Delist.ru

Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье (30.08.2007)

Автор: Ада Мария Русецка

С. Ениколопов справедливо подчеркивает, что поляки люди другой культуры и они по своему реагируют на информацию. Своеобразие негативных последствий телевидения требует специальных исследований в Польше, чтобы делать достаточно объективные выводы.

Телевидение занимает доминирующую роль в жизни многих семей. Привлекательность его заключается в возможности объединения развлечения, отдыха, приобретения новых знаний, с выполнением различных действий в условиях квартиры. Представляя различные программы оно удовлетворяет разнообразные культурные интересы членов семьи. Они создают определенное видение жизни, формируют образцы поведение, обогащают опыт, показывают способы реализации различных общественных ролей в зависимости от условий: в семье, школе, Костеле, обществе и т.д. Изменения, происходящие в личности под влиянием телевидения носят как положительный, так и отрицательный характер.

К сожалению, как частное, так и общественное телевидение захлестнула волна программ среднего качества, а также программ явно деструктивного воздействия на развитие человека (особенно молодого). О влиянии телевидения на повышении культуры родителей и их детей можно судить по передачам, которые они преимущественно смотрят. Выявлено, что между уровнем образования отца (матери) и формами использования телевизионных передач, существует сильная зависимость. Данный факт подтверждает, что получение образования способствует расширению кругозора, общей культуры и отражается на интересах и культурных потребностях человека.

Характерно, что большинство детей в свободное время смотрят телевизионные программы, что позволяет сделать вывод о том, что оно в значительной степени стало совоспитателем подрастающего поколения.

Сохраняется значительное влияние радио на формирование культурных ценностей взрослых и детей. Оно представляет собой своего рода фон, сопровождающий родителей в домашних делах и отдыхе, детей в процессе их игр и занятий по дому. Это так называемое «пассивное слушание» в домашних условиях. Радио способствует формированию общественного мнения и поведения, обеспечивает оперативную информацию, развлечение и подъем культурного уровня слушателей. Одной из функции, выполняемых радио, является реклама, которая вызывает со стороны радиослушателей много разногласий своей навязчивостью и отвлечением внимания от интересующей слушателей информации.

По данным исследования, радио «составляет компанию» в процессе выполнения повседневных работ по дому в 72,0 % семьях. Больше всего любят слушать музыку (31,2 %) матери и (28,5 %) отцы, информационные и спортивные программы. Отцов меньше интересуют театр, религия, радиопостановки, концерты по заявкам; матерей - спорт, публицистика, театр, религия, радиопостановки, интервью, концерты по заявкам и политические программы. Вообще не слушают радио 28,2 % отцов и столько же матерей.

Как видно из полученных результатов, образовательные программы не пользуются вниманием родителей, в то время как проблема воспитания остается достаточно острой. Причиной такого факта является определенная уверенность, иногда самоуверенность родителей, что они воспитывают правильно, а трудности, как говорится, в воспитании имеются у всех.

В свободное время родители занимаются чтением газет и журналов. Отцы предпочитают - газеты, а женщины – журналы. Чтение для них преимущественно носит информационный характер по интересующим их вопросам.

Чтение книг остается источником самообразования. Оно способствует познанию мира ценностей, формирует систему взглядов, нравственных, общественных и эстетических позиций и, наконец, заполняет свободное время. Исследование показало, что в большинстве семей есть библиотека для родителей (92,5 %) и для детей – (92,8 %). Во многих семьях более 100 книг для взрослых и для детей. В библиотеке родителей имеются словари, энциклопедии, научно-популярные, исторические и приключенческие книги. В детской - преобладают приключенческие книги, сказки, стихи, а также комиксы.

