Разработка и модернизация средств технического обслуживания железнодорожного пути (30.08.2007)
Автор: Сычев Вячеслав Петрович
Сычев Вячеслав Петрович РАЗРАБОТКА И МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ Специальность 05.22.06 – Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог Специальность 05.22.07 – Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный открытый технический университет путей сообщения» Официальные оппоненты: Доктор технических наук, профессор Филиппов Владимир Михайлович Доктор технических наук, профессор Грищенко Валерий Александрович Доктор технических наук, профессор Третьяков Александр Владимирович Ведущее предприятие: ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ г.Москва) Защита диссертации состоится «01» ноября 2007 года в «13» часов на заседании диссертационного совета Д 218.009.02 при Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения по алдресу:125993,г.Москва,ул.Часовая,22/2,ауд.344 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета Автореферат разослан «01» октября 2007 года Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные гербовой печатью, просьба направлять в адрес диссертационного совета Ученый секретарь диссертационного совета, доктор технических наук, профессор И.А.Алейников ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы. В условиях реформирования железнодорожного транспорта требуется создание новой, эффективной, ориентированной на рыночную экономику, системы технического обслуживания железнодорожного пути. Поддержания пути в работоспособном состоянии – основная цель системы технического обслуживания железнодорожного пути, основанная на использовании комплекса технических, организационных, технологических средств. Поэтому создание новых и модернизация существующих средств технического обслуживания железнодорожного пути является актуальной задачей. Однако для эффективного функционирования системы технического обслуживания пути необходима информация о состоянии пути. Поэтому особую актуальность приобретает задача повышения информативности оценки состояния пути, в основе решения которой лежит задача прогнозирования появления неисправностей пути по показаниям вагона путеизмерителя и планирования управляющих воздействий на путь в виде комплекса путевых работ. Техническим средством путевого хозяйства, направленным на формирование управляющих воздействий на путь, является комплекс специального подвижного состава, самоходных и несамоходных путевых машин, применяемых при текущем содержании и ремонтах железнодорожного пути, а также вагонов и других транспортных средств, используемых при доставке материалов верхнего строения пути к месту производства работ, очистке пути от снега и засорителей, удаление растительности и т.п. (в дальнейшем СПС). ОАО «РЖД» принадлежит большое количество СПС, нормативный срок которых истек и которые по формальным причинам должны быть списаны, что при одномоментном списывании всей номенклатуры СПС и ограниченных средствах на поставку новых, приведет к снижению объема ремонтов железнодорожного пути и в конечном итоге к снижению уровня безопасности на железных дорогах. Ранее, на уровне практического решения, проблема продления ресурса СПС хозяйства пути не ставилась по ряду объективных и субъективных причин, поэтому весьма актуально создание системы продления ресурса СПС, которая должна состоять из правил и порядка организации работ по продлению срока полезного использования СПС, технологии проведения этих работ, методик диагностирования СПС с просроченным сроком службы, технических требований и проектно-конструкторской документации на капитально-восстановительный ремонт с модернизацией СПС, и организации проведения этих работ на ремонтных предприятиях. Однако старая техника не позволяет коренным образом менять технологию ремонтов и текущего содержания пути. Поэтому актуальна проблема создания новых технических средств, обеспечивающих изменение технологии ремонтных путевых работ. Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью формирования новой системы технического обслуживания железнодорожного пути в условиях реформирования отрасли, реализовать которую с использованием СПС, выработавшем свой ресурс, невозможно. Поэтому в диссертации разработана система продления срока полезного использования СПС с просроченным нормативным сроком службы, разработаны методы и математические модели анализа показаний вагона путеизмерителя, направленные на повышение информативности оценки состояния железнодорожного пути в системе его технического обслуживания, разработаны и серийно внедрены технические средства нового поколения, обеспечивающие создание новых высокоэффективных технологий путевых работ. Диссертация посвящена решению актуальной научной проблемы по созданию нового поколения и модернизации с продлением ресурса, эксплуатируемых технических средств, обеспечивающих создание новых технологий ремонта и текущего содержания пути и совершенствование системы технического обслуживания железнодорожного пути. В ее основе лежит решение крупных научно-технических задач по повышению информативности оценки состояния пути, разработке технологической системы продления срока эксплуатации специального подвижного состава хозяйства пути, разработке и серийном внедрении технических средств, в том числе нового поколения хоппер-дозаторов, обеспечивающих создание принципиально новой технологии путевых работ. Цель работы. Разработка методов, технологий и технических средств, в том числе модельного ряда нового поколения хоппер-дозаторов, обеспечивающих создание новых технологий путевых работ. Разработка системы продления срока полезного использования эксплуатируемого на железных дорогах специального подвижного состава хозяйства пути, обеспечивающей возможность выполнения путевых работ в условиях ограничения инвестиций на закупку нового специализированного подвижного состава. Основные задачи исследования по достижению цели работы: - разработка методов и моделей повышения информативности оценки состояния пути по показаниям вагона путеизмерителя в системе технического обслуживания железнодорожного пути; -увеличение срока полезной эксплуатации специального подвижного состава, используемого при ремонтах и текущем содержании пути; -создание нового поколения технических средств, в том числе хоппер-дозаторов и на основе их применения разработка новой технологии ремонтов и текущего содержания пути. Методы исследования: теория случайных процессов, математической статистики, теория системного анализа сложных объектов и ее применение при анализе создания и эксплуатации путевой техники, теория надежности машин и ее применение для оценки остаточного ресурса путевой техники, функционального и системного анализа сложных технических систем. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем. Разработаны: -методы и модели, обеспечивающие повышение информативности оценки состояния пути в системе технического обслуживания железнодорожного пути; -система, обеспечивающая увеличение срока полезной эксплуатации специального подвижного состава хозяйства пути, включающая в себя разработку методов, моделей, методик технического диагностирования специального подвижного состава хозяйства пути, а также технических требований к его ремонту и модернизации; -модельный ряд нового поколения средств технического обслуживания железнодорожного пути, включая хоппер-дозаторы с новым функциональным назначением; -новые, в том числе автоматизированные и механизированные технологии путевых работ в системе технического обслуживания железнодорожного пути. Достоверность и обоснованность полученных в диссертационной работе выводов подтверждается: - практикой внедрения ее результатов в систему технического обслуживания железнодорожного пути и проводимыми путевыми работами по разработанным технологическим процессам с применением серийно поставляемых на дороги сети хоппер-дозаторов модели ВПМ-770, его модификаций и других технических средств. -результатами проведенного обследования специального подвижного состава хозяйства пути и его эксплуатации в системе технического обслуживания железнодорожного пути после проведения работ по продлению срока их полезного использования; Научная новизна заключается в разработке: - методов и математических моделей, обеспечивающих повышение информативности оценки состояния железнодорожного пути в системе его технического обслуживания, включая создание новых устройств определения дополнительных параметров, характеризующих состояние пути и защищенных авторскими свидетельствами на изобретение (№ 1550022; №1624083; №1791238;№ 1801844; № 1786220) - системы продления срока полезного использования специального подвижного состава хозяйства пути, включая разработку методик их технического диагностирования и математические модели по оценке остаточного ресурса средств технического обслуживания пути; |