Delist.ru

Дополнительное эколого-биологическое образование детей: модели и технологии (30.08.2007)

Автор: Сотникова Наталья Николаевна

Соотнесение самостоятельной работы с предстоящей деятельностью 15,4 13,4 15,6

Контакт с обучающимися 12,1 2,6 3,8

Методика контроля 35,6 39,4 12,5

Указанные причины негативным образом сказываются на сформированности специальных натуралистических умений и навыков, что подтверждается данными самооценки, приведенными в таблице , из которых следует, что подавляющее большинство оценивает собственные умения на «Удовлетворительно», многие - на «неудовлетворительно». Лишь некоторые из умений незначительным числом оценены на «отлично» и «хорошо».

Такие данные получены нами за довольно продолжительный период времени (с 1999 по 2002 гг.), что позволяет говорить о наличии устойчивых тенденций к снижению качества практической подготовки.

Полученные нами данные позволяют фиксировать индивидуальные различия и в деятельности по целеполаганию.

В рамках исследования выяснялось мнение детей и выпускников краевой эколого-биологической школы о технологии постановки целей. Большинство опрошенных (от 65 до 73%) своими ответами показало, что в ходе занятий и самостоятельной работы цели, как правило, ориентируют лишь на овладение знаниями.

В ходе анкетирования уточнялось мнение обучающихся о том, насколько ясно и конкретно формулировались цели занятий. Результаты полученных данных приведены в таблице 2.

Таблица 2

Характер постановки целей (в % к общему числу) в КЭБЦ

Вопрос, ответ Всегда ли цели предстоящей деятельности

были для Вас ясны и достижимы

Всегда Чаще всего Иногда Никогда

Анкетируемая группа

1 год (n=500) 24,4 18,8 30,0 26,8

3 год (n=300) 19,3 10,6 52,0 18,0

Как видно из таблицы 2, педагоги, работающие с детьми на младших ступенях, постановке целей уделяют больше внимания, чем те, кто работают со старшеклассниками. Если суммировать ответы типа «всегда» и «чаще всего», то они соответственно составляют 43,2% и 29,9%. Вместе с тем, в обеих обследованных группах ответы «никогда» (суммарно 44,8%) свидетельствуют о том, что значительная часть педагогов уделяет недостаточно внимания методике постановки целей. Как правило, к числу таких педагогов относятся начинающие специалисты со стажем работы до 5 лет.

Вопрос о целеполагании тесно связан с проблемой содержания эколого-биологического образования. Содержание, построенное на логике целевой деятельности, выступает методологическим и методическим средством достижения промежуточных и конечных результатов в подготовке детей в экологической школе. Из этого вытекает необходимость конструировать содержание как комплексную систему, в основе которой лежит программно-целевой метод планирования и управления процессом преподавания-учения.

В основе перемен рассмотрены подходы к отбору содержания для программ. Предпринятый нами анализ свыше 30 опубликованных в центральной печати программ показал, что основными чертами они обязаны традициям, интуиции и опыту их авторов. Многие программы не учитывают региональной специфики, включаемый в них материал отбирается, в основном, с точки зрения задач самой науки. Элементы дидактического процесса не находят в них соответствующего отражения, что не может не сказаться на качестве образования.

В подавляющем большинстве программы специальных дисциплин перегружены фактическим материалом, в них трудно улавливается профессиональная ориентация, возможность развития личности. Естественно, что такие программы не стимулируют детей к самообразованию, творческому овладению их содержанием.

С целью проверки собственной позиции и выявления отношения педагогов к программам, которыми они пользуются в учебно-воспитательном процессе, нами была разработана 10-балльная шкала критериев, предложенная 20 педагогам для экспертной оценки.

К экспертизе привлекались специалисты со стажем работы не менее 5 лет. Оценка программ проводилась по трем критериям: качество (содержание изучаемых вопросов); количественные характеристики (трудозатраты на усвоение конкретных вопросов и их соотношение); логическая структура. Итоги проведенной экспертизы показаны на рис. 1.

Из него следует, что мнения педагогов в оценке программ 1995-1998 гг. неоднозначны, но большинство единодушны в том, что они нуждаются в корректировках по всем критериям, выбранным для оценивания.

Нами изучалось отношение детей и педагогов к программам: что в них принимают; в отношении чего и как высказываются. Положительно оценили действующие программы лишь 35% школьников 2 года обучения, 29% выпускного 3 года и только 16% педагогов.

Ответы детей свидетельствуют об их неудовлетворенности содержанием учебных дисциплин - его объемами, абстрактностью, оторванностью от реальной практики. В сознании педагогов доминирует профессиональная ориентация.

По мнению всех респондентов, программы должны быть более гибкими, возбуждать интерес к изучаемой науке, не подавлять его объемом информации и академичностью изложения.

В свете сказанного существенное значение приобретают тенденции необходимости программных изменений. Это подтверждается и результатами исследования по самооценке детей (таблица 3).

Такие данные получены нами за довольно продолжительный период времени (с 1999 по 2002 гг.), что позволяет говорить о наличии устойчивых тенденций к снижению качества творческой, научно-практической подготовки.

Практикуемое в дополнительном образовании создание авторских программ не увеличило, по нашему мнению, программных новшеств в эколого-биологическом образовании детей. Отбор содержания и его пропорций по-прежнему осуществляется по принципу компромиссов и традиций внешкольной и внеклассной работы, редко учитываются новые тенденции в образовании, достижения психологии и педагогики.

1 2 3 4

Компоненты критериев

Рис. 1 Оценивание педагогами образовательных программ (1995-1998 гг.)

Таблица 3

Самооценка детей умений, связанных с научно-практической

деятельностью (в % к общему числу)

(в числителе показатели обучающихся, в знаменателе - педагогов)

Виды умений Оценка (n= 1500)

«отлично» «хорошо» «удовл.» «неудовл.»

Умения организовать полевые наблюдения 5,5/- 8,5/24,2 70,5/56,7 15,5/19,1

Умения фиксировать наблюдаемое 29,5/2,9 17,0/19,4 31,5/46,7 22,0/30,0

загрузка...