Delist.ru

Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье (30.08.2007)

Автор: Ада Мария Русецка

На защиту выносятся следующие положения.

1. Семья является социокультурной, педагогической средой, которая создает систему ценностей, отвечающих потребностям польского общества, культивирует семейные традиции и воспитание подрастающего поклонения, способствует формированию у него национальной культуры.

2. Качественными характеристиками современной польской семьи и их показателями являются: социальное происхождение (социальная среда формирования родителей); структура (тип семьи, количество детей); место жительства (тип города, жилищные условия, культурное предложение среды); материально-бытовые и культурные условия жизни (оснащенность квартиры основными удобствами, средствами культуры, уровень благосостояния); отношение родителей и детей к вере, церкви и религиозным обрядам (признание требований и запретов церкви, выполнение религиозных обрядов, посещение костела, участие детей на уроках религии); образование родителей и их притязания в области образования своих детей (общее и профессиональное образование родителей и цели, которые они ставят в образовании детей, успехи детей в учебе их притязания в образовании); атмосфера воспитания в семье (нравственная среда семьи, внутрисемейные отношения, система поощрений и наказаний, обязанности ребенка по дому, образцы поведения для детей); культурная жизнь (педагогическая культура родителей, увлечения в свободное время, использование СМИ); активность членов семьи в культуре (предпочтения в сфере культуры, участие в культурной жизни дома и по месту жительства, семейные традиции и обряды); взаимодействие семьи и школы, семьи и институтов культуры (контакты родителей со школой, участие детей во внеурочных и внешкольных мероприятиях, выполнение родителями определенных функций в учреждениях культуры).

3. Модель семьи представляет собой ее своеобразие, ценности, ведение хозяйства, самореализация членами семьи, внутрисемейные отношения, принципы и воспитательная деятельность, а также их взаимосвязи, факторы, существенно влияющие на ее благополучие и воспитательную деятельность, а также условия функционирования семьи и воспитания в ней детей. Типичной моделью культурного ребенка, на которую родители ориентируется в воспитании является: вежливый, дисциплинированный, ответственный, отзывчивый, готовый прийти на помощь окружающим, а также уважающий своих родителей. Предостережением для них выступают такие проявления ребенка, как грубость, невежество и вульгарность, агрессивность, вызывающее поведение, насилие по отношению к другому, злоупотребление спиртным, от чего они не бы хотели предупредить его в воспитании.

4. В иерархии ценностей современной польской семьи самое высокое место занимают автотелические, затем жизненные, нравственные и духовные. Автотелические - представляют собой цели, достигаемые людьми самостоятельно для себя. Они определяют выбор стратегических целей в жизни человека. К ним относятся любовь, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие. К жизненным - преимущественно относятся здоровье человека, материальное благополучие. Нравственные – это ценности, сложившиеся в польском обществе и признаваемые в отношениях среди людей – добросовестность, порядочность, честность, уважительность и пр. Духовные ценности характеризуются отношением к религии, высшим идеалам, прекрасному.

5. Эффективность формирования культурных ценностей у детей обеспечивается опорой на принципы семейной педагогики и обеспечение взаимодополнения реализацией требований принципов формирования у них культурных ценностей (авторитета и родительской власти; доверия и воспитательского контроля; обеспечения культурных потребностей в зависимости от возраста и интересов членов семьи; совместного участия в культурной жизни, выполнения общественных, культурных и профессиональных ролей; мотивирования участия членов семьи в культурных мероприятиях; обретения самостоятельности молодым поколением и одновременно укрепления его связей с семьей; разумного применения поощрений и наказаний в семье) и принципов самоактивности растущего человека в культуре (личностного участия в культуре; мотивированности активности ребенка в культуре; добровольности активности ребенка в культуре; творческого проявления активности ребенка в культуре; самоуправления (автономности) ребенка в культурной жизни).

6. Сохраняется интеграционная роль общеобразовательной школы по месту жительства, призванную наряду с обучением обеспечивать привлечение членов семей к участию в культуре, формировании у детей культурных ценностей.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении В первой главе раскрываются теоретико-методологические аспекты изучения культурных ценностей у ребенка, а именно; во второй - представлены результаты, полученные входу выявления типичных культурных ценностей польской семьи и их влияния на воспитание ребенка. Они позволяют представить предпочтительную систему ценностей в польской семье, культурные образцы для подражания ребенком, морально-психологическое особенности семейной жизни, являющегося проявлением культуры сосуществования и организации свободного времени и отдыха родителей, га фоне которых формируется культура ребенка; в третьей главе раскрывается авторская концепция формирования культурных ценностей ребенка в семье, выделены факторы, влияющие на формирование культурных ценностей ребенка, а также принципы формирования культурных ценностей ребенка в польской семье; в четвертой главе раскрыты пути повышения воспитательной роли семьи и общества в формировании культурных ценностей ребенка. В заключении изложены основные выводы, полученные в ходе исследования.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Методология исследования семьи и ее влияния на формирование культурных ценностей подрастающего поколения раскрывает базовые концептуальные подходы к ее пониманию и осмыслению способов достижения цели.

