Delist.ru

Дополнительное эколого-биологическое образование детей: модели и технологии (30.08.2007)

Автор: Сотникова Наталья Николаевна

В данной главе рассматриваются причины переориентации ценностных смыслов эколого-биологического образования как необходимое условие, позволяющее максимально вписаться человеку в окружающую среду.

Приоритетами становятся общечеловеческие ценности, где в процессе освоения содержания эколого-биологического дополнительного образования представляется возможность формировать способности к экологическому смыслопоиску, экологической самоорганизации, к ответственности за возможные отрицательные следствия проектируемых процессов деятельности (С.Н. Глазачев, О.С. Анисимов).

Как показывает анализ научно-теоретической отечественной и зарубежной литературы, введение эколого-биологической образовательной области в последнее десятилетие становится особенно зримым. Одна из причин в том, что экологическая образовательная сфера связана с повседневной жизнью. Сейчас все чаще идет речь о выживании человека и человечества. Существующий образ жизни, с экологической точки зрения отражающийся в образовательных системах, делает невозможным, а чаще всего нежелательным повторение моделей опыта, успешно «сработавшего» в прошлом. Кроме того, нужно признать, что имеющиеся исследования и разработки в этом направлении больше ориентируют на экологическое воспитание, чем на выявление природы и механизма влияния содержания на обучение, воспитание и развитие, на личностную сферу, выработку нравственно-гражданской ответственности и воспитание экологической культуры личности.

Экологическая культура личности и общества представляет собой ведущий компонент цивилизационной парадигмы перехода регионов на модель устойчивого развития через коэволюцию с природой. В силу этого общим условием для непрерывности дополнительного образования является перестройка образовательного процесса на приобретение знаний и навыков, соответствующих новым целям и задачам дополнительного и эколого-биологического образования, охватывающего все уровни жизненных проявлений, становления и развития человека, его социализации. Социализация утверждает индивида в социуме, предполагая признание в качестве высшей ценности права свободного выбора в удовлетворении потребностей познания, развития творчества, общения, повышения уровня образованности. Такие установки вносят в дополнительное образование полноценность, от которой во многом зависит характер отбора содержания образования и деятельность детей, позволяет осуществить необходимый переход от антропоцентрической парадигмы к экоцентрической. В ней культурные стратегии и способ их осуществления в образовательных системах эколого-биологического дополнительного образования сможет решаться более успешно.

В подходах к реализации экологической культуры существует широкий разброс мнений как зарубежных (Д.П. Марш, Т. Пишо, Д. Мюир), так и отечественных ученых (В.И. Вернадский, Ч. Шухерт, А.П. Павлов и др.) Координацией усилий различных стран в этой сфере занимается ЮНЕСКО.

В широком смысле слова экологическая культура отражает умение человека жить в гармонии с окружающей природной средой, предвидеть последствия своей преобразующей деятельности, умение управлять сложными научно-техническими системами, брать на себя ответственность за судьбу планеты, сохранение всего живого на Земле.

Развитие экологической культуры в сложившейся ситуации строится на новой идеологии, утверждающей не только запретительные и охранительные основы, но и социальные практики комплексного взаимодействия сложных систем (экономических, биологических, социальных, нравственно-эстетических и др.), способных сохранить важнейшие природные ресурсы, все живое и самого человека. Такая идеология требует введения в дополнительное образование совокупности знаний о достижениях биологии, экологии, социологии, культурологии, психологии и других наук.

Исследовательский научный поиск по выявлению оптимальных условий формирования экологической культуры у детей в дополнительном образовании и созданию эффективного педагогического процесса заключается прежде всего в реализации культурологического подхода. Он рассматривает образование в контексте мировой и отечественной культуры и гуманистических устремлений в воспитании, способствует развитию и целостному самоопределению личности. Это предопределяет необходимость усиления роли в образовательном процессе духовности, человеческой сущности, нового взгляда на человека как на сложно организованный духовный организм, развивающийся в гармонии с общечеловеческой культурой.

