Delist.ru

Дополнительное эколого-биологическое образование детей: модели и технологии (30.08.2007)

Автор: Сотникова Наталья Николаевна

1. Проектировочный (1997-2000 гг.). Изучалась практика биологической и эколого-биологической подготовки; проводился сбор эмпирических данных о специфике биологического и эколого-биологического образования; осуществлялся анализ литературы, учебно-программной документации, опыта отечественного и зарубежного дополнительного образования; выявлялись противоречия в теории и практике данной подготовки. В итоге были определены проблема, общая гипотеза, методология и понятийный аппарат исследования, осуществлена предварительная разработка модели современного дополнительного эколого-биологического образования детей, созданы концептуальные модели научно-методических разработок по совершенствованию содержания, форм, методов учебной работы в Краевом эколого-биологическом центре, определены структура и функции управленческой деятельности.

2. Теоретический (2000-2002 гг.). Продолжался информационный и научный поиск на основе изучения литературы; осуществлялась разработка и реализация концепции обновления эколого-биологического образования в аспекте повышения ее качества и развития эколого-биологической культуры детей; исследовались сущность, структура и функции дидактического управления; разрабатывались экспериментальные методики, дидактические комплексы, включавшие в себя программы учебных дисциплин, пособия, рекомендации, руководства, осуществлялась их апробация в учебно-педагогическом процессе.

3. Организационно-деятельностный (2002-2005 гг.). Проводился педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутых гипотетических положений; корректировались выводы, полученные на предыдущем этапе исследования; осуществлялись количественный и качественный анализ экспериментальных данных; проводилась работа с педагогами, подготавливалась монография, готовилось к изданию учебное пособие по педагогике ДОД.

4. Рефлексивно-оценочный (2005-2006 гг.). Методологическая и теоретическая рефлексия. Обобщение результатов исследования. Оформление рукописи диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна. Результаты фундаментального междисциплинарного педагогического исследования проблемы дополнительного эколого-биологического образования представлены на стыке философии, общей педагогики, общей и возрастной психологии. В данном контексте решена крупная научная проблема, заключающаяся в разработке концептуальных основ дополнительного эколого-биологического образования детей, включающих методологические, теоретические и методические аспекты. Ключевой компонент исследования – культурологический и аксиологический подходы - обеспечили выявление глубоких противоречий в современном дополнительном эколого-биологическом образовании, выявление системных характеристик обновленного дополнительного образования как важнейшего условия формирования экологической культуры детей в соответствии с личностными возможностями, интересами и потребностями на основе самоопределения личности, ее ценностных ориентаций, жизненных смыслов и мотиваций.

В концептуальном и научно-методическом плане разработана педагогическая концепция обновления эколого-биологической подготовки подрастающего поколения в структуре непрерывного организационно-образовательного процесса, которая раскрывает суть исследуемого феномена, системно объединяет модель, алгоритм, технологии, а также раскрывает механизмы, условия и факторы оптимизации формирования экологической культуры на основе использования инновационных педагогических технологий дополнительного эколого-биологического образования детей. Комплекс научно-практических методов, созданных и апробированных под руководством автора в ряде учреждений дополнительного эколого-биологического образования различного уровня обеспечил получение и обобщение новых научных данных, которые расширяют представления о возможностях, сущности, содержании и организации личностного развития учащихся в сфере дополнительного образования. Эти новые научные результаты фундаментального и прикладного характера выражаются в следующем.

1. Выявлены методологические предпосылки исследования проблемы эколого-биологической подготовки детей в современных условиях, в частности на основе методологического анализа сущностной характеристики образования как сложного многопланового феномена, в частности, социально-культурного и социально-педагогического, определены стратегические ориентиры и пути обновления дополнительного эколого-биологического образования детей.

Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат за счет введения новых категорий и уточнения уже имеющихся понятий, в частности: «эколого-биологическое образование», «социокультурные технологии», «эколого-биологическая подготовка учащихся», «экологическая культура личности и общества», «культурные стратегии эколого-биологического дополнительного образования», «культура труда в природе», «целостное экологическое сознание на этапе допрофессионального становления», «деятельностно-творческий подход в дополнительном эколого-биологическом образовании».

