Delist.ru

Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье (30.08.2007)

Автор: Ада Мария Русецка

Образованность родителей выступает существенным фактором их педагогической культуры. Матери по образованию и профессиональной подготовке выше своих мужей. Было выявлено:

уровень образования родителей проявляется в взаимоотношениях и определяет атмосферу родного дома, среды воспитания детей;

между уровнем образования матери и ее активностью в культуре нет непосредственной зависимости;

между уровнем образования отца и его отношение к чтению прессы, существует сильная зависимость. Подобной зависимости у матерей не проявилось. Во многом это связано с их большей загруженностью домашними делами и удовлетворением интереса за счет телевидения. Чтение прессы матерями характеризует результат формирования у них соответствующего интереса и отношения к ней в предшествующие годы. Изложенное подтверждает необходимость воспитания у детей позитивного отношения к чтению книг и прессы;

сильная зависимость между уровнем образования отца (матери) и посещением им (ею) кино и театра.

снижение внимания к воспитанию детей независимо от уровня образования главы семейства; родители с высшим образованием подходят к их воспитанию более осознанно, они несколько выше оценивают значение образования ребенка, видят в нем перспективы своих детей. Многие отцы с начальным образованием считают, что образование под силу только тем, кто имеет «большие» деньги.

Образование как составляющая педагогической культуры родителей влияет на воспитание, формирование стремления детей и выбор ими будущей профессии. Запросы детей к образованию во многом определяются образованием их родителей. Выявлено, что у родителей с начальным образованием дети, закончили или не закончили начальную школу; со средним профессиональным образованием – зачислены в (или стремятся закончить) среднюю общеобразовательную школу или среднее профессиональное учебное заведение (например, техникум), с высшим образованием – стремятся поступить в высшее учебное заведение. Родители со званием магистра имели детей, предрасположенных к высшему образованию. Их запросы в этом бывают завышенными или заниженными и могут противоречить интересам и дарованиям детей. Например, около 70 %, родителей с высшим образованием желают для своих детей соответствующего им, 22,0 % – на уровне средней школы, около 10 % - имели низкими запросы или вообще не определились.

Дети стараются получить образование, как и их родители. Однако имеют место факты, когда они ставят перед собой более высокие цели. Такие факты имеют место там, где родители не имеют высшего образования. В семьях врачей, учителей, экономистов, фармацевтов выявлена тенденция в стремлении детей продолжить профессиональную ориентацию родителей.

Большое значение в воспитании имеет распределение домашних обязанностей. Их характер значительно сказывается на укреплении взаимных отношений. Опыт трудовой деятельности, приобретенный дома, имеет существенное значение как для жизни в обществе, так и для выполнения профессиональных обязанностей. Дети в изучаемых семьях имеют постоянные обязанности по домашнему хозяйству: уборка своей комнаты, генеральная уборка квартиры вместе с матерью, различного рода покупки, а также вынос мусора. Значительно меньше детей выполняло такие обязанности по дому, как: мытье посуды, выгуливание собаки, приготовление еды, работа в саду или огороде, уход за младшими братьями и сестрами и др. Девочки чаще помогают родителям поддерживать порядок в квартире, ходить за покупками, мыть посуду, готовить еду, а мальчики – выносить мусор. Имеются факты, когда мальчишки (7,2 %) и девчонки (1,2 %) не имели никаких обязанностей по дому. Данный факт свидетельствует о том, что в этих семьях возможности трудового воспитания детей не используются. В них у детей с раннего возраста формируется иждивенческая позиция.

Собственно воспитательная деятельность родителей зависит от их педагогической культуры. Под ней понимают взгляды, мнения, поведение и воспитательная деятельность, которые являются проявлением сложившегося и признаваемого опыта, позволяющего получать прогнозируемый для семьи и общества результат воспитания. Основу педагогической культуры родителей составляют личная культура и модель воспитательной деятельности, их знания о содержании и методах воспитания детей. Посредством воспитания формируется «культурная модель» (способ поведения). Под ней понимают «комплекс повторяемых и относительно постоянных способов мышления и поведения людей, принадлежащих к одной культуре; наличие культуры в значительной степени зависит от того, способна ли она создавать и укреплять модели культуры» (Новая Всеобщая Энциклопедия); любая закономерность, норма, некая повторяющуюся форма, в которой появляются и существуют вещи, знаки, поведение, а также их комплексы, комплексные ценности (К. Жигульский); способ поведения, признанный нормальным в данной ситуации определенной группой; рамки допустимого и эффективного поведения в ней (Я. Щепаньский); «описание или представление кого-то, чьи черты или поведение считаются достойными подражания» (В. Оконь) и др.

