Delist.ru

Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье (30.08.2007)

Автор: Ада Мария Русецка

Гипотеза исследования. Одна из важнейших функций семьи является сохранение и передача культурных ценностей общества подрастающему поколению. Переход к рыночным отношениям в польской действительности сказался на воспитательной роли семьи. Сформировалось противоречие между сохраняющейся ролью семьи в формировании культурных ценностей общества и недостаточной эффективностью ее реализации. Повышение воспитательной роли семьи в формировании культурных ценностей подрастающего поколения может быть обеспечено, если:

1. Государство и его институты способствуют повышению статуса и воспитательной роли современной польской семьи.

2. Приоритетными как в стране, так и в каждом регионе с учетом его возможностей являются нравственные ценности, национальные традиции, обычаи.

3. Образовательные учреждения как приоритетное направление своей воспитательной деятельности с семьей активно реализуют приобщение их к культуре и участию в воспитании культурных ценностей у своих детей с раннего возраста.

4. Родители активно участвуют в культурной деятельности и приобщают к ней своих детей.

5. Национальные приоритеты, нравственные ценности, традиции, обычаи становятся приоритетными в деятельности учреждений образования, костелов, центров культуры, досуга и спорта, средств массовых коммуникаций.

6. Активно поддерживаются учреждения, наиболее полно удовлетворяющие культурные потребности детей с раннего возраста.

В соответствие с целями и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Определить место и роль польской семьи в формировании культурных ценностей у своих детей.

2. Раскрыть сущность и содержание предпочтительной системы ценностей современной польской семьи.

3. Выявить основные группы факторов, существенно влияющих на удовлетворение и развитие культурных ценностей польской семьи и их трансформацию на подрастающее поколение.

4. Раскрыть потенциал семейного микроклимата, традиций, праздников, совместного досуга в формировании культурных потребностей детей.

5. Выявить взаимосвязь образования, профессии, личной культуры родителей, их места жительства на приобщение детей к культурным ценностям.

6. Разработать модель наиболее благоприятного воспитания ребенка, формирования у него культурных ценностей.

7. Проанализировать опыт деятельности образовательных учреждений, разработать программу и экспериментально проверить эффективность приобщения родителей к культуре и воспитанию культуры у своих детей.

Методологической основой исследования составляют: на философском уровне: идеи и положения о всеобщих взаимосвязях, раскрывающих единство и гармонию окружающего мира и человека в их эволюционном развитии; соотношение общего и единичного, целого и части; на общенаучном уровне: принципы и методы системного подхода, обеспечивающие изучение воспитательного пространства как целостной структуру в единстве взаимосвязанных тенденций интеграции и дифференциации; отдельные положения теории синергетики и их проявления в развитии социокультурной среды семьи и семейного воспитания; на конкретно-научном уровне: интегрированный подход в формировании культуры личности в современном польском обществе.

В процессе исследования применен метод диагностического зондирования, который является “способом накопления знаний о структурных и функциональных атрибутах, а также динамике общественных явлений, мнениях и суждениях избранных коллективов, развития явлений, имеющих воспитательное значение. Использованы также теоретический анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация, педагогическое моделирование и прогнозирование, а также эмпирические методы: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы, анализ результатов деятельности; изучение и обобщение опыта и др.

Исследование проводилось в Поморском воеводство, расположенном в средней части Польши. Выбрана репрезентабельная группа, которая включала 740 семей, в том числе из городской среды 480 семей и из деревенской - 260 семей. Из городской среды были включены семьи из городов Тчев – 80; Слупска - 250 семей; Устка - 80 семей; Пелплин - 20 семей; Гданск - 50 семей; семьи из деревевенской среды были представлены из населенных пунктов: Вжесьце, Любучево, Каржно, Виклино, Ленкавица, Кемпно – 40 семей; Бонин в гмине Слупск - 40 семей; Райковы в гмине Пемплино - 20 семей; Новы Став около Гданьска - 40 семей; Бжезьно и Тухово около Кошалина – по 40 семей; Шчецинек - 40 семей.

