Delist.ru

Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье (30.08.2007)

Автор: Ада Мария Русецка

Условия – это совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека (среды семьи), его (ее функционирование и развитие, достижение, стоящих перед ней целей) поведение, воспитание и обучение, формирование личности. Выделяются базовые и важные условия формирования у детей культурных ценностей. Базовые условия – это те, без которых не может существовать семья: материальные и бытовые; учет и реализация требований основных принципов развития семьи, воспитания в семье; самореализация членами семьи в культуре и в воспитании детей и др. Исключительно важными условиями являются те, которые вытекают из соответствующих факторов, существенно влияющих на семью.

Схема 1

Модель семьи,

формирующей культурные ценности ребенка

Полученные в ходе исследования данные, позволили определить следующие наиболее благоприятные условиях формирование культурных ценностей детей в семье: материальный; быт семьи; структура семьи; атмосфера в семье; высокий уровень духовной культуры родителей (семьи); отношение родителей к воспитанию детей; образованность и социальная важность профессии родителей; отношение родителей к образованию детей и получении ими социально-важной профессии; участие в культуре родителей и их детей.

Взаимосвязь факторов и условий, стимулирующих процесс формирования культурных ценностей ребенка в семье, представлен на схеме 2.

Схема 2

Взаимосвязь факторов и условий, стимулирующих процесс

формирования культурных ценностей в семье

Наибольший эффект достигается тогда, когда все факторы и условия находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности и усиливают потенциальные возможности семьи в воспитательной деятельности родителей.

В ходе исследования важно было узнать жизненный уровень (стандарт) польской семьи - типичный образ жизни, характерный для определенной категории. По данным Центра Изучения Общественного Мнения (ЦИОМ) лишь у 47,0 % польских семей имеется достаточно денег для удовлетворения потребностей, обеспечения текущих запросов. «Экстра» расходы (выходящие за рамки минимальных потребностей семьи) может себе позволить лишь 2,0 % семьей, в то время как у 9,0 % каждый месяц не хватает денег на основные платежи (квартплата, электроэнергия, газ и т.п.). Время от времени подобная ситуация проявляется в каждой четвертой семье. Изложенное свидетельствует о низком благополучии польских семей. Сходные данные были получены в ходе изучения материального благополучия изучаемых семей.

Для каждой категории семей характерны определенные бытовые условия: наличие квартиры, ее площадь, бытовое и техническое оборудование. Жилищные условия изучаемых семей благоприятные: 28,2 % имеют свой домик, 11,4 % – государственную квартиру, 30,0 % – кооперативную квартиру, а 29,1 % – квартиру как кооперативную собственность; лишь 0,9 % – служебную квартира, а 0,3 % – арендованную.

Жилая площадь предусматривает учет количества квадратных метров, приходящихся на одного жильца. Для города стандарт - 7–10 м2 (гигиенический – 11 м2) на одно лицо. Общее количество комнат у исследуемых семьей – 1097, в них проживало 1375 человек. В среднем на одну комнату приходится 1,25 человека. Трудные жилищные условия обнаружены лишь у 0,9 % семьей (на три комнаты 11 человек).

Французский исследователь Шомбо де Лове утверждал, что два лица, приходящиеся на одну комнату, являются барьером безопасности благополучия семьи, если его перешагнуть, то она оказывается перед лицом опасности. В этом случае в поведении детей и взрослых могут появиться различные нарушения. В нашем исследовании, столь высокий параметр плотности в квартирах проявился, к счастью, лишь в небольшом количестве семей.

Материальные возможности семьи проявляются в оборудовании квартиры устройствами (средства массовой коммуникации и связи), непосредственно направленными на удовлетворение ее культурных потребностей. Полученные данные свидетельствуют о том, что у каждой семьи, независимо от жизненного уровня, имеется цветной телевизор, с высоким жизненным уровнем имеют как кабельное – 54,1 %, так и спутниковое телевидение – 59,5 %; со средним соответственно 59,0 % и 39,4 %.

Многие семьи имеют библиотеки. Полученные данные свидетельствуют о том, что нет прямой зависимости между материальными условиями семьи и количеством книг в семейной библиотеке. Оно зависит от личной культуры родителей, сформированной потребности в книгах.

Систематизация полученных данных позволила выделить общую иерархию ценностей современной польской семьи, которую родители осознано или не осознанно хотят воспитать у своих детей (передать своим детям): порядочность, здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, искренность, образование, вера в Бога, знания, ответственность и воспитание. В ней завершают первую десятку ценностей: вера в Бога, знания, ответственность и воспитание. Самый низкий приоритет отдан таким ценностям, как: культурные манеры, высокие доходы, высокий уровень жизни, участие в культуре и высокое общественное положение, что свидетельствует о снижении ценности воспитания подрастающего поколения и не может не вызывать определенной тревоги.