Приобщение ребенка к культуре осуществляется в соответствие с моделью воспитания семьи. Для ее изучения родителям был задан вопрос: какими чертами должен обладать культурный человек? (следовало выбрать 5 из 19 предложенных черт, присущих культурному человеку). Обобщая ответы родителей, определена его модель - это человек образованный, знающий, умный, трудолюбивый, говорящий на иностранных языках и умеющий прилично вести себя в любой ситуации. Осмысление ее позволяет определить, на какие ценности в воспитании ребенка ориентируются родители.

Аналогично построена типовая модель культурного ребенка (5 выборов из 24), на которую ориентируются родители в воспитании - это вежливый, дисциплинированный, ответственный, отзывчивый, готовый прийти на помощь окружающим, а также уважающий своих родителей. Представленная модель может быть полезна не только родителям, но также учителям и воспитателям, работникам учреждений культуры.

Выявлена модель некультурного человека (5 выборов из 36) – это грубый, ведущий себя невежественно и вульгарно, проявляющий агрессию, отличающийся вызывающим поведением, не гнушающийся насилием по отношению к другому, злоупотребляющий спиртным. Ребенок, в характеристике которого имеют место подобные проявления, вырастая, формируется личностью, которая не может обеспечить в своей повседневной реализации, социально обусловленные ценности среды его жизнедеятельности.

На практике не все родители сознательно используют педагогические возможности методов воспитания. Это связано (Х. Издебска) с неправильными установками по отношению к воспитанию; несоблюдением или нарушением требований принципов воспитания; использованием таких методов, которые приводят к противоположным ожиданиям воспитателей.

В формировании культурных ценностей важное место занимают поощрения и принуждение (наказание). Они стимулируют или сдерживают процесс формирования культурных интересов, потребностей. Для выявления их влияния на детей важно было изучить виды и частоту применения наказаний и поощрений к детям в зависимости от вида образовательного учреждения (неполная средняя школа, гимназия и лицей), в котором они учились. Полученные данные показали, что преимущественно родителями используется в качестве наказаний запрет (выхода из дома, просмотра телевидения, пользованием компьютером, и пр.). Имеют место и педагогически неприемлемые (неудачные) формы наказаний: крик, брюзжание и «чтение морали», чего дети очень не любят. Физических наказаний применяются сравнительно редко (8,4%) семей. Можно предположить, что именно эти дети представляли для родителей самую большую педагогическую проблему.

Чтобы наказание выполняло свои воспитательные функции, между родителями и ребенком должны иметь место эмоциональная привязанность, понимание, доброжелательность и доверие. Частые наказания создают неблагоприятную психологическую атмосферу в отношениях между родителями и детьми, порождают и закрепляют в ребенке страх, снижают желание (мотивацию) следовать примеру родителей.

Поощрение призвано побуждать ребенка к поведению, которое признается его родителями и они удовлетворены им. Ребенок поощряется за «правильное» поведение. В поощрении родители видят эффективный метод формирования требуемых от воспитанника форм поведения. В большинстве случаев оно выражалось в похвале. Существенное место отводится материальному поощрению: билеты в кино или театр, сладости, покупка новой одежды, выдача карманных денег, приобретение подарков (книжки и прочие мелкие вещи). Каждый вид поощрения имеет свои позитивные и негативные последствия. Например, карманные деньги важны в формировании экономической самостоятельности, умении их рационально использовать в интересах удовлетворения своих культурных потребностей. Однако они не редко используются в соответствие с современной коммерческой рекламой - на приобретение пива и сигарет. Реальная жизненная ситуация такова, что решать подобную воспитательную проблему крайне сложно.

Родители не всегда умело используют воспитательные возможности поощрения и наказания. Ведь за что поощрить ребенка не представляется трудным. Надо знать свое дитя и видеть то позитивное, что у него проявилось и за это поощрять. В ряде семей детей вообще не поощряют. Родители в нем либо не видят воспитательной роли, либо те меры, которые они используют для похвалы не рассматривают как поощрение.

Выделяют типичные подходы в семейном воспитании: основная деятельность родителей, мотив которой состоит в реализации потребности смысла жизни (они счастливы в непосредственном общении с ребенком, в делах, связанных с заботой о нем, а его возрастное закономерное отдаление, повышение субъективной значимости для него других людей, воспринимают бессознательно, как угрозу собственным потребностям); в воспитании преобладает мотив, реализующий потребность достижения определенных целей, которые по разным причинам не достигнуты ими (личные ценности и идеалы родителей становятся доминирующими факторами воспитания) (А.С. Спиваковская).