Исследование проводилось с 1996 года в четыре этапа.

На 1-м этапе (1996-1999 гг.) – изучалась литература по проблемам семейного воспитания психологическая, социологическая, культурологическая и социально-педагогическая; систематизировались полученные данные, определялись основные подходы к изучению семьи; анализировались последствия реформирования социально-экономической системы в Польше и их отражение на семье и семейном воспитании.

На втором этапе (1999-2003 гг.) – определены качественные характеристики современной польской семьи, критерии и показатели их оценки, разработана методика их использования для направленного изучения семьи, определена группа студентов Поморской педагогической академии г. Слупска и обеспечена ее методическая подготовка для участия в исследовании; определены воеводства, на базе которых проведено исследование, собран первичный материал и его систематизация.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) - изучен опыт ряда школ и гимназий г. Слупска и г. Тчева в работе с родителями по привлечению их к культурной жизни. Полученный материал лег в основу разработки гипотезы и программы экспериментальной работы; совместно с учителями Гимназии подготовлены программа и методика экспериментальной работы; проведена ее проверка, анализ и систематизация полученной информации, описаны ход и результаты экспериментальной работы, сделаны выводы по ее итогам.

На четвертом этапе (2004-2005 гг.) – систематизация полученного материала и литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования. Раскрыты место и роль семьи, как важного звена национальной и культурной идентичности, носительницы польской культуры, в формировании культурных ценностей подрастающего поколения. Она характеризуется социокультурной средой, выполняющей необходимые для развития общества функций, в том числе, передачи от старшего поколения младшему культурных ценностей, традиций и обычаев, отражающих историю народа, идеалы, устремления, верования и характер социальных отношений.

Выявлены и описаны основные качественные характеристики семьи: социальное происхождение; структура; место жительства; материально-бытовые и культурные условия жизни; отношение родителей и детей к вере, церкви и религиозным обрядам; образование родителей и их притязания в области образования своих детей; отношения в семье; морально-психологическая атмосфера воспитания; культурная жизнь; активность членов семьи в культуре; взаимодействие семьи и школы, семьи и институтов культуры.

Описана модель семьи, включающую основные компоненты (собственно семья, ее ценности, ведение хозяйства, самореализация членами семьи, внутрисемейные отношения, принципы и воспитательная деятельность), их взаимосвязи, факторы, существенно влияющие на ее благополучие и воспитательную деятельность, а также условия функционирования семьи и стимулирования формирования культурных ценностей детей.

Выявлена иерархия ценностей современной польской семьи, которую родители осознано или не осознанно хотят воспитать у своих детей (передать своим детям): порядочность, здоровье, любовь, счастливую семейную жизнь, искренность, образованность, веру в Бога, знания, ответственность и воспитанность.

Выявлены и описаны принципы, которыми следует руководствоваться при формировании культурных ценностей ребенка в семье: принципы семейной педагогики (культивирования семейных ценностей; рационального и дружного совместного действия членов семьи в решении нравственных и экзистенциальных проблем; партнерских взаимоотношений и уважения к индивидуальности каждого члена семьи; защиты семьи от негативных общественных влияний; любви, совместной ответственности всех членов семьи за ее благополучие и функционирование; уважения к опыту старшего поколения (дедушки и бабушки); поддержки дружественных отношений с ближайшей и дальней семьей (родственниками) и с соседями); принципы формирования у детей культурных ценностей (авторитета и родительской власти; доверия и воспитательского контроля; обеспечения культурных потребностей в зависимости от возраста и интересов членов семьи; совместного участия в культурной жизни, выполнения общественных, культурных и профессиональных ролей; мотивирования участия членов семьи в культурных мероприятиях; обретения самостоятельности молодым поколением и одновременно укрепления его связей с семьей; разумного применения поощрений и наказаний в семье); принципы самоактивности в культуре (личностного участия в культуре; мотивированности активности ребенка в культуре; добровольности активности ребенка в культуре; творческого проявления активности ребенка в культуре; самоуправления (автономности) ребенка в культурной жизни).

