Delist.ru

Дополнительное эколого-биологическое образование детей: модели и технологии (30.08.2007)

Автор: Сотникова Наталья Николаевна

- субъективной ориентацией педагога на активную в познавательном отношении творческую личность обучающегося и существующими моделями и технологиями их реализации;

- созданием дополнительных образовательных программ нового поколения, содержащих не только разные уровни сложности для групп детей и отдельных обучающихся, отвечающих социально-культурным особенностям того или иного региона, и отсутствием научно обоснованных требований и критериев при их разработке;

- разработанной моделью межличностного взаимодействия педагогов и обучающихся и научно обоснованными подходами в решении данной проблемы в педагогике дополнительного образования;

- действительным состоянием эколого-биологической подготовки детей и потребностями в новом экологическом и синергическом видении мира;

- субъективной ориентацией педагогов на социально зрелую и активную в познавательном отношении личность обучающихся в учреждениях ДО, неоднородностью социального опыта, когнитивных программ и жизненными смыслами обучающихся;

- обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией обучающихся на содержание, которое будет способствовать жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических и экологических условиях;

- целостностью биологического содержания и овладением его обучающимися через множество предметных областей, и развитием экологической культуры;

- пассивной позицией обучающихся в отношении к природе и принципиально инициативной в социальном смысле позицией ее сохранности.

На систему дополнительного образования детей серьезное воздействие оказывает смена социальных мнений и позиций при одновременном сохранении ориентации на воспроизводство заданных норм, знаний, умений через дополнительное образование и посредством него, что наталкивает на противоречие с целью, задачами, содержанием эколого-биологического ДОД, определяемых с позиций новой экоцентрической парадигмы, в то время как модели и технологии - со старой, антропоцентрической. Данное противоречие снижает качество эколого-биологической подготовки детей в ДО.

Решение столь комплексной цели, предполагает социокультурный контекст ее рассмотрения при моделировании системы дополнительного образования, что позволяет продуманно осуществить инновации, рассмотреть и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Эффективное осуществление модернизации системы ДОД и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых в прошлом подходов, в основном сложившихся на эмпирической основе.

В связи с этим возникает проблема исследования. Она состоит в разрешении противоречий между потребностями общества и сложившейся организационной, структурно-функциональной и содержательно-технологической системой существующего современного дополнительного эколого-биологического образования детей, а также факторами, детерминирующими возможности повышения качества образования и воспитания экологической культуры личности обучающихся.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования - процесс эколого-биологического дополнительного образования детей.

Предмет исследования - модели, технологии и программы в системе

дополнительного эколого-биологического образования детей.

Гипотеза исследования - дополнительное эколого-биологическое образование детей будет эффективным, если:

- оно рассматривается как особое, самоценное направление в системе непрерывного образования и как важнейшее условие личностного развития в целом, и экологической культуры детей, в частности;

- для его реализации создаются модель и технологии, отражающие идеи экоцентрической парадигмы;

- диагностика его результатов направлена на выявление эффективности конкретных программ и технологий, а не только на определение уровня знаний;

- в содержании биологической направленности обучения экологический компонент будет рассматриваться как ведущий, интегративный;

- разработана система факторов обновления эколого-биологического образования, включающая оптимальную интеграцию и взаимообогащение с широким кругом смежных наук о природе и науке о жизни - биологии и экологии, реализацию педагогических условий эффективного управления эколого-биологической подготовкой учащихся.

Задачи исследования:

1) выявить тенденции современного эколого-биологического дополнительного образования детей;

2) на основе сущностной характеристики образования как сложного многопланового феномена определить стратегические ориентиры и пути обновления системы эколого-биологического дополнительного образования детей;

3) разработать концепцию, обосновать совокупность положений эколого-биологической подготовки подрастающего поколения в системе дополнительного образования детей, включая определение цели, задач, содержания, ожидаемых результатов;

4) разработать вариативные модели организации работы в области эколого-биологического дополнительного образования для соответствующих образовательных учреждений с ориентацией на феномен культуры, принцип непрерывности, рефлексию;

5) разработать дидактическую систему эколого-биологической подготовки детей как проекта деятельности педагога экологической школы в условиях модернизированной организационно-образовательной системы непрерывного дополнительного образования детей;

6) провести опытно-экспериментальную работу по верификации, апробации и практической реализации основных теоретических положений исследования.

Общую методологию исследования составили философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; философия субъектно-гуманистического подхода; концепции нового мышления, взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторов творческого развития личности, соотношения стихийного и управляемого в процессе общественного развития, многофакторного характера развития личности.

