Delist.ru

Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье (30.08.2007)

Автор: Ада Мария Русецка

По результатам экспериментальной работы экспертная комиссия и Директор Гимназии дали ей высокую оценку. Директор Гимназии отметил, что эксперимент такого типа являлся педагогическим новшеством, предоставляющим возможность активизировать школьную среду в области формирования культурных ценностей. Комиссия рекомендовала к практическому использованию полученные материалы в воспитательной работе с детьми и родителями по приобщению их к культуре, формированию культурных ценностей. Изложенное позволяет сделать вывод о важности целенаправленного взаимодействия школы и семьи в приобщении родителей к культуре, стимулирующей активизацию формирования культурных ценностей у школьников. Такое сотрудничество позволяет детям с раннего возраста овладевать основами польской культуры, способствует их духовному обогащению.

В заключении диссертации сделаны следующие выводы:

Культурные ценности общества представляют собой исторически сложившиеся в нем нравственные принципы, нормы и правила, достаточно полно отражающие своеобразие народа, проявляемое в его культуре, языке, традициях, обычаях и нравах. Важнейшим носителем их является семья, социокультурная ячейка общества и государства. Она культивирует нравственные нормы, принципы и правила, обязательные для членов семьи, а также семейные традиции и обычаи на своей собственной основе, удовлетворяет культурные потребности детей и молодежи, способствует формированию у них культурных ценностей. Культурное своеобразие семьи является отражением истории общества и его культуры, а также того типического, что характерно только ей и реализуется ею во всей воспитательной деятельности, формировании культурных ценностей своих детей.

Модель семьи представляет собой ее своеобразие, ценности, ведение хозяйства, самореализация членами семьи, внутрисемейные отношения, принципы и воспитательная деятельность, а также их взаимосвязи, факторы, существенно влияющие на ее благополучие и воспитательную деятельность, а также условия функционирования семьи и воспитания в ней детей. Типичной моделью культурного ребенка, на которую родители ориентируется в воспитании является: вежливый, дисциплинированный, ответственный, отзывчивый, готовый прийти на помощь окружающим, а также уважающий своих родителей. Предостережением для них выступают такие проявления ребенка, как грубость, невежество и вульгарность, агрессивность, вызывающее поведение, насилие по отношению к другому, злоупотребление спиртным, от чего они не бы хотели предупредить его в воспитании.

Качественными характеристиками современной польской семьи и их показателями являются: социальное происхождение родителей; структура семьи; место жительства; материально-бытовые и культурные условия жизни семьи; отношение родителей и детей к вере, церкви и религиозным обрядам; образование родителей и их притязания в области образования своих детей; атмосфера воспитания в семье; культурная жизнь; активность членов семьи в культуре; взаимодействие семьи и школы, семьи и институтов культуры.

На формирование у ребенка культурных ценностей существенное влияние оказывают следующие факторы: общественно-экономический статус семьи и возможности местной среды (среды жизнедеятельности); материальные, социальные и культурные условия жизни семьи; ее социально-нравственный образ; СМИ; стиль семейного воспитания, методы и средства, преимущественно используемые родителями; образовательные учреждения, посещаемые ребенком; взаимодействие семьи, образовательных учреждений и учреждений параллельного воспитания, участвующих в формировании культурных ценностей у подрастающего поколения социума.

В воспитательной деятельности родители опираются на ценности, традиции и опыт, полученные ими в семьях, в которых они выросли, а также на те, которые они смогли сформировать, проживая совместно. Эти ценности, традиции и социальный опыт являются важным фактором национального и культурного самосознания родителей. Они позволяют передавать от поколения к поколению культурные особенности и своеобразие польского народа.

Нравственно-психологический климат в современной польской семье – основа решающего успеха в воспитании и стимулировании желаемой формы поведения ребенка. Родители обеспечивают членам своей семьи здоровое общежитие, соответствующий моральный климат и чувство безопасности. Можно констатировать, что совместная жизнь супругов польских семей преимущественно счастливая, большинство из них живут дружно или исключительно дружно. Отношение родителей к детям наполнено чувством любви как со стороны отца, так и со стороны матери. Ребенок, любим родителями, окружен попечением и его основные потребности удовлетворяются.