Концепция формирования культурных ценностей раскрывается в ряде исследований польских и зарубежных ученых. В них рассматриваются становление таких явлений как культура, ценности, культурные ценности, социокультурная среда семьи и пр. Они позволяют раскрыть методологию исследования социокультурной среды семьи и ее влияния на формирование культурных ценностей подрастающего поколения.

Проблема формировании культуры подрастающего поколения имеет широкое проявление в теории и практике педагогики. Существует выражение «Педагогика культуры», имеющая богатые традиции, восходящие к периоду античности. Как теория она сформировалась к концу XIX века в немецкой философии культуры (И. Войнар), как одно из направлений в педагогике, оформилась в противовес натуралистическому.

Г. Риккерт, создатель теории ценностей выделял в философии три сферы: действительность, которую изучают конкретные науки; ценность, определяющую абсолютную культуру в рамках гуманитарных наук; «третье царство», помогающее понять и объяснить смысл существования и поведения (смысл жизни) и, создающее что-то в виде «жизненной мудрости» (мировоззрение), делает возможным действительное осуществление ценностей.

Создатель педагогики культуры немецкий историк культуры, основатель философии герменевтики (понимания) Дильтей полагал, что мир культуры не подчиняется никаким законам «объективного духа», а познание культурных ценностей в процессе восприятия представляет собой интуитивное восприятие этих ценностей. Он провозглашал идею о том, что «человека можно познать и понять через историю и культуру, которая удовлетворяет его духовные потребности». Согласно его концепции, каждая область культуры имеет свойственные ей ценности, которые служат удовлетворению духовных потребностей человека. Контакт человека с культурой происходит через переживание и понимание ценностей.

В Польше педагогика культуры начала развиваться в межвоенный период. В основе ее лежала философия культуры и теории ценностей, созданные мыслителями этого времени. К наиболее выдающимся ее представителям относятся Б. Наврочиньски, С. Гессен, Б. Суходольски и др. Б. Наврочиньски (Духовная жизнь) подчеркивал, что духовная жизнь – это жизнь культуры, которая состоит из готовых продуктов, действий и исторических процессов. Воплощением идеала является образованный человек. Б. Суходольски сформулировал основы педагогики культуры (Обобществление культуры). Культура формируется как в условиях жизни людей, так и их идеалов и ценностей. Путь человека к культуре пролегает через его участие в современных формах жизни, культурной, профессиональной деятельности. Такой путь включает в себя определенные этапы – от усвоения знаний до формирования образцов жизнедеятельности. Формирование личности осуществляется и через взаимодействие с природой. Не отдельная личность, а все человечество своими общими усилиями на протяжении поколений создает культуру. С. Гессен создал собственную педагогику культуры (Основы педагогики). Суть ее заключалась в поисках путей формирования личности воспитанника с использованием накопленных человечеством благ культуры. Идеал формирования личности проявляется в духовной культуре и нравственности. Для него самой важной проблемой воспитания является формирование человеческой личности путем приобщения ее к миру ценностей культуры, что обеспечивает сохранение ее преемственности.

В Польше особый интерес к проблемам социальной педагогики возник на рубеже XIX и XX веков и связан с именем Ст. Карповича, который выделял тесную связь между процессами жизни и среды. Л. Кшивицкий (Такими будут ваши дороги) создал образ, как бы эталон личности представителей молодого поколения, который может сформироваться только на пути социальной ангажированности в ходе социального опыта. Х. Радлиньска особо выделяла взаимозависимость между планами воспитательной работы и влиянием среды. По ее словам, «среда как комплекс условий и стимулов развития предопределяет эффективность любых воспитательных мероприятий».