2. Раскрыты сущностные характеристики системы дополнительного эколого-биологического образования детей:

- на основе историко-педагогического анализа выявлены качественно отличающиеся друг от друга периоды становления системы эколого-биологической подготовки детей, отражающие: определение эмпирических основ преподавания естествознания в школе и одновременно эмпирических основ преподавания естественнонаучной подготовки во внеклассной и внешкольной работе (вторая половина (XX века); определение теоретических основ преподавания естествознания школе и теоретических основ естественнонаучной подготовки детей во внеучебное время (вторая половина XIX - начало XX вв.); Решение актуальных практических задач биологической подготовки школьников (вторая половина XX в. - настоящее время). Именно с данного периода в биологическом дополнительном образовании детей начинают накапливаться противоречия, которые отражают противостояние традиционным и инновационным подходам;

- рассмотрены причины переориентации ценностных смыслов эколого-биологического образования как необходимого условия, позволяющего максимально гармонизировать взаимоотношения человека с окружающей его средой;

- на основе аксиологического анализа проблемы выделены культурно-гуманистические функции эколого-биологического образования (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций);

- доказано, что в русле гуманистического подхода содержание эколого-биологического образования должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности к окружающему миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих ее поведение в разнообразных жизненных ситуациях (приоритетами при этом становятся общечеловеческие ценности, где в процессе освоения содержания эколого-биологического дополнительного образования представляется возможность формировать способности к экологическому смыслопоиску, экологической самоорганизации, к ответственности за возможные отрицательные следствия проектируемых процессов деятельности);

- в рамках личностно ориентированного подхода определено содержание эколого-биологического образования как системы взаимосвязанных концептуальным единством элементов, обладающих внутренней целостностью и экологической содержательной составляющей и обеспечивающих непрерывное воспроизведение и развитие личностной экологической культуры;

- выявлено, что проблема кризиса эколого-биологического образования рассматривается в плоскости противостояния разных культур. Во многом это объясняется несовершенством отбора содержания для естественнонаучных дисциплин, требующих переориентации ценностных смыслов; глубокой экологизации, перехода на новую парадигму, приобщающую к культуре; готовности и способности к жизненному самоопределению, открывающую возможность достижения гармонии с собой и окружающей средой;

- на основе изучения опыта работы по организации эколого-биологического дополнительного образования детей в условиях деятельности образовательных учреждений выделены феноменологический (естественно-исторический), сущностный (физико-химический) и эволюционный подходы, сложившиеся исторически и дополняющиеся дидактическим аспектом, получившим название информационного, который связан с различными видами использования учебного материала, с разной последовательностью и нормированностью по времени изучения и объему;

- раскрыты основные принципы эколого-биологического познания: детерминизм (причинность), системность, историзм (эволюционизм), редукционизм и интегратизм; принципы причинности, системности, историзма - связаны отношением дополнительности, они не противоречат друг другу, совместимы один с другими и только в совокупности дают исчерпывающую научную характеристику живых систем, рассматриваемых в биологии;

- определены предполагаемые результаты эколого-биологического образования - сформированность эколого-биологической картины мира как составляющей общей культуры личности;

- выделены следующие основные гуманитарно ориентированные компоненты эколого-биологического образования: этико-гуманистический (предусматривает усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного знания, к анализу моральной и социальной ответственности); историко-корреляционный (направлен на активизацию принципа историзма в преподавании с учетом синхронно-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества); философско-методологический (предусматривает выявление и всестороннее использование философского анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с объективной реальностью, широкое использование активных методов формирования философских основ мировоззрения); интегративно-культурный (основан на расширении спектра практического использования междисциплинарных связей на уровнях научной и историко-культурной синхронизации и междисциплинарной коррекции); гуманитарно-гностический (выражается в использовании, наряду с естественнонаучными, и гуманитарных методов познания и исследования в процессе обучениями детей); социально-презентивный (предусматривает корреляцию содержания учебных программ с современным уровнем научного знания, социальными, природно-ресурсными реалиями общества на региональном, федеральном и планетарном уровнях); эколого-деятельностный (направлен на актуализацию внимания к экологическим, аспектам деятельности); эстетико-эмоциональный (предусматривает необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности); креативно-развивающий (выражается в сочетании информативных, технологических методов обучения с концептуально-аналитическими, способствующими переводу обучающихся детей из объекта обучения в субъект деятельности, что создает условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования).