Выявлены взаимосвязь уровня образования родителей с педагогической культурой, активностью их в культуре: непосредственная с взаимоотношениями и атмосферой в семье; не сказывается на активности матери в культуре; сильная зависимость у отца и его отношением к чтению прессы, отсутствие подобной зависимости у матерей; сильная зависимость у отца (матери) и посещением им (ею) кино и театра; снижение внимания к воспитанию детей независимо от уровня образования главы семейства; более осознанный подход к воспитанию детей, оценке значение получаемого ими образования.

Построена типовая модель культурного ребенка, определяющая направленность воспитательной деятельности родителей: вежливый, дисциплинированный, ответственный, отзывчивый, готовый прийти на помощь окружающим, а также уважающий своих родителей, а также модель некультурного человека, как предостережения в воспитании: грубый, ведущий себя невежественно и вульгарно, проявляющий агрессию, отличающийся вызывающим поведением, не гнушающийся насилием по отношению к другому, злоупотребляющий спиртным.

Дана характеристика культурного уровня (статуса) семьи: уровень образования родителей, культурные потребности, формы участия в культуре, приоритетные ценности, а также способ свободного времяпровождения и характер общения с социумом.

Разработаны и экспериментально проверены пути повышения интеграционной роли общеобразовательной школы по месту жительства в активизации педагогических возможностей семьи в формировании культурных ценностей подрастающего поколения.

Теоретическая значимость исследования. Обогащен раздел «Педагогика среды» социальной педагогики. Он дополнен совокупностью факторов, существенно влияющих на воспитательную деятельность и взаимосвянные с ними условия эффективности воспитания в семье.

Усилены методологические и теоретические основания семейного воспитания; уточнены и дополнены система принципов семейной педагогики, принципов семейного воспитания и принципов самоактивности в культуре как результат воспитания.

Разработанные модели семьи, культурного и некультурного человека позволяют осмыслить механизмы воспитательной деятельности и ее направленность по формированию личности подрастающего поколения, способной адаптироваться в новых исторических условиях польской действительности.

Введен в оборот словарь педагогических терминов, принятых в Польше, позволяющих адаптировать педагогические знания, лучше понимать теоретические и практические подходы в семейном воспитании.

Практическая значимость исследования. Полученные материалы могут использоваться в образовательных учреждениях в работе с родителями по повышению их роли в передаче культурных традиций и ценностей польского общества подрастающему поколению, приобщении их к многовековым религиозным традициям, духовному обогащению личности. Они могут быть использованы муниципальной администрацией в повышении нравственной культуры региона, приобщении различных слоев населения к культуре, традициям региона.

Теоретико-методологические основы семейной педагогики могут получить применении в изучении учебного курса «Социальная педагогика», в подготовке специалистов социальной педагогики по работе с семьей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они осуществлялись в выступлениях соискателя и публикациях материалов, в том числе: в ежегодных выступлениях перед профессорско-преподавательским составом и студентами Поморской педагогической академии, на педагогическом совете Гимназии и собрании родителей г. Тчева, на родительских собраниях и учителями городов Слупска и Тчева, а также на Российской научно-практической конференции «Мир детства в педагогическом наследии С.Т. Шацкого» (2004), пятых научно-педагогических чтениях факультета социальной педагогики МГСУ (2002), седьмых и восьмых социально-педагогических чтениях МГСУ (2004, 2005).

Достоверность и надежность полученных результатов. Они обусловлены реализацией методологических позиций исследовательской деятельности, использованием комплекса взаимодополняющих методов, значительным охватом польских семей (родителей и детей) в различных воеводствах Польши, активным вовлечением большой группы исследователей из числа студентов и учителей образовательных учреждений, экспериментальной проверкой полученных данных.

загрузка...