Результаты воспитания подрастающего поколения во многом определяется уровнем педагогической культуры их родителей, характеризуемого необходимым объемом педагогических знаний и умений воспитательной деятельности в соответствии с позитивным образцом (идеалом) воспитания и проявлением личного примера. Высокий уровень педагогической культуры родителей является показателем общей культуры, положительных воспитательных позиций и потребностей. К сожалению, лишь небольшая группа семей, где родители работают над своим самообразованием, читают книги и периодические издания, раскрывающие вопросы воспитания детей. Многие из них опираются в воспитании на эмпирический опыт и не имеют потребности в педагогическом знании.

Модель наиболее благоприятного воспитания ребенка, формирования у него культурных ценностей польского общества представляет собой: дружная семья, в которой «господствует» любовь и счастье, представляющая пример для подражания отношений, участия, взаимопомощи, дружеского и уважительного отношения родителей к родственникам, соседям и друзьям, отношения к делу, своей профессии.

Главным ориентиром в воспитании в семье выступает «культурный человек». Модель (образец) такого человека (культурного ребенка) представляет собой образованный, знающий, умный, трудолюбивый, говорящий на иностранных языках и умеющий владеть собою в любой ситуации, личность, характеризующаяся высокими культурными, интеллектуальными, нравственно-социальными качествами и приверженностью к семье.

Эффективность формирования культурных ценностей у детей обеспечивается опорой на принципы семейной педагогики и обеспечение взаимодополнения реализацией требований принципов формирования у них культурных ценностей и принципов самоактивности растущего человека в культуре.

Стимулирование участия детей в культуре осуществляется правильным использованием системы поощрений и наказаний. В семьях в виде поощрения доминируют похвалы, а среди наказаний – запреты. Деятельность родителей преимущественно направлена на удовлетворение таких культурных потребностей ребенка, как покупка книг, поощрение чтения, предоставление возможности слушать радио, заниматься своими увлечениями, спортивными занятиями, религиозной практикой.

Удовлетворение культурных потребностей родителей и детей, характеризуется активностью их в культуре. Оно тесно связано со средствами массовой информации и в значительной степени проявляется в способах проведения свободного времени и отношении к СМИ. В набольшей мере, потребности детей и родителей удовлетворяет телевидение, роль которого в домашних условиях постоянно возрастает. Значительная часть респондентов выражают удовлетворение программами телевидения и радио. Они, по мнению родителей и детей, содержательны, интересны и способствуют развитию культурных увлечений и удовлетворяют потребности в разного рода фильмах.

Процессы, протекающие в Польше, снизили роль образовательных учреждений в развитии культурных ценностей ребенка. Между тем в новых условиях необходимы содержательные и активные формы культурной деятельности школы, вовлечение в них детей разных возрастов и их родителей. Первостепенной проблемой становится возвращение школе имиджа центра культуры и образования.

Учреждения культуры (театры, клубы, музеи и пр.) современной Польши (учреждения параллельного воспитания), также утратили многие свои воспитательные возможности. Введение в культурную жизнь рыночных механизмов побуждают их заниматься в большей степени не пропагандой польской культуры и культурных ценностей, а решать экономические вопросы, обусловленные растущим спросом на зарубежную продукцию. В этом заключается их деструктивная роль. Данный факт диктует необходимость вмешательства общественных организаций, образовательных учреждений, местной власти на повышение воспитательной роли учреждений параллельного воспитания в формировании и развитии культурных интересов и удовлетворения культурных потребностей родителей, детей и молодежи.

Полученные в ходе исследования материалы позволили разработать рекомендации руководителям и учителям общеобразовательного учреждения, а также родителям, направленным на стимулирование формирования у детей культурных ценностей.