Общение родителей с книгами и журналами выполняет в их жизни различные функции, в том числе познавательную и моделеобразующую. Выявлено, что большинство родителей вообще не читает книг и журналов о воспитании детей (76,9 %). Сталкиваясь с проблемами в воспитании своих чад, они пытаются их решать методом проб и ошибок. К таким проблемам, в частности, относятся: нежелание учиться (пропуски занятий), позднее возвращение домой, а также - курение, дружба с кем попало, употребление пива, наркотиков и пр. Вообще не читают книг около 30 % детей. Данный факт, по нашему мнению, довольно тревожный. Остальные, из числа читающих детей, предпочитали обязательную литературу по школьной программе. Из литературы, читаемой детьми из неполной средней школы, наибольшей популярностью пользовался «Скандал из-за Баси», фантастику «Гарри Поттер», «Медальоны», «Мир Софии», «Пан Тадеуш» и «Бездомные» и др.

В обществе сложились определенные представления о СМИ, в том числе о низкой культурной ценности содержания и информационности, формирующих дурные вкусы, оказывающих деморализующее влияние на потребителей, укрепляющих у них мещанский гедонизм. Влияния СМИ далеко не всегда совпадают с воспитательной позицией родителей, что требует от них значительного внимания в формировании у детей информационной культуры (избирательности в отношении к информационным программам СМИ).

Значительная часть детей используют свободное время для занятий спортом, компьютерными играми, разгадыванием кроссвордов, коллекционированием и пр. Характерно, что социально востребованные формы использования свободного времени такие, как участие в общественной жизни, не нашли должного места в семье.

Проблемы воспитания ребенка наиболее полно находят отражение в семейной педагогике. Под ней понимают педагогику, изучающую опыт семейного воспитания, проблемы, типичные ошибки (недостатки), принципы и методы обеспечения действенности воспитания ребенка в семье.

Методология социальной педагогики определяет, прежде всего, те принципы, опираясь на которые, развивается семья и обеспечивается ее благополучие, необходимый уровень семейного воспитания. Творческий характер ее заключается в том, что она формулирует принципы развития семьи и совместной деятельности родителей, предоставляющие им возможность добиваться: правильного решения материальных, организационных, воспитательных проблем, способствующих формированию у детей культуры.

Систематизируя полученный в ходе исследования материал, нами выделены следующие группы принципов, которыми следует руководствоваться при формировании культурных ценностей ребенка в семье:

Принципы семейной педагогики – методологические основы, способствующие интеграции семьи, ее стабильности и благополучию, успешности воспитания подрастающего поколения. К ним относятся:

Принцип культивирования семейных ценностей. Каждый супруг привносит в семью ценности, усвоенные процессе его воспитания. Со временем, эти ценности уточняются и дополняются с учетом своеобразия членов семьи, образуя социокультурную среду, отличную от той, в которой воспитывались супруги. Эти ценности представляют собой мировоззренческие взгляды супругов, отношение к различным обрядам, ритуалам, традициям.

Принцип рационального и дружного совместного действия членов семьи в решении нравственных и экзистенциальных проблем. На атмосферу семейной жизни влияет взаимное отношение друг к другу родителей и отношение их к детям. В семье, где отношения между супругами переполнены любовью и сердечностью, ребенок чувствует себя безопасно. Каждому ребенку нужно проявление со стороны родителей настоящего глубокого чувства сердечности и любви. Он нуждается в признаках того, что его ценят и любят, что он желанный ребенок.

Принцип партнерских взаимоотношений и уважения к индивидуальности каждого члена семьи. Соучастие супругов и их детей в решении совместных задач повседневной жизни – основа успешности и благополучия. В партнерских отношениях укрепляются: взаимная любовь, взаимопонимание, коммуникабельность, справедливость в распределении повседневных обязанностей, чувство удовлетворения семейно-супружеской жизнью.

Принцип защиты семьи от негативных общественных влияний. Среда семьи уязвима под воздействием различных внешних факторов: средств массовых информаций, соседей, отдельных личностей, с которыми взаимодействуют члены семьи. Отличать хорошее от плохого, дружеский совет от подвоха, сочувствие от зависти и защищаться, значит сохранять все то культурное своеобразие, которое ей присуще, обеспечивать благополучие и устойчивость.