Для изучения иерархии ценностей семьи, в зависимости от образования главы семейства, отцам для оценки представлен список из 29 видов. Анализ полученных данных показал:

главной ценностью семьи, где у отца начальное образование, счастливая семейная жизнь, порядочность (честность и добросовестность), а также здоровье (витальные ценности); работа, любовь, искренность и уважение к старшим. Меньшее значение в них придают вере в Бога и спокойной жизни и самое низкое - образованию и воспитанию ребенка, ведущим к продвижению в обществе и профессиональной карьере, материальным благам;

в семье, где отец имеет начальное профессиональное образование, самой большой ценностью является порядочность, наиболее значимыми: здоровье, любовь, искренность, счастливая семейная жизнь, образование ребенка; на более низком - религиозные ценности и менее популярными - воспитание ребенка, знания и ответственность;

в семьях, где у отца средне-профессиональное образование, ведущие места в системе ценностей занимают: порядочность, здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь; довольно значимыми - образование и искренность, знания и воспитание ребенка; наименее значимой - религиозная ценность;

для семей, где отец имеет высшее образование, наиболее значимыми являются: порядочность, любовь и здоровье; значимыми - образование, счастливая семейная жизнь и искренность; довольно значимыми - знание и образование ребенка, ответственность и воспитание; наименее популярными - вера в Бога, терпимость и справедливость.

В семье ребенок усваивает основные культурные, нравственные, идейные и мировоззренческие ценности. Она, как важнейшее звено национальной и культурной тождественности, культивирует традиции, обычаи, которые в польских семьях оберегают и хранят с особой тщательностью. Традиции польских праздников переходят от поколения к поколению и поддерживаются в соответствии с годовым циклом. Молодые супруги привносят в создаваемую ими семью традиции и опыт, приобретенные в семьях своих родителей. Постепенно супруги и дети создают свою субкультуру, формируя мир ценностей, образ жизни, исполняя будничные и праздничные семейные обычаи, соблюдая собственный стиль ведения домашнего хозяйства и питания.

Хранительницей семейных обычаев, как правило, является мать. От нее зависит, насколько полно они соблюдаются в семье. Народные традиции наиболее полно проявляются в праздниках, своеобразии подготовки к ним и проведении. Они максимально используют их нравственное воздействие на подрастающее поколение. Наиболее популярными являются сочельник - вигилия (vigilia – слушание) - торжественный постный семейный ужин, в ходе него исполняются множество семейных обычаев и обрядов; Рождество Христова (99,1 %); пасхальные праздники (98,2 %) и др. По многовековому обычаю День всех святых (1 ноября) – самый важный в году, день поминовения усопших, день массового посещения кладбищ. Его с возвышенным чувством и уважением отмечают в значительной части исследуемых польских семей (91,0 %). Торжественно отмечают принятие ребенком таинства причастия в большинстве семей (88,9 %); менее «массово» - таинство крещения ребенка (4,8 %); в некоторых - именины; День матери (26 мая) и др.

Польша имеет богатые традиции религиозного воспитания. По данным CBOS, до 42,0 % поляков считает, что Церковь имеет слишком большое влияние на общественную жизнь в стране. Значительную роль в передаче младшему поколению веры и религиозности играет семья и прежде всего мать. Результаты исследований показали, что больше всего матерей (98,8 %) и отцов (93,7%) верующие, однако их предпочтения к религии снижены. Отношение к религии зависит преимущественно от воспитания, мировоззрения и позиции по отношению к ней и соблюдению ее обрядов.

Наиболее распространенной формой участия детей в религиозных обрядах является посещение ими костела в праздник. Его посещаю каждый второй ребенок. Часть детей посещает уроки религии в школе. Можно сделать вывод о том, что около 40 % детей ответственно относятся к религии, что оказывает на них наиболее благоприятное духовное влияние.

