Delist.ru

Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона (30.08.2007)

Автор: Радина Оксана Ивановна

Рис. 5. Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг

в рамках модели, признаваемой и поддерживаемой обществом, конкретными потребителями услуг, бизнес-структурами, обеспечивающими рыночное предложение социально значимых услуг и равного доступа к ним разных групп населения.

Смоделированный в диссертации механизм, как представляется, обеспечивает реализацию принципов управления сферой социальных услуг, включающих ответственность объектов управления, т.е. властных структур за обеспечение прав населения на получение социальных услуг, их системность, скоординированность, гибкость.

Такой подход обеспечивается современными методами управления: экономическими, административными, социально-психологическими, политическими и др., путём «запуска» следующих инструментов: стандартов на предоставление социальных услуг, государственных или муниципальных заказов, конкурсов и торгов, контрактов, целевых программ, субсидий, субвенций, дотаций.

Весьма важными рыночными составляющими институционально-рыночно-го механизма управления развитием сферы социальных услуг представляются: стимулирование инноваций в сфере производства и социальных услуг, конкуренция, креативное предпринимательство, трансляция рыночных сигналов производителям услуг от покупателей о потребностях в них, развитие рыночных сетей.

Формировать данную составляющую должны благоприятствующие институциональные условия и инструментарий в виде социального партнерства, патронажа, гарантий обязательного минимума предоставления социальных услуг, экономического медиаторства, государственного регулирования экономического поведения субъектов рынка социальных услуг.

Развитие медиаторства в сфере социальных услуг играет роль института, обеспечивающего устранение несогласованности, противоречий интересов и конфликтов; включение объектов и субъектов управления в новые модели связей, коммуникаций; учет традиций, норм и правил.

Рассматривая медиаторство как деятельность, наиболее эффективную для обеспечения институциональной устойчивости сферы социального обслуживания при её ускоренном развитии, автор отмечает и его значимость для функционирования макро- и микроэкономических систем в целом. Развитие медиаторства целесообразно на различных уровнях, по возможности комплексно и системно с охватом всех сторон функционирования сферы социальных услуг. В главе доказывается, что экономическое медиаторство, являясь новым направлением обеспечения устойчивости социально-экономических систем, имеет значительнуюисторическую базу в зарубежном и отечественном опыте регулирования сложных общественных процессов, в том числе при предоставлении социально значимых услуг. Более того, использование механизмов медиаторства свидетельствует о высокой институциональной развитости общества, т.к., учитывая специфику социальной сферы, экономическое медиаторство обеспечивает разрешение конфликтных ситуаций между участниками хозяйственной системы: государственными органами управления, бизнес-структурами и потребителями услуг.

В четвертой главе – «Институционально-управленческие аспекты реализации принципов экономического медиаторства в сфере социальных услуг» – обоснованы императивы формирования организационно-экономического пространства для института медиаторства, представлена система мониторинга как инструментария информационно-аналитического обеспечения медиаторской деятельности при регулировании рынка социальных услуг, дана оценка управленческих решений с учетом эффективности медиаторства.

Методический блок диссертации представлен рядом методик и алгоритмов расчетов, в т.ч. пошаговой методикой эффективности экономического медиаторства (рис. 6). Она базируется на утверждении о том, что, как и любой системе, сфере услуг свойственна определённая динамика и противоречия. Автором предложен алгоритм оценки позитивного медиаторского воздействия, который включает в себя 4 шага.

Основное противоречие при формировании организационно-управленче-ского механизма экономического медиаторства заключается в необходимости обеспечения разнообразия методов разрешения кризисных ситуаций. Вместе с тем реализация их типичности и строгой регламентации является следствием нормативно-правовой основы функционирования органов управления. Указанное противоречие разрешается путём сочетания инициативности в деятельности структур сферы социальных услуг по согласованию экономических интересов с ее правовым регулированием, развитием позитивного взаимодействия с государственными и иными управленческими структурами.

Приведенная методика позволяет дать оценку действиям по медиаторству и обосновать рекомендации по их продолжению (в случае положительного результата) и прекращению из-за явной бесполезности.

Рис. 6. Пошаговая методика оценки эффективности экономического

медиаторства в сфере социальных услуг7

___________________

7 Рисунок выполнен автором по материалам исследования

Становление качественно новой системы социального сервиса предполагает совершенствование приемов и методов анализа и диагностики ее развития. Основу такой деятельности может составлять мониторинг рынка социальных услуг.

Целью разработки и применения технологий экономического медиаторства социальных услуг с учётом результатов такого мониторинга является переориентация существующей системы мониторинга с процесса на результат, т.е. оценка динамики положительных изменений у получателей помощи и услуг. При этом важно, чтобы данные оценки эффективности экономического медиаторства не оставались лишь в отчетах, а активно использовались при принятии управленческих решений и, следовательно, повышали качество этих решений. В диссертации подчеркнуто, что внедрение технологии медиаторства требует не только введения новых методов сбора информации (например, опроса представителей клиентских групп), но и изменения существующей системы сбора, учета и хранения административных данных. Эта система, как правило, не ориентирована на использование результатов опросов для определения результативности деятельности сферы социальных услуг, а учитывает исключительно показатели процесса предоставления социальной помощи, патронажа и др.

