Delist.ru

Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона (30.08.2007)

Автор: Радина Оксана Ивановна

На рисунке 3 отражена динамика реального объема производства товаров и услуг в Российской Федерации, которая показывает соотношение темпов роста между отраслями, производящими товары, рыночными и нерыночными услугами, в том числе социальными. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдается рост объемов производства как товаров, так и услуг. Однако темпы такого роста остаются неустойчивыми.

Особо высокими темпами характеризуется рост объёмов предоставляемых рыночных услуг, в том числе социальных. Это вызвано значительным расширением предложения услуг вновь созданными негосударственными учреждениями социального сервиса, диверсификацией предлагаемых услуг, ростом в их структуре дорогостоящих видов обслуживания. Определённую роль, несомненно, играет и инфляционный фактор.

Рис. 3. Динамика реального объема производства товаров и услуг

в Российской Федерации

(в % к предыдущему году)

Во второй главе – «Концептуальное обоснование социально-ориенти-рованной модели развития сферы социальных услуг в рыночной экономике» сформулирована социально-ориентированная модель формирования сферы услуг в условиях посткризисного развития России, определены объективные условия для её реализации, обеспечивающие институциональную устойчивость инфраструктуры обслуживания населения российских регионов, отражена противоречивость интересов бизнеса, населения и управленческих структур в сфере социальных услуг. Доказана возможность их согласования при участии некоммерческих организаций.

Необходимость обоснования социально-ориентированной модели развития сферы социальных услуг на региональном уровне предопределяется важностью учёта интересов не только конкретных потребителей, но и социума территории в целом, при сохранении общецивилизационных ценностных установок общества в сочетании с традициями, нормами и особенностями развития социального сервиса территориальных образований.

На рисунке 4 представлена разработанная автором социально-ориентированная модель развития и финансирования сферы услуг региона на примере медицинских услуг.

Рис. 4. Социально-ориентированная модель развития и финансирования сферы

медицинских услуг региона

В модели выделен блок бесплатной медицинской помощи и услуги по лечению и профилактике: первичная, в том числе «скорая» помощь, охрана материнства и детства, социально значимая помощь (лечение ВИЧ, туберкулеза и др.), специализированная медицинская помощь. Для предоставления гарантированной государственной помощи формируется общий фонд через объединения средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов муниципальных образований и бюджета региона. Платная медицинская помощь и услуги по лечению и профилактике, согласно приведённой модели, представляются негосударственными и государственными клиниками, центрами здоровья, оздоровительными и профилактическими учреждениями, салонами и другими бизнес-структурами.

Система регулирования отношений бизнеса, власти и населения опосредуется в рамках «поля институционализации» связями и взаимодействиями бизнеса, государственных органов управления, населения, общественных организаций.

Формированию и укреплению таких связей способствуют создаваемые в российских регионах независимые исследовательские центры, службы «связей с общественностью», центры социального консультирования. Целью таких объединений является разработка стандартов по обслуживанию и их утверждение, упорядочение взаимоотношений, укрепление контактов с заказчиками и клиентами. Это придаёт институционализированным связям весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, определения форм его социализации, участия в социально значимых программах и проектах обслуживания населения.

Важной тенденцией развития сферы социальных услуг является то, что негосударственные некоммерческие организации играют все более значительную роль в решении общественного обслуживания, рассматривают его как приоритетное направление формирования гражданского общества. Цель некоммерческих организаций – прежде всего направление инициативы «снизу» в социально полезное русло. Этим создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения всеобщих государственных интересов, интересов бизнеса и населения через форму интереса определенных общественных групп – в рамках гармоничного, неконфликтующего гражданского общества.

В диссертации сделан вывод о том, что некоммерческие организации одинаково нужны и государству, и бизнесу при решении проблем развития сферы социальных услуг, так как они дополняют их, гармонизируют и уравновешивают, создавая и удерживая социальное равновесие. Эффективно работающие некоммерческие организации необходимы обществу в целях решения возникающих в сфере услугового сервиса проблем предотвращения конфликтных ситуаций, помощи в удовлетворении законных требований по получению социально значимых услуг.

В третьей главе – «Институт экономического медиаторства в механизме управления сферой социальных услуг» – предложена интерпретация медиаторства как института, обеспечивающего рационализацию взаимодействия субъектов сферы социальных услуг, отражен инновационный характер принципов и форм медиаторства, раскрыты его функции в механизме обеспечения консенсуса партнерских позиций субъектов социального сервиса и потребителей услуг.

В целях обоснования необходимости повышения институциональной устойчивости сферы социальных услуг в работе проведена классификация институционально-инфраструктурных дефицитов в сфере социального сервиса и предложены возможности их преодоления в экономике российских регионов (табл. 1).