Атмосфера семейной жизни проявляется в отношениях между родителями; родителями и детьми. Отношения между супругами – это отношения партнеров в браке. Выявлено, что большинство супругов живут между собой исключительно дружно, дружно, чаще дружно, чем недружно более 87 %; скорее не дружными, чем дружными встречаются достаточно редко (6,9 %) а крайне редкими - отсутствие согласия (5,7 %). Детско-родительские отношения в семье определяют фон и преимущественные средства воздействия на ребенка. Со стороны родителей они проявляются в формах: диктат, опека, «невмешательство» (мирное сосуществование) и сотрудничество; и типах: принимающе–авторитарный; отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации; симбиотический; симбиотическо - авторитарный (А.Я. Варга и В.В. Столин). Хорошие отношения между родителями и детьми рождают в ребенке нравственную устойчивость, чувство защищенности и эмоциональную уравновешенность. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для родителей одной из самых главных ценностей. Показателем эмоциональных связей детей и родителей является высота планки, по которой ребенок оценивает родителей. В большинстве изучаемых семей дети признавались в любви к отцу (81,4 %) и к матери (91,3 %).

В семьях, характеризующихся высокой степенью близости между супругами, отличаются соответствующими отношениями детей. Только любящие друг друга родители создают атмосферу семейной жизни, насыщенную положительными эмоциями и могут послужить своим детям примером отношений и настоящих чувств, справедливо подчеркивает Т. Кукулович. В изучаемых семьях дети в основном живут дружно, в отдельных (3,0 %) скорее не дружно и только в трех не дружили. Воспитание в дружной семье двух и более детей имеет важное социально-педагогическое значение. Дети в таких семьях приобретают необходимый социальный опыт отношений с другими людьми. В последующем им легче адаптироваться в среде людей и обеспечивать самореализацию. Почти в каждой четвертой семье подобной проблемы не существовало (единственный ребенок). В семьях с одним ребенком невольно формируется эгоцентризм, негативные последствия которого сказываются в процессе всей его жизнедеятельности, начиная с детского сада. В Польше (1995) 1580 тыс. неполных семей, большинство из них (905 тыс.) состоящие из матерей-одиночек (одиноких отцов 88 тыс.). В неполных семьях воспитываются 1508 тыс. детей. В изучаемых нами семьях их количество составило 48,7 %, в которых воспитывали 45,7 % детей школьного возраста. Укрепляется модель по западному образцу - малодетной семьи, имеющей двоих детей и состоящей из представителей двух поколений.

В процессе роста дети отождествляют себя со своими родителями - носителями польской культуры. У них ребенок учится думать, говорить, контролировать и сдерживать свои реакции, а также оказывать влияние на других людей. Это способствует формированию у него выбора для себя социальной роли по половому признаку и обеспечивает преемственность некоторых поведенческих моделей прошлых поколений. Пример родителя порождает подобное проявление ребенка. Данный факт диктует необходимость положительных примеров и исключения влияние негативных. В изучаемых семьях дети имеют преимущественно положительные примеры (87,4 %).

Роль отца в качестве примера имеет большое значение в усвоении будущих социальных ролей, особенно для мальчиков: отца, мужа и мужчины. Вызывает беспокойство, проявляемое в отдельных семьях, равнодушное и даже враждебное отношение отцов к собственным детям. Такие отношения со стороны отца деформируют нравственное и социальное развитие ребенка. По всей видимости (опросы проводились анонимно), это имело место в тех семьях, в которых сами отцы испытывали к своим детям враждебное отношение. Можно прогнозировать, что со временем такая враждебность в приведет к более серьезным последствиям во взаимоотношениях между отцом и выросшим молодым человеком.

Формированию культурных потребностей способствует использование свободного времени и отдыха родителями и их детьми. Свободное время – это время, которое остается в распоряжении человека после выполнения им действий, связанных с удовлетворением биологических и гигиенических потребностей (сон, еда, туалет), а также деятельности обязательного характера (работа, учеба, семейные обязанности, поездки на работу или в школу).

Отпуск – это гарантированный законом оплачиваемый или неоплачиваемый перерыв в работе, размеры и условия которого предусмотрены законом. В польских семьях распространены две модели проведения отпуска: первая определяется выбором места отдыха в иерархии личных потребностей, вторая – проведение отпуска вне места постоянного проживания. Различают пассивный и активный, индивидуальный и групповой семейный отдых. При анализе его используются два основных подхода: функциональный - реализация процессуальной функции свободного времени: отдых, развлечения, а также духовное, интеллектуальное и прочее развитие личности и предметный - способ направленного использования отдыха (Т. Вуек).

Непосредственное проведение свободного времени человеком обусловлено демографическим и социальным аспектами (возрастом, полом, образованием, местом работы, уровнем заработков и пр.) и характеризует его культуру. Существует выражение «культура отдыха» – типичное своеобразие организации и проведения отдыха человеком, семьей. Она характеризующее собственно культуру человека, его отношение к определенному социальному слою общества. Умение человека отдыхать – результат его воспитания и самовоспитания. С раннего возраста дети в семье приобретают основы отдыха, игры, развлечения и работы над собой.