Принцип любви, совместной ответственности всех членов семьи за ее благополучие и функционирование. Любовь – одно из важнейших чувств, которое объединяет супругов, делает обстановку в семье удивительно благоприятной для совместной жизни и воспитания детей. Она предусматривает совместную ответственность каждого члена семьи за благополучие в ней и диктует необходимость, чтобы каждый занимал свое место в семье и нес определенную ответственность.

Принцип уважения к опыту старшего поколения (дедушки и бабушки). Старшее поколение – это национальное богатство любой страны, призвано передавать свой опыт подрастающему поколению. Уважение к опыту старших (дедушки и бабушки), важнейшее требование жизни. Благодаря старшему поколению сохраняются национальные, религиозные и семейные традиции.

Принцип поддержки дружественных отношений с ближайшей и дальней семьей (родственниками) и с соседями. Традиционно отношения с ближайшими и дальними родственниками, а также с соседями носили тесный, уважительный характер. Эти отношения определяются нравами, религией и традиционной моделью взаимодействия.

Принципы формирования у детей культурных ценностей – это основа, обеспечения эффективности воспитательной деятельности родителей. К таким принципам относятся:

Принцип авторитета и родительской власти. Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Авторитет родителей выступает в высокой значимости личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей. На нем основывается сила родительского влияния на поступки и поведение детей: послушание и выполнение указаний или советов, осуществляемые не из-за страха или материальной заинтересованности, а в силу признания их справедливости и целесообразности. Понимание настоящего родительского авторитета, раскрыто А.С. Макаренко, как авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их гражданской деятельности, гражданском чувстве, знании жизни своего ребенка, ответственности за его воспитание, помощи ему (не навязчиво, не надоедливо, не утомительно), представляя возможность самостоятельно выбираться из затруднения, формировать свой характер. Антон Семенович раскрыл и негативные авторитеты воспитания: авторитет подавления; авторитет расстояния; авторитет чванства; авторитет педантизма; авторитет резонерства; авторитет любви; авторитет доброты; авторитет дружбы; авторитет подкупа.

Принцип доверия и воспитательского контроля. Доверия – это благоприятная атмосфера, уважение между членами семьи. Важность контроля со стороны родителей сохраняется. Он позволяет видеть, как идет процесс развития и воспитания ребенка и при необходимости обеспечивать целенаправленность воспитательного воздействия на него. В процессе воспитания важно, чтобы у ребенка имелась возможность выбора альтернативы: участвовать – не участвовать; он обладал некоторой свободой вообще, усиливающейся с возрастом; чувствовал доверие, которое не исключает контроля.

Принцип обеспечения культурных потребностей в зависимости от возраста и интересов членов семьи. Обеспечение основных потребностей ребенка происходит в семье. С возрастом они изменяются, способствуя формированию зрелости человека. Удовлетворение культурных потребностей с учетом возраста и интересов по своей сути – это создание наиболее благоприятных условий для самореализации человека в культурной сфере.

Принцип совместного участия в культурной жизни, выполнения общественных, культурных и профессиональных ролей. Любой человек занимает в обществе то или иное место. Оно обусловлено многими факторами: местом рождения, полом, возрастом, образованием, положением в обществе. Совместная культурная активность членов семьи является исключительно благоприятным фактором овладения культурными ценностями подрастающим поколением.

Принцип мотивирования участия членов семьи в культурных мероприятиях. Мотивирование заложено в основе обучения и воспитания. Проявит ли человека себя в культурной деятельности, в решающей мере зависит от характера, направления и уровня их мотивирования для этого. В основе принципа формирование внутренней мотивации, определяющей качественное своеобразие культурной личности.

Принцип обретения самостоятельности молодым поколением и одновременно укрепления его связей с семьей. Свобода и самостоятельность в проявлении духовной культуры – это результат воспитания. Проконтролировать всю жизнь ребенка крайне сложно, но в этом нет необходимости. Важно чувствовать, когда ребенок должен проявлять самостоятельность. С возрастом она должна расти с тем, чтобы, став взрослым, он мог уверенно проявлять себя, не оборачиваясь и не ожидая подсказок и управляющей роли какого-либо.