В социальной подсистеме сферы услуг выделены такие инфраструктурные дефициты, как: несистемность институтов инфраструктуры социального сервиса, слабость информационной поддержки, недостаточная эффективность форм и методов государственной поддержки. Сформулированы с учётом вышеперечисленных дефицитов угрозы, обусловленные наличием институционально-инфраструктурных дефицитов, в том числе: имеющие место социальная напряженность, деградация социальных условий, конфликты потребителей услуг с их производителями.

В рыночной подсистеме отмечены следующие дефициты: изъяны поведения бизнес-структур на рынке социальных услуг, коррупция, бюрократические препоны, проблемы взаимодействия власти и бизнеса, а также слабое информирование населения о правах на получение льготных услуг и др. К угрозам рыночной подсистемы относятся: неспособность институтов рынка социальных услуг обеспечить реализацию социально-ориентированной модели экономического поведения, завышение цен на услуги, препятствия к каналам и формам доступа льготного обслуживания, сдерживание эффективного взаимодействия производителей социальных услуг и их потребителей на рынке.

Таблица 1

Институционально-инфраструктурные дефициты сферы социальных услуг

и возможности их преодоления в экономике российских регионов

Инфраструктурная

подсистема Наличие

институционально-инфраструктурных

дефицитов в сфере

социальных услуг Угрозы, обусловленные институционально-инфраструктурными

дефицитами Возможности

преодоления

институционально-инфраструктурных

дефицитов

1 2 3 4

Социальная Отсутствие единой системы институтов инфраструктуры социального сервиса. Информацион-ная асимметрия, сдерживающая развитие ин-фраструктуры социальных услуг. Недостаточно эффективная государственная политика как по развитию сферы социальных услуг в целом, так и её инфраструктуры. Социально-институциональные ограничения для развития сферы услуг социально значимого характера (коррупция, отсутствие традиций, узкое «поле правил» для развития инфраструктурного комплекса и др.). Неснижающаяся социальная напряженность, недовольство низкодоходных групп населения невозможностью бесплатно получить социальные услуги в соответствии со стандартами. Деградация социальных условий, снижение качества жизни населения, высокая доля маржинальных групп, не имеющих доступа к социальному обслуживанию, особенно в сельской местности. Конфликты потребителей услуг с их производителями, разрешение которых затруднено из-за отсутствия соответствующих институтов, институционально-правовых инструментов, инфраструктурного обеспечения. Реализация в полной мере потенциала государственной поддержки низкодоходных групп населения через институты социальной инфраструктуры (служба социального обеспечения, приюты, консалтинг-компании, в том числе юридические, информационные и др.). Создание недостающих и повышение эффективности действующих институтов инфраструктурного обеспечения сферы социальных услуг. Развитие института экономического медиаторства, обеспечивающего разрешение конфликтов с наименьшими трансакционными издержками, предотвращение конфликтных ситуаций, стабилизацию деятельности субъектов социальной инфраструктуры.

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Рыночная Издержки в институциональной среде, предопределяемые незавершенностью её формирования, снижающие эффективность инфраструктурного обслуживания рыночных субъектов сферы социальных услуг. Изъяны поведения на рынке социальных услуг институционализированных игроков из инфраструктурно-услуговых секторов: банковского, страхового, коммуникативного, консалтингового и др. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса, обеспечивающего предложение на рынке услуг (коррупция, бюрократические препоны и др.). Недостаточно публичная конкуренция по поводу сфер и субъектов обслуживания. Неспособность институтов рынка социальных услуг реализовать социально-ориентированные модели экономического поведения. Завышение цен на услуги. Сокрытие от групп населения, имеющих право на бесплатное или льготное обслуживание, каналов и форм доступа к социальным услугам. Сдерживание эффективного взаимодействия производителей социальных услуг и их потребителей вследствие несовершенства инфраструктуры рынка. Конфликты власти и бизнес-структур, действующих на рынке социальных услуг. Слабое информирование населения о правах на получение социальных услуг. Активная политика государства по формированию цивилизованной институциональной среды. Расширение медиаторства при рыночных сделках в сфере социального обслуживания. Развитие конкуренции на рынке социальных услуг, снижение монополизма. Перевод части услуг в электронную форму (заказы, бронирование, консультации и др.). Повышение ответственности должностных лиц за информирование населения о правах получения льготных услуг, изменениях в правилах и формах. Действенное государственное регулирование цен на социально-значимые услуги.

В целях уменьшения негативного влияния институционально-инфраструк-турных дефицитов на сферу социальных услуг, снижения вероятности проявления обусловленных ими угроз автором предложен институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг (рис. 5)6.

Цель этого механизма – обеспечение устойчивого развития сферы социальных услуг через соответствующие инструменты и технологии, его адаптация к изменяющимся экономическим, социальным, политическим и другим условиям

___________________________

6 Составлен на основе обобщения материалов следующих источников: Вильямский В.С. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С.308-367; Самарина О. Развитие системы негосударственных социальных услуг// Социальная работа. – 2004.-№3. С.2-3.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12