Delist.ru

Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона (30.08.2007)

Автор: Радина Оксана Ивановна

Теория и методология структурной модернизации посткризисной экономики России, в том числе сферы услуг, разработаны в трудах В. Белоусова, И.Блехцина, В.Золотарева, В. Иноземцева, Н. Кузнецова, Д. Львова, С. Любимова, Г. Явлинского, А. Яковлева, Е. Ясина и др. Проблема макроэкономической динамики экономики России, её социализации в аспекте анализа воспроизводственных процессов и их регионализации проанализирована А. Абалкиным, О. Белокрыловой, Т. Игнатовой, Н. Кетовой, Ю.Колесниковым, В. Овчинниковым, Б. Плыщевским и др.

Вопросы эффективного функционирования сфер и отраслей региональной экономики, в том числе сферы услуг, эволюции форм их собственности исследуются в работах С. Авдашевой, Н. Балабаевой, В. Бильчака, А. Войтенко, И. Германовой, Л. Гринкевича, В. Долятовского, А. Дружинина, В. Кокорева, В. Садкова, В. Серова, В.Соловьёва, В. Федчука, Ф. Шахматова, В. Штундюка и др. Теоретические и прикладные аспекты деятельности компаний в контексте реализации ими интересов российских регионов освещены в работах И. Беляева, И. Гончарова, С. Горжанкиной, Г. Клейнера, А. Лопатина, Н. Нагрудной, Р. Попова, В. Рудашевского, Ю. Якутина и др.

Исследованию различных аспектов развития рынков социальных услуг и поведения на них покупателей посвящены труды Э. Батраевой, И. Березина, А. Высоцкой, В. Ильина, В. Кузина, Б. Мильберга, Г. Мирошник, Н. Моисеевой, Э. Новаторова, С. Самыгина, Т. Пономарева, И. Сосуновой, В. Федько и др. В работах этих ученых раскрыты сущностные основы и противоречия отношений в системе «оказание услуги – потребитель», характеризующие сложность процессов становления рынков различных видов услуг, методические подходы к изучению поведения компаний в сфере обслуживания в отношении различных групп клиентов, сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию их деятельности применительно к российской действительности.

Изучению проблем эффективного планирования и организации систем бытового обслуживания посвящены труды таких ученых-экономистов, как В. Балалов, Л. Бобров, Н. Гуков, К. Гулевич, В. Дмитриев, Е. Песоцкая, В. Рутгайзер, Т. Корягина, Н.Шопенко.

Подчеркивая значимость исследований вышеперечисленных ученых, концептуальный характер ряда методологически четко обоснованных ими подходов к решению сложных задач управления сферой услуг, а также предлагаемых ими преобразований для повышения её эффективности, следует отметить явно недостаточную меру разработанности одного из ключевых аспектов проблемы функционирования современной сферы социальных услуг. Он касается имеющего место инерционного воздействия факторов, сдерживающих конструктивный характер управления сферой социальных услуг, сформировавшихся в фазе кризиса и все ещё продолжающих свое негативное действие на систему обслуживания населения. Это обусловливает её неэффективность, отсутствие чёткой социальной ориентации, слабость экономических инструментов обеспечения консенсуса интересов бизнеса (т.е. учреждений сферы социально-услугового сервиса, предлагающих социальные услуги на рынок), их потребителей (т.е. различных групп населения), власти и общества в целом.

В качестве такого инструмента целесообразным представляется экономическое медиаторство, обеспечивающее принятие организационно-управленче-ских решений в сфере социальных услуг региона, создающих условия экономической свободы, саморегулирования хозяйственной деятельности её рыночных субъектов, защиты интересов потребителей, преодоления кризисных ситуаций.

Дискуссионность проблематики, недостаточная исследованность институционально-рыночных основ функционирования сферы социальных услуг и необходимость научного обоснования адаптированного для российских регионов механизма управления её развитием обусловили выбор темы, постановку цели и этапных задач диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в разработке концептуальной модели институционально-рыночного механизма управления развитием сферы социальных услуг, отражающей наиболее значимые тенденции в её трансформации, место в современной структуре общественных благ, возможности гарантированного предоставления населению социально значимых услуг в условиях рынка, реализация которой позволит придать услуговому сервису социально-ориентированный характер и институциональную устойчивость путем интегрированного и комбинационного сочетания методических подходов, инструментов и технологий принятия действенных управленческих решений, основанных на принципах экономического медиаторства, и обосновании, с учетом этого, предложений по реализации данной модели в российских регионах.

Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение обширного диапазона задач, агрегированных в пять блоков:

Охарактеризовать теоретические аспекты, содержание и методы управления сферой социальных услуг, в связи с чем:

отразить эволюцию роли и места социальных услуг в структуре общественных благ в разноуровневых субъектах рыночной экономики;

раскрыть экономическое содержание управления сферой социальных услуг в условиях действия рыночно-регулируемой системы организации социального сервиса.

Изложить трактовку авторской социально-ориентированной модели управления развитием сферы услуг в современных условиях через решение следующих задач:

раскрыть объективную необходимость реализации принципа социально-гарантированного минимума предоставления услуг населению в рыночных условиях;

предложить авторскую модель формирования социально-ориентиро-ванной системы обслуживания, обеспечивающую согласование интересов населения, бизнеса и государственных управленческих структур, включение некоммерческих организаций в процесс развития социального сервиса.

3. Представить институт экономического медиаторства, интерпретировать возможности его использования в механизме управления сферой социальных услуг, что предполагает трактовку следующих аспектов данной проблемы:

охарактеризовать место экономического медиаторства как института, расширяющего возможности саморегулирования деятельности субъектов рынка социальных услуг;

раскрыть инновационный характер и функции медиаторства при согласовании партнерских интересов учреждений социального сервиса и потребителей услуг.

Обосновать систему институционально-управленческих решений, обеспечивающих реализацию принципов экономического медиаторства в сфере социальных услуг, конкретизировав их по следующим направлениям:

дезагрегировать организационно-экономическое пространство, обеспечивающее партнерское взаимодействие субъектов сферы социальных услуг;

сформулировать алгоритм мониторинга рынка социальных услуг муниципального образования как инструментария информационно-аналити-ческого обеспечения мониторинговой деятельности принятия управленческих решений по его социализации;

разработать методику оценки управленческих ситуаций с учетом эффективности медиаторства и «наложить» её на деятельность конкретных хозяйствующих субъектов в сфере услуг.

Предложить региональную систему управления функционированием учреждений сферы бытовых услуг, включающую:

императивы планирования и организации деятельности структур бытового сервиса в условиях рынка, принципы их размещения в рамках муниципального образования;

детерминанты обеспечения социальной связанности ресурсов системы бытового обслуживания в регионе, учитывающие результаты мониторинга деятельности её хозяйствующих субъектов;

систему медиаторства для обеспечения рациональных управленческих решений по регулированию локального рынка бытовых услуг.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является сфера социальных услуг, включающая хозяйствующие бизнес-структуры услугового сервиса, органы управления, обеспечивающие регулирование их деятельности на рынке, конкретных потребителей услуг, а также институты, способствующие предоставлению социально значимых услуг соответствующим группам населения.

Предметом исследования выступают экономические отношения в сфере социальных услуг, тенденции её развития, модели функционирования, институционально-рыночный механизм управления региональной системой общественного обслуживания, реализация которого представляется алгоритмизированным подходом обеспечения обоснованных потребностей населения в услугах социального характера.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Многоаспектность проблемы формирования институционально-рыночного механизма управления развитием сферы социальных услуг обусловила необходимость системного использования научных подходов, имеющих различные концептуальные основания и отраженных во многих теориях. К числу таковых относятся фундаментальные положения теорий: управления (в том числе теория ситуационного управления), устойчивого развития социально-экономических систем, институционализма и неоинституционализма (институциональная определенность субъектов рынка услуг), общественного выбора (индикация и агрегирование индивидуальных предпочтений относительно конкретных благ и услуг), человеческого капитала (социальные услуги – составляющая условий воспроизводства и прироста человеческого капитала), государственного регулирования (государственная политика в сфере гарантированного предоставления социально значимых услуг, удовлетворения обоснованных потребностей населения в них), заинтересованных сторон (взаимодействие экономических субъектов рынка социальных услуг), экономического медиаторства (как подсистемы управления региональным рынком услуг на основе реализации механизма согласования интересов субъектов- участников рынка).

Исследование проводилось в рамках системно-функционального подхода, позволяющего осуществить обобщение, интерпретацию и использование теоретических положений, научных принципов и концептуальных позиций, обоснованных ведущими отечественными и зарубежными учеными в области рыночных отношений, социально-экономических процессов, регионального менеджмента в целях разработки авторской парадигмы управления развитием сферы социальных услуг.

