Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона (30.08.2007)
Автор: Радина Оксана Ивановна
ВВЕДЕНИЕ 1. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ 1.1 Структурно-уровневый анализ субъектов сферы социальных услуг в рыночной экономике 1.2 Экономическое содержание и методы управления сферой социальных услуг и сервисной инфраструктурой 1.3 Рыночно-регулируемая система организации сферы социального сервиса 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2.1 Объективные условия формирования социально-ориентированной концепции развития сферы услуг в посткризисной экономике России 2.2 Реализация социально-ориентированной модели развития сферы услуг в контексте обеспечения её институциональной устойчивости 2.3 Согласование интересов бизнеса, населения и управленческих структур в сфере социальных услуг: сценарный подход 2.4 Роль некоммерческих организаций в развитии социально-ориентированной системы услугового сервиса 3. ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕДИАТОРСТВА В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 3.1 Место медиаторства в системе взаимодействия субъектов сферы социальных услуг 3.2 Инновационный характер принципов и технологий экономического медиаторства 3.3 Функции медиаторства в механизме обеспечения консенсуса партнерских позиций субъектов социального сервиса и потребителей услуг 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕДИАТОРСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 4.1 Организационно-экономическое пространство для формирования института экономического медиаторства 4.2 Система мониторинга как инструментарий информационно-аналитического обеспечения медиаторской деятельности при регулировании рынка социальных услуг 4.3 Оценка управленческих решений с учетом эффективности медиаторства в сфере социальных услуг 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ 5.1 Диагностика современного состояния социально-бытовых услуг в регионе: организационно-институциональный и размещенческий аспекты 5.2 Организация мониторинга процесса развития сферы бытового обслуживания в моноспециализированной территориально-локализованной подсистеме региона 5.3 Система медиаторских подходов, обеспечивающих реализацию управленческих решений по регулированию локального рынка социально-бытовых услуг ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, сформулирована цель и задачи исследования, раскрываются его научная новизна, практическая значимость, теоретическая и методологическая основа, эмпирическая база, констатируется апробация и реализация результатов работы. В первой главе диссертационного исследования – «Управление сферой социальных услуг: теоретические аспекты, содержание и методы» представлены результаты структурно-уровневого анализа субъектов сферы социальных услуг в рыночной экономике, формы и особенности их взаимодействия в рамках рыночно-регулируемой системы социального сервиса, систематизированы методы управления услуговым комплексом с учетом экономического и поселенческого пространства современной России. Эвристическая задача, предопределенная для первой главы работы, была решена путем выделения структурных элементов и уровней в системе «социальные услуги», поэтапного анализа их состояний, взаимодействий, изменений. Авторская классификация социальных услуг, построенная по критериям функциональности, значимости, платности и др., представлена на рисунке 1. Она дает представление не только о сложности и многообразии таких услуг, но и о появлении новых их видов и сфер экономики, в рамках которых они развиваются (коммуникации, рекреация, интернет-технологии и т.д.). С учетом вышеизложенного в диссертационной работе представлена следующая трактовка социальной услуги: деятельность, направленная на удовлетворение физических и духовных потребностей населения, обеспечивающая реализацию его воспроизводства, накопление человеческого капитала, поддержку гуманистических ценностей общественного развития, регулируемая по ценам, видам и формам предоставления, финансируемая из бюджета, внебюджетных фондов, за счет спонсорских взносов или денежных средств потребителей услуг, в связи с чем необходимо выделять услугу, предоставляемую бесплатно (определенные виды услуг и группы населения), на льготной основе (группам населения, утверждаемым законодательно) или через свободную куплю-продажу на рынке. Исходным моментом для эффективной организации сферы социальных услуг выступает рациональная социальная политика, которая уже в среднесрочной перспективе должна быть преобразована в России из бессистемного и бесконечного реформирования услугового сервиса в логическую выстроенную систему мер, обеспечивающую реальное построение высокоэффективной системы социального обслуживания, соответствующей стандартам стран с развитой рыночной экономикой. С этой точки зрения для современной российской экономики особое значение приобретают национальные проекты, имеющие свою логику развертывания и последовательность в реализации задач: повышение заработной Рис. 1. Классификация социальных услуг по критериям функциональности, платности и технологиям обслуживания платы работникам социальной сферы, создание технического потенциала, позволяющего оказывать услуги высокого качества, строительство новых сервисных центров, предоставляющих высокотехнологичные услуги и др. Социальную значимость данные проекты имеют не только с точки зрения повышения качества услуг, но и обеспечения их доступности для низкодоходных слоев населения, особенно в малых городах и сельской глубинке. Распределение социальных услуг в координатах «социальная значимость услуг–платность» отражено на рисунке 2. Рис. 2. Оценка значимости социальной составляющей услуг в общей их системе по критериям «социальная значимость–платность» В ходе исследования определено, что набор методов и инструментов, используемых для стимулирования развития рынка услуг, достаточно ограничен. В связи с этим необходим поиск новых форм организации деятельности в данной сфере и иных методов регулирования и управления. Весьма перспективными формами организации продуцентов услуг являются их объединения, в рамках которых обеспечиваются рациональные взаимодействия, а новым способом регулирования – согласование интересов экономических агентов. Исследование, проведенное автором, показало, что современная система социального обеспечения России нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Сложившиеся механизмы ее роста ориентированы на расширение объёмов социального обслуживания неблагополучных семей беженцев, лиц без определённого места жительства и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но решение проблем обеспечения качественного социального сервиса для всех категорий населения требует значительных масштабных преобразований, связанных с содержательным изменением функционирования сферы социальных услуг и освоения действительно социально-ориентированного обслуживания. Сфера социальных услуг в России уже прошла стадию рыночных преобразований, сформировалась инфраструктура социального обслуживания, сохраняются тенденции ее количественного роста. Качественное совершенствование данной сферы возможно в направлении освоения нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы хозяйствующих субъектов, общества и государства. |