Проведенное исследование не исчерпывает проблему, направлениями дальнейшего исследования могут быть: повышение роли образовательных учреждений в формировании культурных ценностей подрастающего поколения; взаимодействие семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании культурных ценностей подрастающего поколения; развитие молодежной социокультурной среды; использование культурного наследия религии в формировании духовной культуры подрастающего поколения и др.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора:

Монографии:

Русецка А. М. Семья в формировании культурных ценностей ребенка (в педагогической теории и практике Польши). – М.: РИТМ, 2004. – 17,56 п.л.

Русецка А. Союз польских харцеров как воспитательная среда. - Слупск, 1990. – 7,7 п.л. (Польск.)

Русецка А. Роль семьи в формировании культурных ценностей ребенка. – Слупск, 2003. – 14,1 п.л. (Польск.)

Научные статьи, тезисы:

Русецка А. Влияние средств массовой коммуникации на формирование культурных ценностей семьи и ребенка // Ученые записки РГСУ. - 2005. - № 1. – 0,56 п.л.

Русецка А. Сотрудничество школы и учреждений параллельного воспитания в развитии культурных ценностей семьи и детей // Социальная политика и социология: Междисц. науч.-практ. журнал РГСУ. - 2005. - № 1. – 0,77 п.л.

Русецка А. Польская семья в системе культурных ценностей государства и общества // Мир детства в педагогическом наследии С. Т. Шацкого / Под ред. В. И. Беляева и Л. В. Мардахаева. – М.: Изд-во РГСУ, 2004. – 0,31 п.л.

Русецка А. Роль семьи в формировании жизненных целей у ребенка // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики, 28 марта 2002 г. – М.: Изд-во МГСУ, 2002. – 0,25 п.л.

Русецка А. Модель формирования культурных ценностей ребенка в польской семье // Социально-педагогическая деятельность: проблемы теории и практики: Матер. VII соц.-пед. чтений 25 марта 2004 г. / Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: Изд-во РГСУ, 2004. – 0,35 п.л.

Русецка А. Взаимодействие школы и семьи в формировании культурных ценностей учеников начальной школы // VIII социально-педагогические чтения, 28 марта 2005 г. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. Л. В. Мардахаева.– М.: Изд-во РГСУ, 2005. – 0,29 п.л.

Русецка А., Невлин-Лукович В., Кумик Е. Интегральное воспитание и обучение во втором классе начальной школы: Метод. пособ. Ч. I. – Слупск, 1993/1994. – 6,12 / 2,14 п.л. (авт. 34,97 %).

Русецка А. и др. Интегральное воспитание и обучение во втором классе начальной школы: Метод. пособ. Ч. II. – Слупск, 1994. – 6,25 / 2,2 п.л. (авт. 35,2%)

Русецка А. и др. Интегральное воспитание и обучение во втором классе начальной школы: Метод. пособ. Ч. III. – Слупск, 1994. – 8,44 / 3,4 п.л. (авт. 40,28 %).

Русецка А. и др. - Детская книга в работе учителя детского сада / Под ред. Г. Грабовской. – Слупск, 1996 . – 24.16 / 6,32 п.л. (авт. 26,16 %).

Колаковска А. Харцеры как один из организаторов свободного времени детей и молодежи // Образование и воспитание. – Варшава. – 1974. - № 11. – 0,12 п.л.

Колаковска А. Работа директора школы // Образование и воспитание. – Варшава. – 1975. - № 21. – 0,06 п.л.

Колаковска А. Как распространять дошкольное воспитание среди 6-ти летних детей в гмине Субковы? // Образование и воспитание. - Варшава 1976. - № 26. – 0,06 п.л.

Колаковска А. Праздник школы и среды // Учительский голос. - Варшава. – 1978. - № 15. – 0,06 п.л.

Колаковска А. Больше внимания в ликвидации диспропорции и большой численности первых классов реформированной школы // Образование и воспитание. – Варшава. – 1977. - № 36. – 0,16 п.л.

Колаковска А. Лучше провести методическую подготовку будущих учителей // Образование и воспитание. – Варшава. – 1979. - № 21. – 0,12 п.л.

загрузка...