Наибольшим потенциалом, с точки зрения формирования системы экономического медиаторства, обладают региональные управленческие структуры. Развитие экономического медиаторства на уровне регионов целесообразно осуществлять в направлении построения горизонтальной системы взаимодействия предпринимательских структур с государственными органами, а также объединениями и комитетами потребителей. Основу такой структуризации составляет формирование единого кадрового, материально-технического и информационного обеспечения решения задач согласования, соответствующих их масштабу и сложности. Значимость реализации мероприятий по экономическому медиаторству на уровне регионов определяет необходимость разработки и реализации соответствующих мер модернизации и перспективного развития деятельности региональных органов государственного управления по регулированию сферы социальных услуг, предоставлению конкретных их видов населению.

Решение данной задачи обеспечивается принятием необходимых решений органами управления или руководителями, в которых не только определена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), зафиксирована ответственность, т.е. такие решения выступают итогом сложной организационной и информационно-ана-литической работы. Решение об использовании медиаторства принимается в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация – совокупность условий и факторов, представляющих собой препятствие к достижению целей, поставленных управленческими структурами. Очевидно, что управленческие решения имеют всегда не только хозяйственные последствия, но и социальные. Социализация управленческих решений в сфере сервиса значительно выше, чем на производстве, поскольку они не только реализуются непосредственно командой управленцев, но и воздействуют на условия жизни населения и вызывают либо позитивные, либо негативные последствия и впечатления у потребителей услуг. Поэтому особенностью оценки оптимальности принятия решения в сфере услуг является не только изменение экономических показателей, но и вызываемые ощущения у потребителей при достижении хозяйственных целей учреждениями, предоставляющими такие услуги, мера их удовлетворенности.

Условий и факторов, от которых зависит организационно-экономический механизм согласования интересов производителей и потребителей услуг, большое множество, все они составляют внешнюю среду механизма – экономические и социальные обстоятельства.

В настоящее время функция согласования представляется вторичной для государственных органов по сравнению с другими функциями (контроль, наказание и др.). Однако она опосредуется деятельностью целого ряда институтов, что в значительной степени обусловливает дискретную структуризацию всего организационно-управленческого механизма экономического медиаторства, в котором можно различить три типа структурных уровней (табл. 2).

Таблица 2

Типы структурных уровней организационно-управленческого механизма экономического медиаторства, реализуемого в сфере социальных услуг 8

структурных уровней Элементы механизма экономического медиаторства,

применимые для сферы социальных услуг

Основной

Элементы, представляющие весь комплекс, конструирующие и скрепляющие его: юридическое и нормативное обеспечение, анализ и оценка состояния хозяйствующих субъектов, предварительный выбор направлений согласования, обеспечение переговорных процессов и другие функциональные элементы

Внешний

Элементы, направленные на формирование системы сотрудничества в процессе реализации мер согласования

Скрытый

Элементы внутрислужебной деятельности, взаимодействие с государственными органами, институт коммерческой тайны и пр.

________________________

8 Составлено автором с использованием материалов следующих источников: Зиновьева И.В. Рынок услуг и управление им в условиях становления.// Маркетинг услуг. – 2005. - №1 – с.10-17. Вильямский В.С. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований). Ростов-на-Дону. Феникс, 2006. – с.137-210.

Наличие указанных в таблице 2 элементов необходимо учитывать в процессе управления согласительными мероприятиями, которые должны основываться на интеграционных механизмах взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Пятая глава диссертации – «Моделирование региональной системы управления развитием сферы социально-бытовых услуг» – посвящена авторской трактовке концептуальной модели экономического механизма, обеспечивающего реализацию потенциала сферы социально-бытовых услуг региона, алгоритмизации мониторинга развития сферы бытового обслуживания в рамках территориально-локализованной системы региона, обоснованию медиаторских подходов, обеспечивающих рационализацию управленческих решений по регулированию локального рынка социально-бытовых услуг.

Сложившаяся в регионах России система управления социальным сервисом сводится преимущественно к деятельности государственных социальных служб, и ее действия, как правило, ограничиваются общими рекомендациями, помощью по ограниченному кругу услуг, особо нуждающимся группам населения, наказанием нижестоящих структур за невыполнение решений вышестоящих. С рыночными же структурами такие действия связаны слабо. В то же время сфера бытового обслуживания, предоставляющая услуги на платной основе, технологически наиболее близка к социальному сервису, поэтому организация наблюдения за ее развитием в рыночных условиях позволяет сформировать соответствующую систему экономического медиаторства при становлении и развитии социальных услуг, в соответствии с рыночно-ориентированной моделью, включающей и платное обслуживание.

В качестве базового момента в управлении деятельностью предприятиями сферы социально-бытовых услуг выступает организация постоянной системы наблюдений, оценки, прогноза экономической конъюнктуры и социально-политической обстановки, складывающейся на территориальном участке обслуживаемого сегмента рынка в условиях ожесточившейся конкуренции как внутри сферы услуг, так и в смежной с ней отрасли торговли. Сказанное выше можно считать основой для алгоритма разработки и реализации модели системы управления развитием сферы социально-бытовых услуг в регионе (рис. 7).

Рис. 7. Алгоритм разработки и реализации модели системы управления

развитием сферы социально-бытовых услуг (СБУ) в регионе9

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12