Исследование выполнено также на основе системного и синергетического подходов, общих положений логики, теории познания, моделирования, сравнительной педагогики, отечественной дидактики и педагогической прогностики.

Методология педагогического исследования включает философские положения об объективных тенденциях развития общества и науки, о соотношении содержания и формы, исторического и логического в педагогическом познании, об иерархичности и функциональности систем; логические категории причины и следствия, необходимости и случайности; законы противоречия и единства противоположностей, развития; закономерностей и принципов дидактики; положения психологии о деятельностнои сущности учения, общей и рефлексивной теории управления.

Теоретическими источниками исследования явились теории целостного подхода (А.М. Арсеньев, В.Г. Афанасьев, Б.Б. Блум, Дж. Дьюи, В.С. Ильин, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, В. Оконь, С.Л. Рубинштейн, Ю.П. Сокольников, Д.Н. Узнадзе и др.), общая методология педагогической науки (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Г.Н. Волков, В.В. Краевский, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.), теория творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский и др.), теория учебной деятельности (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин и др.), теория психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), теория технологии обучения (А.А. Вербицкий, М.М. Левина, И.И. Легостаев, Н.Ф. Талызина, Н.Е. Щуркова, Ф. Янушкевич и др.), теория управления (Н. Винер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.А. Данилов, Л.Н. Ланда, А.Н. Леонтьев, Б. Скиннер, B. М. Монахов, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин и др.).

В своей совокупности эти исследования позволили определить специфику современного этапа развития дополнительного эколого-биологического образования детей и новые ориентации общества относительно его развития; теоретически обосновать модель и технологии обучения детей в системе дополнительного образования детей, биологической направленности, необходимость его обновления в контексте нового экологического мышления и факторов его модернизации, выявить соотношение традиций и инноваций в организации системы дополнительного эколого-биологического образования; сформулировать концепцию разработки программ эколого-биологического образования и их функциональную роль в развитии личности.

В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения. Кроме того, при обосновании содержательно-целевого проекта обновления дополнительного эколого-биологического образования для эколого-биологических образовательных центров мы исходили из культурно-исторической и гуманистической сущности педагогики как общекультурной человеческой деятельности (Б.С. Гершунский, С.Н. Глазачев, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др.). В целом моделирование в исследовании опиралось на потенциал философских и психолого-педагогических идей (Н.М. Амосов, С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, Д.П. Горский, П.В. Копнин, Э.Г. Костяшкин, И.Б. Новик, В.Н. Садовский, В.А. Штофф и др.).

В рамках методологии системного анализа использован номинативно-структурный подход, который потребовал осуществления системы операций, связанных с определением методологического и базисного уровней концепции исследования, ведущих идей и методов ее теоретического обоснования и экспериментального подтверждения, научного описания изучаемого феномена, оценки степени соответствия разработанной концепции реалиям педагогической действительности.

Ведущая идея исследования исходит из необходимости разработки путей обновления дополнительного эколого-биологического образования детей с учетом изменившихся социально-экономических и нравственно-психологических ориентаций общества и потребностей инноваций в дополнительном образовании, которые возможны лишь в условиях модернизированной организационно-образовательной системы, где доминантой выступает самоопределение личности обучающегося как фактор успешности ее интеллектуального и нравственного развития.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений нами привлекалась совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был использован метод, адекватный исследуемому вопросу. На теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование, обобщение опыта); опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрические (анализ продуктов деятельности учащихся и педагогов); экспериментальные (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперимент); количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, рисунков).

Организация и этапы исследования. Источниками информации для решения поставленных в исследовании задач явились опыт эколого-биологической подготовки детей в дополнительном образовании Ставропольского края, личный опыт педагогической, научно-педагогической и административной работы соискателя в Краевом эколого-биологическом центре г. Ставрополя; личное участие соискателя в составе временных научно-исследовательских коллективов по созданию Концепции непрерывного экологического образования в крае, региональных образовательных программ непрерывного дополнительного образования детей; работа в составе редакционной коллегии журнала «ЭКО. Экология. Культура. Образование», личное участие в подготовке совещаний, международной конференции по проблемам дополнительного образования подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях.

Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Краевого эколого-биологического центра в г. Ставрополе, ГОУ ДОД Центра экологического воспитания г. Светлограда, ГОУ ДОД Станции юных натуралистов г. Новопавловска, ГОУ ДОД Экологического центра г. Георгиевска, ГОУ ДОД Станции юных натуралистов г. Невинномысска Ставропольского края, МОУ СОШ №27, №18, №23 г. Ставрополя; исследованием были охвачены педагоги и научные сотрудники, работающие с учащимися Ставропольского края - всего более 10 000 обучающихся.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

загрузка...