Социальная педагогика анализирует влияние воспитания, источником которого является среда, а также обусловливает принципы ее организации с точки зрения потребностей воспитанника и общества. Она раскрыла типологию среды, выделив в ней несколько видов: непосредственную (более широкую – пространственную), объективную (к чему может обратиться личность) и субъективную (влияние которой мы ощущаем), а также материальную и нематериальную (невидимую среду: обычаи, нравы, верования, идеи и т.п.). Важное значение принадлежит нематериальной среде, ее решающему воздействию на поведение человека.

Воспитание, по своей сущности, заключается в передаче подрастающему поколению свойственных данной культуре познавательных, идеальных образцов поведения, отношений и системы ценностей. Оно представляет собой управление процессами социализации ребенка и приобщения его к культуре.

Культура человека – это усвоенный и повседневно проявляемый им, сложившийся и признаваемый в данной социальной среде (среде жизнедеятельности) опыт поведения, отношений, общения. Подрастающему поколению передается совокупность продуктов человеческой деятельности, материальных и нематериальных ценностей и признанных способов поведения, объективированных и принятых в данной социокультурной среде, в том числе: отношения, переживания, эстетическое и этическое проявление человека.

Ценности представляют собой сложившуюся (усвоенную) положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, которая определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Критерии и способы оценки этой значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Ценности классифицируются по: происхождению (врожденные и приобретенные); направленности (позитивные и негативные); общему характеру (специфические и тематические); содержанию (эстетические, экологические, гуманистические, нравственные и др.); диапазону распространения (признаваемые, индивидуальные, групповые и универсальные); социальной роли (изолированные, конфликтные, интегрирующие и самоорганизующие).

Выделяют группы ценностей: аномальные, нормативные и абсолютные. Аномальные – связаны с сохранением и физическим развитием организма как отдельного человека, так и всего вида. Такие ценности непостоянны, изменчивы и не являются обязательными для всех. Нормативные, - существующие не самостоятельно, а в связи с определенными условиями. Абсолютные - не имеют реального бытия, поскольку непосредственно не связаны ни с одним благом культуры, – это идеальные предметы, называемые «границами человеческого стремления». Они не разделяют, а объединяют людей.

Изучение различных подходов к пониманию «ценности» позволяет рассматривать их с разных позиций: психологии, социологии, культурологии и социальной педагогики. Психология – раскрывает ценности как психическое явление познавательного характера и придает им значение, близкое понятиям «позиция», «отношение», «подход»; социология – описывает их с позиции проявлений через конкретные предметы, явления, процессы, характеризующие жизнедеятельность человека и его воспитание и требующих целенаправленного изучения, осмысления и прогнозирования; культурология - рассматривает их, как повсеместно желаемые в данном обществе предметы символического или несимволического характера, а также распространенные убеждения относительно желательного поведения членов общества, которые в нем считаются достойными; социальная педагогика – определяет пути и способы формирования культурных ценностей подрастающего поколения, решения частных воспитательных задач в условиях семьи, школы и пр.

Культурная идентичность «является итогом принадлежности и ориентации на семейно-домашнюю культуру, наследие предков. Такие извечные ценности, как язык, религия, нравы, обычаи, историческая генеалогия, исконные территории, менталитет, образцы поведения и организации времени менее всего подвержены изменениям. О. Никиторович выделил сценарии идентичности семьи: унаследованное; приобретенное (складывающееся) в процессе социализации, воспитания и самореализации в условиях и ситуациях, в которых происходит взаимодействие, накопление опыта; сознательно выбранное как результат взаимодействия между культурным наследием и культурой приобретаемой.

Национальный характер – это отражение в психике индивидов сформированных сообществом в ходе исторического развития особенностей культуры. Индивид по необходимости включается в культуру общества, в котором живет и развивается. Семья в этом обществе представляет собой социальный институт, имеющий формальное основание и функционирующий в соответствии с социальными нормами данной социальной системы (Р. Адамски). Она представляет собой звено национальной и культурной идентичности и вводит молодое поколение в пространство культуры сообщества, передает определенные формы социальной жизни, принятые традиции, ценности, обычаи, сложившийся социокультурный опыт. Каждая семья характеризуется социокультурной средой и выполняет необходимые для развития общества функции, в том числе, передачи от старшего поколения младшему культурных ценностей. В них отражена история народа, идеалы, устремления, верования и характер социальных отношений.