1зучаемые нами родители в период каникул оставались с детьми дома (49,2 %), или же проводили отпуск на рекреационном участке, вне места проживания (26,7 %). Они охотно проводили свой отпуск в семейном кругу в деревне (24,6 %); часть (23,4 %) в доме отдыха в родной стране, (6,6 %) – заграницей и только немногие семьи (6,9 %) могли позволить себе выехать на экскурсию по стране или (4,2 %) – за границу. Доминирующей формой использования свободного времени родителей в домашних условиях является просмотр телевизионных программ (88,6 %).

Местная (локальная) среда оказывает огромное влияние на способ проведения свободного времени детьми, молодежью и взрослыми. Полученные статистические данные не обнаружили прямой связи между местом жительства отца и его участием в культуре. Матери, несмотря на различный характер окружения по месту жительства чаще, чем отцы посещают культурные учреждения. Данный факт проявился у матерей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста. Они ходят вместе с детьми в кино, выполняют роль посредника между культурными воздействиями и их восприятием, побуждают их к обсуждению увиденной информации, способствуют целенаправленности ее усвоения. Отцы реже или вообще не принимают участия в подобных формах культурной активности детей за пределами родного дома. Они либо работают, либо занимаются какими-либо личными делами, иногда и культурного характера, удовлетворяя свои духовные запросы.

Значительный потенциал в формировании культурных ценностей заключается в организации свободного времени детей. Он во многом обусловлен местом проживания, возрастом ребенка, его интересами и образовательным учреждением, в котором он учится. Значительное время ученики проводят в группе сверстников вне контроля взрослых. Через них они открывают для себя мир. Соблазнительным для них становятся сигареты, наркотики и алкоголь. Они подражают взрослым, демонстрируя себя сверстникам взрослыми. Проблемы, связанные с потреблением алкоголя детьми чаще всего имеет место в домах, где родители им злоупотребляют. Исследование показало, что многие молодые люди не умеют организовывать свое свободное время без употребления алкоголя. Определенная часть подростков вообще не умеют организовывать свое свободное время. Они его проводят бесцельно, легко сбивается в «стайки», подаваясь негативному влиянию среды.

Активность детей в культуре не зависит от места проживания, особенностях города и его культурных возможностей. Выявлено, что дети хотели бы принимать участие по месту жительства в: музыкальных мероприятиях (80,8 %), просмотрах интересных фильмов (76,6 %), спортивных мероприятиях (65,9 %); в меньшей степени посещать выставки живописи (44,7 %), встречаться с актерами (43,6 %), с организаторами культуры (41,5 %); еще меньше посещать музеи (22,3 %), принимать участие в семейных турпоходах (11,7 %) и слушать лекции и доклады (9,6 %). Изложенное свидетельствует об особенностей воспитания детей в Польше, по формированию у них культурных интересов.

Дети легки на подъем, подвержены любознательности, склонны к проявлению активности в культуре. Наиболее важными учреждениями и лицами по месту жительства, стимулирующие проявление их культурной активности выступают: школа и учителя (76,6 %), родители (71,3 %); в меньшей мере местные культурно-просветительные учреждения (12,8 %), друзья и подруги (12,8 %), центры спорта и рекреации (2,1 %), музеи (2,1 %). Авторитет и активность спортивных комплексов и музеев в последнее время значительно снизились. Причиной подобного факта являются снижение доступности этих учреждений вследствие коммерционализации, а также недостаточности внимания родителями воспитанию у детей позитивного отношения к ним.

Значительное влияние на формирование культурных ценностей подрастающего поколения оказывают средства массовой информации (СМИ). Особое место в этом принадлежит телевидению. Его деятельность строится на определенных теориях. К ним относятся: теория унифицированных последствий воздействия; теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги); теория культивирования, или постепенного формирования образа мысли (Джордж Гербнер и его коллеги); теория социализации (теория социального развития); теория использования и удовлетворения и др.

Сила воздействия телевидения исключительно велика. Как полагает С. Ениколопов, заведующий отделением клинической психологии научного центра психического здоровья РАМН, показ сцен насилия и жестокости способствует росту агрессивности в обществе. Этому наиболее подвержены дети, менее – взрослые, но насилие их тоже возбуждает и подсказывает способы действия. Масштабные научные исследования в США влияния СМИ (агрессии и насилия) на телезрителей показали, что те, кто в пять лет отдавал предпочтение агрессивным теле- и видеофильмам, к 25 годам уже сидели в тюрьме. В итоге были разработаны ограничительные правила показа и продажи подобных фильмов.

загрузка...