3. Разработана педагогическая концепция дополнительного эколого-биологического образования детей, которая системно объединяет модель, алгоритм, технологии, а также раскрывает механизмы, условия и факторы оптимизации формирования экологической культуры на основе использования инновационных педагогических технологий; обоснована совокупность положений

эколого-биологической подготовки подрастающего поколения в системе дополнительного образования детей, включая определение цели, задач, содержания, ожидаемых результатов.

4. Разработаны вариативные модели организации работы области эколого-биологического дополнительного образования для соответствующих образовательных учреждений с ориентацией на феномен культуры, принцип непрерывности, рефлексию; смысловым ядром инновации обучения при разработке данных моделей является их направленность на понимание учащимися значения жизни как наивысшей ценности, на обучение строить свои отношения с природой, другими людьми на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде; на обучение обладанию общей и экологической культурой, обретению фундаментальных эколого-биологических знаний и знания общей картины мира; на овладение методологией биологического познания и методами исследования; на овладение информационными технологиями и приемами учебной деятельности.

5. Представлены дидактическая система эколого-биологической подготовки детей как проекта деятельности педагога экологической школы в условиях модернизированной организационно-образовательной системы непрерывного дополнительного образования детей в следующей логике действий: целевая структуризация: определение целей и направлений деятельности эколого-биологического центра в соответствии с социальным заказом; выбор принципиальной схемы построения дидактической модели дополнительного образования детей применительно к эколого-биологическому центру; разработка внутренней структуры компонентов модели, включающей и объединяющей пять подпространств: целевого, содержательного (информационного), деятельностного, общения и результативного; дидактические комплексы, включающие комплекты образовательных программ методических пособий, позволяющие эффективно управлять педагогической деятельностью участников образовательного процесса в дополнительном эколого-биологическом образовании детей; комплекс научно-практических методов, созданных и апробированных под руководством автора в ряде учреждений дополнительного эколого-биологического образования различного уровня обеспечил получение и обобщение новых научных данных, которые расширяют представления о возможностях, сущности, содержании и организации личностного развития учащихся в сфере дополнительного образования.

6. Обоснована и апробирована инновационная социокультурная технология обучения, которая позволяет вырабатывать ценностные суждения, глубину научных, в том числе эколого-биологических познаний в области человековедения, способность к диалогическому общению, активизировать творчество, обеспечить непрерывность, самостоятельность и готовность к трансляции экологической культуры, в результате внедрения которой изменился в сторону положительной динамики целый ряд личностных параметров темпов обучения, что дало возможность определить данную технологию как эффективную.

Разработанная в диссертации совокупность концептуальных положений и выводов содержит решение новой научной проблемы. Диссертационное исследование открывает новое направление в педагогике – педагогику дополнительного эколого-биологического образования, включающую разработку концепции эколого-педагогической подготовки учащихся, продуктивную модель технологии обучения и программы, обеспечивающие ее успешность, принципы и закономерности ее функционирования. В работе творчески осмыслены, проанализированы, изучены идеи культурологического, аксиологического и рефлексивно-управленческого подходов как системообразующие и модернизирующие систему эколого-биологической подготовки в дополнительном образования детей в условиях постоянно обновляющегося социума и науки

Практическая значимость исследования определяется тем, что в созданном учебном пособии - педагогике дополнительного образования детей, содержатся теоретические положения и выводы, рекомендованные по научному обеспечению эколого-биологической подготовки детей. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений и системе повышения квалификации работников образования. Разработанная и экспериментально проверенная модель дополнительного образования может служить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены четкостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объему, цели, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатов, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных, а также контрольным сопоставлением результатов исследования с материалами других авторов.