Для измерения социальных явлений и процессов в исследованиях, посвященных формированию культурных ценностей ребенка в семье, использовались качественные характеристики, критерии и показатели. Под качественными характеристиками понимаются наиболее устойчивые проявления, определяющие качественное своеобразие семьи и ее воспитательной деятельности. Под показателями - определенное свойство, событие или явление, при наличии которого с уверенностью или с определенной долей вероятности можно судить об изучаемом явлении. В методологическом смысле слово «показатель» означает некую характерную черту предмета, раскрывающую его соответствующее проявление. Он свидетельствует о том, что та или иная черта существует в изучаемом явлении или предмете и отлается своеобразием.

Среди показателей культурных ценностей семьи выделены позитивные, отражающие ее положительные элементы культуры (например, образование определенного вида и уровня) и негативные, свидетельствующие о недостатках в сфере культуры (например, отсутствие книг в семье, согласия между супругами и т.п.). Показатели распределены по уровню проявления: высокий, средний, низкий, негативный. В принятых показателях уровень проявления изучаемого качества измерялся по шести бальной шкале.

Определены следующие качественные характеристики семьи и семейного воспитания и их показатели: социальное происхождение (социальная среда формирования родителей); структура семьи (тип семьи, количество детей); место жительства семьи (тип города, жилищные условия, культурное предложение среды); материально-бытовые и культурные условия жизни семьи (оснащенность квартиры основными удобствами, средствами культуры, уровень благосостояния); отношение родителей и детей к вере, церкви и религиозным обрядам (признание требований и запретов церкви, выполнение религиозных обрядов, посещение костела, участие детей на уроках религии); образование родителей и их притязания в области образования своих детей (общее и профессиональное образование родителей, цели, которые они ставят в образовании детей, успехи детей в учебе, их притязания в образовании); атмосфера воспитания в семье (нравственная среда семьи, внутрисемейные отношения, система поощрений и наказаний, обязанности ребенка по дому, образцы поведения для детей); культурная жизнь (педагогическая культура родителей, увлечения в свободное время, использование СМИ,); активность членов семьи в культуре (предпочтения в сфере культуры, участие в культурной жизни дома и вне дому, семейные традиции и обряды); взаимодействие семьи и школы, семьи и институтов культуры (контакты родителей со школой, участие детей в внеурочных и во внешкольных мероприятиях, выполнение родителями определенных функций в учреждениях культуры).

Исследование предусматривало постановку диагноза семьи и ее воспитательных возможностей. Такая деятельность строилась в четыре этапа: получение (сбор) необходимой информации, анализ, оценка и выводы. Получение (сбор) информации – подбор и применение методов, позволяющих выявить проявление изучаемого явления (процесса) в соответствие с определенными критериями и показателями. Анализ – сопоставление эмпирических данных о явлении реальной действительности, которые получены на предыдущем этапе. Оценка - определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях степень проявления явлений специально выбранной (обоснованной) и идеальной моделью. В выводах констатировалась необходимость изменения состояния вещей в случае негативной оценки или улучшения в позитивную сторону. Проект улучшения познанной действительности создается на основе имеющегося знания о системе ценностей.

Для реализации замысла исследования использованы методы, приемы, инструменты исследования и методика. Под методом понимается путь познания (преобразования) изучаемого явления, чтобы достичь сознательно намеченной цели; приемами - комплекс действий, связанных с различными способами подготовки и проведения социально-педагогического исследования. Инструменты представляют собой то, что непосредственно используется для осуществления выбранных методов исследования.

Своеобразие семей и особенности, сложившихся в них культурных ценностей, выявлялось с использованием таких методов, как интервью, диагностический опрос, беседы и наблюдения. Метод диагностического опроса осуществлялся через опросник: шесть частей (79 вопросов): «паспортичка» - сведения о возрасте, местожительстве, социальном происхождении, образовании и профессии, структуре семьи (10 вопросов); материально-бытовые условия семьи (8 вопросов); культурная атмосфера, сложившаяся в семье (22 вопроса); социально-нравственный климат в семье (13 вопросов); воспитательные возможности родителей (14 вопросов); взаимодействия семьи и социальных институтов (школой, культурными, развлекательными и другими центрами), способствующих развитию культуры семьи и ребенка (12 вопросов). Второй опросник - также шесть частей (40 вопросов): «паспортичка» (9 вопросов); влияние социокультурной среды на формирование культурных ценностей семьи (8 вопросов); влияние СМИ на формирование культурных ценностей семьи (10 вопросов); взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в формировании вышеназванных ценностей (4 вопроса); взаимосвязь родителей и детей при овладении культурными ценностями общества (4 вопроса); стимулирование активности ребенка при освоении культурных ценностей социокультурной среды (5 вопросов).