На приобщение детей к культуре в значительной степени сказывается культурный статус и активность в культуре родителей. Понятие «участие (активность) в культуре» свидетельствует об активности человека в удовлетворении культурных интересов и потребностей. Культурный уровень (статус) семьи отражает: уровень образования родителей, культурные потребности, формы участия в культуре, приоритетные ценности, а также способ свободного времяпровождения и характер общения с социумом. Семьи с высоким культурным статусом имеют приоритет теоретических, эстетических и социальных ценностей. Они придают большое значение науке, искусству и культуре, а также деятельности в пользу других людей ради общественного блага. С низким – приоритет практических ценностей: хорошая работа, высокие доходы, доступ к материальным благам. (А. Твардовский)

О культурных притязаниях членов семьи можно судить по их активности в культуре: посещение музеев, театра и кино. Большое число матерей (74,5 %) и столько же отцов из семей с низким жизненным уровнем вообще не бывают в театре, многие из них никогда не посещали музеи и кино. Более активны в этом отношении те, кто имеют высокий жизненный уровень. Среди них 83,8 % отцов и 94,6 % матерей ходят в кино, более половины из них – в театр. Музеи посещают очень редко. Родители со средним жизненным уровнем чаще ходят в кино (77,0 %) отцов и (81,5 %) матерей; в театр реже (43,4 %) матерей и (39,8 %) отцов. Музей посещают очень редко: лишь 27,0 % отцов и 29,7 % матерей. Родители со средним жизненным уровнем чаще ходят в кино – (77,0 %) отцов и (81,5 %) матерей; реже ходят в театр – (43,4 %) матери и (39,8 %) отцов.

Система потребностей и желаний человека складывается в процессе социализации, так как индивид представляет собой продукт общества и его культуры. Она заключается в приобщении ребенка к социальной жизни посредством передачи ему знаний об окружающем мире и культурных ценностей, а также в подготовке его к выполнению определенных социальных ролей (Ф. Донец). Как культура, так и позиция человека оказывают сильное влияние на его личность и способность усваивать те или иные ценности, что в свою очередь находит отражение в его жизненных позициях, стремлениях, запросах и мотивациях. Еще Б. Пастернак отмечал, что культура и общество формируют человека, но и человек формирует культуру и воздействует на условия своего существования.

Семья и школа – две основные воспитательные среды, значительные в жизни каждого человека. Их взаимодействие способствует взаимодополнению в целенаправленности формирования у детей культурных ценностей. Школа как социокультурное образовательное учреждение, в сотрудничестве с семьей оказывает значительное влияние на интеллектуальное, духовное и физическое развитие детей и молодежи, на познание ими окружающего мира и его культуры. Носителем культуры в школе является учитель – специалист, а «массовый приемщик» – коллектив школьников. Роль учителя состоит в передаче культуры ученикам. Дети и молодежь получают в школе новый и богатый объем знаний, опыт, развивают полезные умения, учатся жить вместе и взаимодействовать, усваивают общественные и моральные, а также идеологические и религиозные взгляды, нормы поведения.

По своему назначению школа призвана стремиться сделать возможным участие всех детей в разнообразных дополнительных занятиях, расширяющих ее образовательно-воспитательные возможности. В связи с передачей школ территориальным управлениям, во многих из них ограничено количество таких занятий. И хотя они не обязательны для учеников, сохраняют свое предназначение - расширение и углубление знаний обучаемых, развитие у них заинтересованности в науке, искусстве, технике и общественной жизни. К сожалению, участие детей и молодежи в этих формах становится все слабее, прежде всего по экономическим причинам. Родители с низкими доходами вынуждены ограничивать своих детей в удовлетворении культурных потребностей во внеурочное время.

Важная роль в формировании культурных ценностей у детей принадлежат библиотеке, культурной анимации (художественно-творческая деятельности). Все большее значение приобретает система параллельного воспитания – это широкий спектр воспитательных влияний, воздействующих на молодое поколение вне школы (Р. Врочиньски). В нем важное место занимает вопрос свободного времени детей и молодежи. Оно составляет один из основных факторов, определяющих культурные контакты личности, и создающих для нее возможность участия в различных формах культурной деятельности (Й. Гайда).

Метод параллельного воспитания (параллельного педагогического действия) был разработан и активно реализован в практике А.С. Макаренко. Под ним он понимал умение воспитателя видеть перспективы развития индивидуального своеобразия ребенка и создавать или целенаправленно использовать возможности воспитательной ситуации для достижения своих целей так, чтобы ребенок не чувствовал себя объектом воспитания. Такая воспитательная деятельность ориентируется на конечную цель формирования растущего человека, учитывает динамику его изменения и создает условия для ее дальнейшего самопроявления, с учетом тех возможностей, которые имеют место в среде воспитания.

