Delist.ru

Дополнительное эколого-биологическое образование детей: модели и технологии (30.08.2007)

Автор: Сотникова Наталья Николаевна

Сотникова Наталья Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ЭКОЛОГО-БИОЛГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ

Специальность 13.00.01 - общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ставрополь - 2006

Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Глазачев Станислав Николаевич

Официальные оппоненты: действительный член РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Борисенков Владимир Пантелеймонович

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Захлебный Анатолий Никифорович

доктор педагогических наук, профессор

Поволяева Марина Николаевна

Ведущая организация: Московский педагогический государственный

университет

Защита состоится 12 сентября 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по присуждению ученой степени доктора наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».

Автореферат разослан « » 200 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Дармодехина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Перспективы развития дополнительного образования детей в трансформируемой социальной и культурной среде связаны с растущей необходимостью усиления ее гуманизации, разработкой новых стратегий обучения, опережающим развитием общеобразовательной школы, разработкой новых стратегий профессионального обучения. Такие перспективы развития отражены в ряде нормативных документов последних лет. В дополнительном образовании взрослых и детей они начали прослеживаться с принятием Закона «Об образовании» (1992 г.).

Отражаемые в них направления реформирования отечественной системы образования разрушают жесткие границы между типовыми структурами образования, нацеливают на наполнение тенденциями мирового развития в подготовке подрастающего поколения к жизни в быстро меняющихся социально-политических и экономических условиях.

Современное образование становится активным участником процесса становления нового мирового сообщества и связанного с ним развития личности - субъекта сообщества людей, живущих на одной Земле.

На протяжении всего XX в. философы, политики, культурологи, ученые других научных направлений отмечали наличие в мировом сообществе глобального кризиса культуры, появление новой цивилизации с принципиально иным, чем прежде, набором культурных ценностей и норм.

В этой связи, отечественная система образования становится не только движущей силой экономического развития, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, но и одним из факторов национальной безопасности.

В данной ситуации коренным образом изменяются требования общества к образованию в целом и дополнительному образованию, в частности. Обществу нужна творческая, яркая личность, способная воссоздавать культуру и творить в ней.

Практика становления системы дополнительного образования свидетельствует, что любые преобразования не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов.

Анализ существующих исследований показал, что в педагогике в последнее десятилетие складывается методологическое и теоретическое обоснование дополнительного образования. По мнению В.А. Горского, концептуального видения проблем в этой области педагогической науки пока не получено, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ как по тематике, так и по предметным областям. Отмечая ценность ранее проведенных исследований, посвященных проблемам дополнительного образования, необходимо принять во внимание, что вопросы общего и особенного в этом виде образования рассмотрены недостаточно, хотя практика показала, что особенности имеют принципиальный характер. На наш взгляд, назрела необходимость их системного осмысления и исследования с учетом тенденций развития современного образования.

Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного дополнительного образования детей: между глубокой проработанностью в теории педагогики идей гуманизации образования и отсутствием реального практического их внедрения; между увеличивающимся объемом научной информации и традиционными педагогическими технологиями; между растущими требованиями к особому профессионализму кадров педагогов системы дополнительного образования детей (далее ДОД) и недостаточным уровнем их квалификации; между ростом объективной социальной значимости дополнительного образования и обеспеченностью системы ДО материально-техническими ресурсами и материально-техническими возможностями. В теории и практике дополнительное образование должно приобретать черты содержательной и структурной целостности и полноценности (непрерывности) в переходе от «грамотного общества» к «образованному обществу». Особую значимость приобретает проблема повышения качества дополнительного образования по всем направлениям, включая эколого-биологическое. В нем также назрели противоречия между:

- действительным состоянием уровня дополнительного образования и повышением его качества;

загрузка...