Таким образом, контекст культуры применительно к эколого-биологическому дополнительному образованию предусматривает воспитание:

- личностной экологической культуры, направленной на сохранение собственной жизни и продолжение рода, в сочетании с культурой потребления в быту в соответствии с физиологически необходимыми потребностями человека;

- культуры потребления «даров природы», которая ограничивала бы инстинкт безудержного потребительства;

- культуры поведения в природе, исключающего причинение ей ущерба, и взаимодействие с ней без нанесения вреда собственному здоровью;

гражданской ответственности за состояние природы, ее сохранение и улучшение в интересах ныне живущего, будущего поколений, признания самоценности природы;

- культуры труда в природе, с природными материалами и вторичными ресурсами;

- целостного экологического сознания на этапе допрофессионального становления.

??????Y???

????h80

????h80

????h80

, и в предложенном варианте могут выступить основой для воспитания экологической культуры.

Полноценность образования во многом зависит от степени преодоления репродуктивного, обезличенного характера содержания образования. С нашей точки зрения, это всецело относится и к дополнительному образованию.

Обычно главным показателем содержания образования представляют совокупность знаний, умений, навыков (ЗУНов). В настоящее время сложилась влиятельная позиция критического отношения к подобному упрощению сущности содержания образования, включение в содержание не только знаний о природе, обществе, человеке, ноосфере и технике, способах деятельности, но и опыта творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем. Главным при этом является самостоятельность, претворение ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации; опыт ценностного отношения к миру, другим людям; эмоциональное восприятие личностью объектов, включенных в ее систему ценностей.

Для дополнительного образования по профилю «биология» сферами самоопределения личности также являются природа, человек, общество и ноосфера. Ориентация на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей предполагает комплексность информационного поля с обязательной экологизацией содержания. Это обеспечит конкретную структуру и полноту образовательного процесса субъектов познания на основе рассмотрения главных экологических идей, теорий, законов и фактов научного, гуманистического и прикладного характера.

В системе образования накапливаются противоречия, которые вплотную подводят к пониманию исходных принципов конструирования содержания эколого-биологического образования, таких как универсальность, интегративность и целостность картины мира. Регионализация содержания образовательных программ и всей педагогической деятельности не сопровождается экологизацией. Между тем почти всегда развитие культуры шло по региональному принципу, человек овладевал культурной традицией своего народа. Начиная с XIX века, когда культурные связи необычайно расширились, появилась реальная возможность развивать свои национальные традиции, знакомиться с принципиально другими схемами, возможностями развития. Плюрализм культуры как фон для развития экологической культуры раскрывает широкое поле для ассоциаций. Рождение новых идей, новых образов возможно только по принципу далеких ассоциаций. Расширение и углубление поля ассоциаций приводит к такому положению, когда человек может выдвинуть принципиально новые идеи, создать новые образы. С одной стороны это как бы ограничение притязаний, поскольку он лишь звено, одно из звеньев в гигантской цепи развития мировой и экологической культуры. С другой стороны человек оказывается перед возможностью необычайно широкого выбора для рождения принципиально новых положений, идей и творческой деятельности. Культура выдвигает требования к реализации в практике дополнительного образования деятельностно-творческого подхода. Ориентация дополнительного биологического образования на творческую деятельность при формировании экологической культуры является одним из ведущих средств. Образовательный процесс при реализации деятельностно-творческого подхода строится не на дидактизме и ретрансляции навыков, знаний, умений, а на общении и развитии творческого потенциала детей, обеспечивая биолого-экологический личностный рост его участников, их самореализацию через различные виды деятельности.