Перед школами различных типов и уровней время ставит новые, исключительно трудные задачи. Новые, как пишет Ч. Куписевич, потому что в настоящее время ее деятельность находится под усиленным воздействием средств массовой коммуникации и других внешкольных воспитательно-просветительных учреждений для детей, молодежи и взрослых. Данный факт диктует необходимость учитывать их параллельное влияние на учеников. Школа в таких условиях призвана выполнять интеграционную и координационную функции в культурном участии детей и молодежи в учреждениях, функционирующих по месту проживания. Она направляет свое влияние на формирование воспитательных возможностей семьи, приглашает родителей на различные мероприятия: начало школьного года, присяги учеников первых классов, окончания школьного года и др., помогает в воспитании детей.

Однако, школа далеко не всегда выполняет достаточно полно культурно-воспитательные задачи. С целью повышения роли семьи в формировании культурных ценностей у детей разработана комплексная экспериментальная программа: «Сотрудничество школы (Гимназии) и семьи в активизации культурной жизни родителей и повышении их роли в формировании культурных ценностей детей». Она получила проверку в Гимназии № 3 им. Кардинала Стефана Вышинского в г. Тчев. Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

На первом – подготовительном этапе изучен опыт ряда школ и гимназий г. Слупска и Тчева в работе с родителями по привлечению их к культурной жизни. Полученный материал лег в основу разработки гипотезы и программы экспериментальной работы. В соответствие с выдвинутой концепцией совместно с учителями Гимназии подготовлены программа и методика экспериментальной работы.

Программа экспериментальной работы изложена в комплексном плане: «Сотрудничество Гимназии и семьи в активизации культурной жизни родителей и повышении их роли в формировании культурных ценностей детей в 2002/2003 учебном году». Она включала следующие разделы:

Повышение роли книги в семейной жизни.

Использование культурных возможностей телевидения в семье.

Совместные культурно-досуговые школьные мероприятия и праздники, основанные на польских традициях.

Использование культурных ценностей по месту жительства в семейном досуге.

Спорт, туризм, рекреация.

В качестве экспериментальной группы определены ученики 1 «а» класса (38 учеников) и их родители. Проведены разъяснительная работа с родителями о целях и планируемых мероприятиях по программе эксперимента, а также их опрос о готовности участвовать в нем. Все родители (38 матерей и 38 отцов) подтвердили личное участие в нем. Они являются типичными представителями родителей начальной школы: более 80 % матерей в возрасте от 30 до 40 лет и около 85 % отцов в возрасте от 30 до 45 лет; около 50 % родителей из рабочих и крестьян, остальные из числа интеллигенции; только 62 % родителей работают и имеют доход для обеспечения нужд семьи.

Для оценки результатов экспериментальной работы создана экспертная комиссия (группа) из числа преподавателей и наиболее авторитетных родителей начальных классов, а также докторанта, как независимого эксперта. Комиссия контролировала выполнение программы, анализировала ход и полученные результаты экспериментальной работы.

На втором этапе организована реализация программы экспериментальной работы с родителями и детьми Гимназии. В процессе экспериментальной работы не все родители смогли в полном объеме принять участие в ней. Для некоторых из них помехой являлись: нехватка времени, недостаточное количество финансовых средств, занятость в сфере профессиональной деятельности, а иногда болезнь одного из родителей. Большинство родителей активно подключилось к реализации программы, участвовала практически во всех мероприятиях, активно предлагало возможности ее расширения и углубления, чем способствовало ее обогащению.

На третьем этапе проведен анализ и систематизация полученной информации, описаны ход и результаты экспериментальной работы и сделаны выводы по ее итогам. Результаты работы анализировались по данным экспертной группы, бесед с родителями и их детьми, с администрацией Гимназии, участвовавшей в экспериментальной работе. Использовались данные личных наблюдений исследователя и учителей, участвующих в программе.

Полученные данные свидетельствуют, что родители положительно оценили достоинства программы и ее воздействие на развитие их культурных ценностей родителей и их детей (86,8 %). По мнению значительного числа (63,1 %) родителей в жизни семьи произошли перемены в области формирования культурных ценностей: повысился культурный кругозор родителей и их детей; появился и получил укрепление интерес к домашнему чтению книг; улучшились формы проведения свободного времени; родители чаще стали ходить с детьми в кино; улучшилось взаимодействие их с учреждениями культуры; позитивно изменилось отношение родителей и их детей к спорту.

загрузка...