Методика – это совокупность приемов практического выполнения определенного научного исследования, направленного на получение прогнозируемого результата. Она предусматривает определение всей совокупности компонентов, обеспечивающих исследование. В исследовании приняли участие студенты педагогического факультета Поморской педагогической академии г. Слупска.

Информация собиралась в два этапа. На первом (2001 – 2002) – охвачено 333 семьи и 526 детей школьного возраста в восьми воеводствах (Поморском, Западно-поморском, Мазовецком, Варминско - Мазурском, Великопольском, Куявско-Поморском и Нижнесилезском). Это типичные города с населением – до 5 тыс., до 20 тыс., до 100 тыс. и свыше 100 тыс. Родители разных возрастов и уровня образования; дети разных учебных заведений. На втором (2003) – 94 семьи семи воеводств (пять изучаемых ранее и два новых - Силезкое и Подляское). Новые регионы отличались своими социально-экономическими и культурными условиями, что позволило выявить влияние этих факторов на семью, формирование культурных ценностей детей. Повторное исследование позволяло также выявить, в какой степени тенденции, проявившиеся на первом этапе, совпали с последующими и с учетом их, сделаны соответствующие выводы.

Польская семья является основной социальной группой и состоит из индивидов, связанных супружескими и родительскими отношениями, которые и обусловливают ее возникновение и существование. При ее изучении авторы выделяют различные аспекты (факторы) (М. Грохоцински, И. Юндзилл, Р. Врочински, Е. Гайда, Ст. Кавули и многие другие). Систематизируя их, а также данные исследований, в качестве наиболее значимых для формирования культурных ценностей ребенка в семье, выделены следующие:

экономические (материально-бытовые) - возможности и стандарт семьи (образ жизни): источники существования, доход семьи и иерархия расходов; жилищные условия; оборудование жилплощади устройствами и средствами массовой коммуникации;

социокультурные - социальный статус семьи ее культурный уровень повседневной жизни и самореализации: предпочтительная система моральных ценностей, культурные стандарты, принятые в данной семье; общественное положение родителей; связи между семьей и социальной средой; отношение родителей и детей к церковным обрядам;

морально-психологические – эмоциональный фон семьи, на котором осуществляется воспитание в ней детей: состав семьи и количество детей; взаимоотношения между родителями, родителями и детьми; братьями и сестрами; личностные особенности родителей и других членов семьи, влияющие на психологическую атмосферу семьи;

педагогические - педагогическая культура родителей; их эдукационные запросы; принципы и методы семейного воспитания; преимущественные способы проведения свободного времени; активность в культурной и общественной жизни членов семьи вне дома и др.

Семья представляет определенную модель. Под ней понимают мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты. Модель семьи - это принципиальное своеобразие, которое отличает ее, характеризует то типичное в структуре, атмосфере, укладу, воспитательной деятельности и пр. Она включает совокупность компонентов, связей между ними, а также факторов, определяющих ее существование и развитие и условий, в которых она реализует себя.

В Польше выделяют следующие модели семьи: патриархальная (поддерживается Костелом) - отрицает профессиональную работу женщины, запрещает разводы, ограничивает доступ к противозачаточным средствам, превозносит многодетность, ограждает ребенка от идейных влияний, не соответствующих взглядам родителей; демократическая (либеральная) - женщина – это человек, имеющий равные права с мужчиной, супружество и семья – источник счастья, предлагающий людям новые возможности личного развития и партнерского супружества - контролируется деторождение, существует либеральный подход к воспитанию детей, предусматривающий знакомство с другими моральными и культурными образцами поведения и жизни, нежели признаваемые только родителями. Последняя модель создает несравненно более благоприятные условия для воспитания детей. Общая модель семьи представлена на схеме 1.

Факторы подразделяются на базовые (основные) и важные. Базовые – это те, которые собственно определяют семью и ее функционирование (собственно семья, ценности, которыми она руководствуется; ведение семейного хозяйства; внутрисемейные отношения; воспитательная деятельность родителей, в том числе по формированию у детей культурных ценностей); важные факторы, существенно влияющие на существование семьи и ее воспитательную деятельность (материально-бытовые; структура семьи; атмосфера в ней; уровень духовной культуры родителей; их образование и профессия; отношение к воспитанию детей, к получению детьми образования и профессии и др.). Каждый фактор приобретает определенное значение и направленность влияние на воспитание в зависимости от условий. Поэтому не следует рассматривать отдельные факторы в отрыве от других, поскольку это может привести к ложным заключениям.

загрузка...