Эколого-биологическое образование признается в настоящее время в качестве одного из действенных средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, здорового образа жизни самого человека и др. Однако функционирующие в нем системы вызывают нарекания у специалистов и общественности из-за невысокой их эффективности. При анализе образования как системы рассмотрены и уточнены понятия «образовательно-воспитательная система» и «педагогическая система». При всем многообразии дефиниций, смысл, вкладываемый в них, вполне соответствует требованиям, предъявляемым к любой сложной системе, поскольку представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов-целей, содержания, методов, средств и организационных форм, характеризующих в инвариантном виде все составляющие собственно педагогической деятельности в данных условиях.

Опираясь на личностно-ориентированный подход при определении сущности содержания образования и применяя его в качестве основы, мы определили понятие «содержание биологического образования» как систему взаимосвязанных концептуальным единством элементов, обладающих внутренней целостностью и экологической содержательной составляющей, обеспечивающих непрерывное воспроизведение и развитие личностной экологической культуры.

Системное видение живой природы привело к утверждению первичности, универсальности, равноважности трех форм биологической организации: клеточно-организменной, популяционно-видовой и биосферно-биогеоценотической (принцип полицентризма). При таком рассмотрении формы организации жизни так соотнесены друг с другом, что нижележащая система как бы «вложена» в вышележащую (организм - элемент популяции, популяция - элемент биоценоза).

Системная классификация как важное дидактическое условие в биологии дает возможность выявить три группы абстрактных объектов: организм (клетка), вид (популяция), биосфера (экосистема) - вокруг которых строится эколого-биологическое образование.

Изучение опыта работы по организации эколого-биологического дополнительного образования детей в условиях деятельности образовательных учреждений ДОД позволяет выделить:

- феноменологический (естественно-исторический) подход. Он обычно трактуется как описательный, фактологический, ориентирующийся на непосредственно наблюдаемые особенности и свойства изучаемого объекта, явления или процесса;

- сущностный (физико-химический) подход. Ориентируется на внутренние, не выявляемые путем непосредственных наблюдений в природе, особенности и связи изучаемых объектов, явлений и их компонентов, а также на различные связи между описывающими их законами, понятиями, категориями;

- эволюционный подход. Важной особенностью этого подхода является формирование стиля научного мышления. В контексте эколого-биологического образования это означает систему норм, выработанных в ходе многовекового развития биологической науки, инвариантных для всех ее отраслей. Одной из определяющих черт эволюционного подхода является всесторонний, разноплановый анализ изучаемых явлений и процессов.

Все три подхода к организации эколого-биологического образования в эколого-биологических учреждений ДОД сложились исторически и дополняются дидактическим аспектом, получившим название информационного. Он связан с различными видами использования учебного материала, с разной последовательностью и нормированностью по времени изучения и объему.

Основными принципами эколого-биологического познания, которыми должен обладать обучающийся ступени дополнительного образования детей должны быть: детерминизм (причинность), системность, историзм (эволюционизм), редукционизм и интегратвизм, синергизм (самоорганизация, саморазвитие). Принципы причинности, системности, историзма - связаны отношением дополнительности, они не противоречат друг другу, совместимы один с другими и только в совокупности дают исчерпывающую научную характеристику живых систем, рассматриваемых в биологии.

Результатами эколого-биологического образования выступает сформированность эколого-биологической картины мира как составляющей общей культуры личности.

В теоретико-концептуальном плане построения гуманитарно ориентированного базиса современного эколого-биологического дополнительного образования нами предлагается выделение следующих основных компонентов:

1. Этико-гуманистический. Предусматривает усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного знания, к анализу моральной и социальной ответственности.

2. Историко-корреляционный. Направлен на активизацию принципа историзма в преподавании с учетом синхронно-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества.

3. Философско-методологический. Предусматривает выявление и всестороннее использование философского анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с объективной реальностью, широкое использование активных методов формирования философских основ мировоззрения.

4. Интегративно-культурный. Основан на расширении спектра практического использования междисциплинарных связей на уровнях научной и историко-культурной синхронизации и междисциплинарной коррекции.

загрузка...