деятельности, необходимых для полного выполнения данного вида деятельности. Средний коэффициент качества усвоения знаний оценивался по результатам контрольных срезов. Динамика коэффициента усвоения знаний и сформированности эколого-биологических знаний и умений (рис.3) свидетельствует о развитии как репродуктивной, так и продуктивной деятельности при выполнении заданий. Общий объем усвоенных знаний определялся по формуле: К3 = (ч.з.)/ (ч.д.з), Рис. 3. Динамика коэффициента усвоения знаний «Полнота», «гибкость», «системность», как критерии оценки знаний и умений выпускников Краевого эколого-биологического центра, способность решать задания различного уровня активности, а также уровень владения ими основными видами и формами учебной деятельности, логично определяют производный от себя фактор — фактор темпов обучения, поскольку преимущества обучающегося, имеющего более высокую обучаемость, перед теми, кто имел более низкую характеристику данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. В данном случае мы заостряем мысль на том, что диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, важнейшим компонентом которой является темп продвижения в обучении. Поскольку обучаемость может рассматриваться как интегральная характеристика возможностей каждого ребенка, то на ее основе могут разрабатываться пути рационализации и персонификации учебного процесса. Поэтому при анализе результатов эксперимента нами учитывались и факторы темпов усвоения знаний. В частности, мы использовали: 1) показатель темпов усвоения знаний, умений (Ту), которое определяли по формуле: Ту=(Тф/Тэ)х100%, где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнения эталонного теста конкретным студентам, Тэ — среднестатическое время выполнения эталонного задания; 2) показатель темпов продвижения в обучении (Тп), которое рассчитывается по формуле: Tn=(Ту/Тэ)х100%, где Ту - время полного усвоения темы (раздела всей программы) конкретным студентом, Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем; 3) показатель темпов прироста результатов (Тр), который характеризует динамику обучаемости и определяется по формуле: Тр = (Тn/Тд)х100%, где Тn — «последующее» зафиксированное значение показателя обучения, Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя. Сравнительный анализ темпов усвоения знаний и умений выпускников-экологов экспериментальной и контрольной групп, представлен в таблице 4. Таблица 4 Сравнительный анализ темпов усвоения детьми КЭБЦ эколого-биологических знаний и умений в эксперименте и контроле № п/п Наименование групп Показатели Ту Тn Th Тр.э. / Тр.к. 1. Экспериментальная ? 100 % 100 % 4 – 5 % 1,8 2. Контрольная ? 100 % 100 % 2 – 3 % 3. Средний показатель ? 100 % 100 % 3 – 4 % Данные таблицы указывают на значительное (в 1,8 раза) превышение показателя темпов прироста результатов учащихся экспериментальной группы над аналогичным показателем в контрольной группе. Проведенные исследования и полученные таким путем данные позволили нам подытожить результаты формирующего эксперимента и сделать ряд выводов: современная нормативно-правовая база эколого-биологического дополнительного образования детей позволяет в значительной степени модернизировать образовательный процесс в ЭБЦ; созданная нами модель взаимодействия учащихся-экологов и биологов с дидактической информацией посредством дидактического комплекса смещает в положительную сторону качественные характеристики процесса учения; позитивные изменения происходят не только в качественных показателях знаний, но, что гораздо важнее, в мотивации учения; эксперимент позволил выявить не только уровень владения обучающимися различными видами и формами учебной деятельности, но и повысить этот уровень, заложив тем самым потенциальные предпосылки к профессиональной деятельности; только системный (многоаспектный) сравнительный анализ различных образовательных технологий (дидактических систем) может дать более или менее точное представление об их эффективности; |