Диссертационное исследование выполнено в контексте государственной программы «Развитие педагогического образования России на 2001-2010 годы» и в рамках комплексного научно-педагогического исследования «Развитие непрерывного экологического образования в крае (2002-2010 гг.)» (утверждено решением Коллегии Министерства образования Ставропольского края от 10.10.02 г.).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных (Минск, Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь), Всероссийских (Новосибирск, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Пятигорск), региональных научных и научно-практических конференциях по проблемам естественнонаучного образования и подготовки кадров в педагогических вузах.

С докладами и сообщениями соискатель выступал на XIX и XX Южно-Российских психолого-педагогических чтениях по теме «Модернизация дополнительного эколого-биологического образования в современных условиях», на Коллегии Министерства образования Ставропольского края, «Августовских педчтениях» педагогов дополнительного образования, учителей школ Ставропольского края, ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава СГУ, СКГТУ, СГПИ и других вузов г. Ставрополя и края. Результаты исследования включались в работу учреждений дополнительного образования, научно-методических семинаров по дополнительному образованию детей, проводимых Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования.

Практическое внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе эксперимента путем разработки учебных планов, программ, учебных пособий и научно-методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования. Ряд дидактических материалов и пособий, разработанных в процессе выполнения исследования, используются в опыте работы педагогических коллективов: педагогических колледжей (Буденовском, Ессентукском, Железноводском, Светлоградском) Ставропольского края, а также школ г. Ставрополя и Ставропольского края.

Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогического образования Ставропольского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, Ставропольского государственного университета, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, научно-методических семинарах-практикумах, педагогических советах образовательных учреждений г. Ставрополя, представлены в аннотационных отчетах о деятельности экспериментальных площадок и в выступлениях на конференциях различных уровней, включая международные конференции.

Отдельные результаты исследования были отмечены на Всероссийском конкурсе воспитательных систем учреждений ДОД (Москва, 2003 г.); грантом Института «Открытое общество» за участие в конкурсе «Школа толерантности» в номинации «Школьные СМИ» (Москва, 2002 г.); грантом Всероссийского конкурса методических комплексов образовательных программ для учреждений ДОД (Москва, 2004 г.) и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современное дополнительное эколого-биологическое образование характеризуется наличием глубоких противоречий. Сложившаяся в прошлом система внешкольной и внеклассной работы не соответствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации. Коренные изменения в образовательной практике могут быть достигнуты только на основе обновленного дополнительного образования, которое нуждается в теоретическом переосмыслении.

2. Одним из перспективных направлений развития системы биологической подготовки детей в условиях эколого-биологического центра является дополнительное непрерывное эколого-биологическое образование, предполагающее его постоянное обновление. Данная система предполагает организацию такого педагогического процесса, в котором возможна подготовка в соответствии с личностными возможностями, интересами и потребностями на основе самоопределения личности, ее ценностных ориентации, жизненных смыслов и мотиваций.

3. Эколого-биологическое образование, являясь частью системы непрерывного образования в контексте «образование-труд-занятость», позволяет осуществлять гармоничное развитие сущностных сил и творческих возможностей личности. Ключевым элементом обновленной организационно-образовательной системы является гуманизация, составляющая важнейшую характеристику нового экологического мышления, образа жизни в будущем, подхода к совершенствованию содержания эколого-биологического образования, которое выступает одним из средств формирования экологической культуры в образовательном процессе. Технологически это связано с реализацией культурологического и аксиологического подходов к отбору содержания, новых технологий эколого-биологического образования, которые заключаются в обеспечении

субъектной позиции развития личности.

4. Структурно-функциональное и содержательно-технологическое обновление эколого-биологического образования предполагает преобразование ролей и функций в педагогическом процессе и утверждение субъект-субъектных отношений. Это становится возможным благодаря применению новых управленческих идей, основанных на системном, процессном, рефлексивном, ситуационном и других подходах. Наиболее эффективно они реализуются в структуре дидактического управления, которое является фактором творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. Реализуемый в управленческом цикле индивидуально-творческий и деятельностный подходы предусматривают диагностику творческих потенций обучающихся, учет мотивации обучающихся и ее динамики в процессе образовательно-профессиональной подготовки, создание условий для самореализации и саморазвития личности.

Структура диссертационной работы отражает логику исследования проблемы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

загрузка...