Инструментарно-методический аппарат сформирован в контексте вышеизложенных подходов в рамках общего системно-функционального метода. При этом использованы такие приемы исследования, как формирование и анализ динамических рядов, сравнительные сопоставления, экономико-статистические группировки (структурные, иллюстративные, типологические), программно-прогнозные и расчетно-аналитические разработки, индексные оценки, графические интерпретации и др.

Использование фундаментальных возможностей, разрешающих способностей и аналитической базы каждого из вышеперечисленных приемов, применяемых в соответствии с их гносеологическим потенциалом в процессе решения этапных теоретико-эмпирических задач, позволило в контексте единого алгоритма достижения поставленной в диссертационной работе цели обеспечить высокую научную достоверность и репрезентативность итоговых результатов, выводов и рекомендаций диссертации.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные Росстата и органов государственной статистики регионов Юга России, статистических сборников, ежегодников, ведомственных справочников, содержащих официальные фактические материалы по Южному федеральному округу, монографий по проблемам исследования, данные периодических изданий, банка информации средств массовых коммуникаций (пресса, Интернет), а также информационных документов ряда учреждения сферы обслуживания Ростовской области и Краснодарского края, программные разработки, плановая и отчетная документация ряда муниципалитетов Юга России, в том числе г. Шахты. Значительный объем информации, представленный в диссертации в авторской интерпретации, обобщен, прокомментирован и впервые введен в научный оборот.

Нормативно-правовая база диссертационного исследования представлена рядом законодательных актов: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, распоряжениями Президента РФ, а также законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти РФ и Ростовской области, государственными, региональными и муниципальными программами по развитию сферы услуг. Репрезентативность использованной в диссертации информации и нормативно-правовой базы, наряду с применением действенного аналитического инструментария, является аргументом, подтверждающим обоснованность теоретико-методологических результатов исследования и представленных практических рекомендаций.

Логика исследования отражает движение процесса научного познания от концептуально-методологического уровня изучения общей проблематики управления сферой услуг в условиях рынка и обусловленных ею теоретико-эмпири-ческих задач менеджмента в этом секторе экономики, к системно-функциональному анализу динамики развития рыночно-регулируемой системы организации сферы социального сервиса, формулировке её предметно-содержательной характеристики, затем – к модельному обоснованию социально-ориентированной концепции развития сферы услуг, обеспечивающей согласование интересов населения как потребителей услуг, бизнеса и управленческих структур, ответственных за организацию общественного обслуживания, и в завершение к разработке средств научного аппарата решения проблемы повышения эффективности управления развитием сферы социальных услуг в регионе и в конкретных муниципальных образованиях с использованием экономического медиаторства, обеспечивающего консенсус партнерских позиций субъектов локального рынка социальных услуг, а также ряда других организационно-экономических инструментов и технологий.

Концепция диссертационного исследования заключается в научном обосновании авторской позиции относительно управления развитием сферы социальных услуг, функционирующей в условиях рынка, как сложной организационно-хозяйственной экономической системы, выполняющей, с одной стороны, функции воспроизводства важнейшего ресурса общества – населения, а с другой – выступающей активным участником рынка услуг, вынужденным подчиняться его жестким законам. Воспроизводственная функция сферы социальных услуг связана с оказанием медицинской помощи, предоставлением доступного обязательного образования, обеспечением личной безопасности и др. Она отражает ответственность государства за здоровье нации – физическое и духовное, защиту личности, безопасность и комфортность среды проживания. Но при этом сфера социальных услуг развивается в соответствии с императивами современного бизнеса: максимизацией прибыли, подчинением всей деятельности хозяйствующего субъекта достижению наилучшего коммерческого результата, ростом конкурентоспособности, расширением рыночных сегментов, формированием сетей. В этой связи институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг и его важная составляющая-экономическое медиаторство, в условиях сформировавшегося в России рынка должны создавать условия по повышению доступности для населения региона гарантированного объема социально значимых услуг, при одновременной активизации действий бизнес-структур, обеспечивающих рыночное предложение таких услуг в направлении совершенствования общественного обслуживания, повышения его качества, реализации рациональной ценовой политики, что возможно только при эффективной регулирующей деятельности государства, принятии рациональных управленческих решений.

Положения диссертации, выносимые на защиту

загрузка...