Принцип разумного применения поощрений и наказаний в семье. Родители встречаются с различными формами проявления ребенка, что требует рационального применения похвал и наказаний. Поощрения должны быть привлекательными, а наказания убедительными. От родителей зависит применение разумного награждения и наказания ребенка.

Принципы самоактивности в культуре – самоактивность основа в овладении культурным богатством среды жизнедеятельности.

Принцип личностного участия в культуре. Через личностное участие человек удовлетворяет культурные потребности, обгащает себя как личность.

Принцип мотивированности активности ребенка в культуре. Мотивированность характеризует процесс и результат воспитания культуры. Она обеспечивает его естественность и значимость для самосовершенствования в культурной сфере.

Принцип добровольности активности ребенка в культуре. Добровольность – это внутренний мотивационный фактор активности человека в культуре. Она делает человека заинтересованным в проявлении активности в культуре.

Принцип творческого проявления активности ребенка в культуре. Творческая деятельность ведет к личностным и качественным изменениям. Эти изменения должны быть востребуемы, что возможно, когда творческая активность ребенка имеет место в сферах культуры, предрасположенных к его индивидуальному своеобразию.

Принцип самоуправления (автономности) ребенка в культурной жизни. Самоуправление в активной сфере свидетельствует о самостоятельности человека, его зрелости. Такая самостоятельность (автономия) формируется с самого раннего детства под руководством родителей. Семья, воспитывая ребенка, формирует основы самостоятельности человека в культуре, чем способствует формированию его зрелости и способности реализовать себя как личность.

Проблему формирования культурных ценностей ребенка в семье следует рассматривать с позиции общих принципов семейной педагогики. Принципы воспитания в семье позволяют обеспечивать действенность формирования культурных ценностей подрастающего поколения. Воспитывая ребенка, родители способствуют усвоению им принципов самоактивности в культуре, как основы его последующего самопроявления.

Личность ребенка, система его стремлений и потребностей складывается в процессе воспитания. Понятие «воспитание» имеет множество определений: культивирование развития, обучение искусству находить и выбирать существующие ценности и делать из них орудия собственного труда, умножение знаний, выработка умений владеть собой и выполнять ту или иную работу (Х. Радлиньска); система действий, направленных на достижение определенных результатов воспитания (Р. Врочиньски); динамическая сложная система социальных, институциональных, межличностных, опосредованных и прямых воздействий, приводящих к изменениям в личности человека (А. Гурыцкая); сознательно организованная общественная деятельность, цель которой – вызвать направленные изменения в личности воспитанника. Эти изменения охватывают как познавательно - инструментальную, связанную с познанием действительности и умением воздействовать на нее, так и эмоционально-мотивационную сторону, которая состоит в формировании отношения человека к миру и людям, формирование его убеждений, жизненной позиции, системы ценностей и цели жизни (В. Оконь) и др.

Через воспитание растущий ребенок усваивает культуру, сложившиеся в семье и обществе ценности, которые становятся для него критериями оценок и самопроявления. Процесс его культурной адаптации проходит определенные фазы: младенчество - период эмпатической коммуникации, особенно с матерью; раннее детство – усвоение требований культуры в соответствии с волей родителей, развитие интересов, первых культурных потребностей; позднее детство – усвоение понимания своей выгоды ради солидарности с группой, познание себя в сравнение с другими; осознанное желание принадлежать кому-либо; младший подростковый возраст (период между 9 и 12 годами жизни) – формирование чувства дружбы и даже зачатков любви, поскольку кто-то другой становится таким же важным, как и «Я»; старший подростковый возраст - рост значения сексуального поведения вплоть до возникновения прочных союзов; период зрелости, т.е. попытка взять на себя ответственность за выполнение социальных ролей.

загрузка...