Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона (30.08.2007)
Автор: Радина Оксана Ивановна
Радина Оксана Ивановна ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Ростов-на-Дону Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» Научный консультант: доктор экономических наук, профессор Кетова Наталья Петровна Официальные оппоненты: доктор географических наук, профессор Блехцин Игорь Яковлевич доктор экономических наук, профессор Кобилев Алексей Геннадьевич доктор экономических наук, профессор Федько Валерий Павлович Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Защита диссертации состоится «20» декабря 2007 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 209.01 при ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 231. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 315). Автореферат разослан «19» ноября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета В.В. Борисова д.э.н., профессор ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования определяется возрастающей значимостью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов, адаптированных к условиям отечественной экономики. Чрезвычайно важно это для сферы социальных услуг, сложившаяся управленческая система которой представляется явно нерациональной. Она не обеспечивает полного учета современных мировых тенденций развития инфраструктурных отраслей, реализацию интересов населения как потребителя услуг, бизнес-структур, оказывающих эти услуги и предлагающих их на рынок, а также государства, призванного разрабатывать стратегию развития сферы социальных услуг, обеспечивать её осуществление на практике путем принятия эффективных управленческих решений и создание соответствующей институциональной среды, регулировать использование имеющегося потенциала услуговой сферы и стимулировать его наращивание. Решение проблем достижения консенсуса позиций трех сторон (потребителей социальных услуг, субъектов сервиса и государства) в рамках социально-ориентированной модели организации их взаимодействия в условиях рынка представляется возможным только при разработке методологически выверенной концепции, действенного расчетно-аналитического инструментария, четкого алгоритма исследования. В этой связи значимость избранной для научного изучения проблематики предопределяется рядом обстоятельств. Во-первых, динамической трансформацией сферы социальных услуг в условиях рынка (при проявляющихся не только позитивных, но и негативных тенденциях этого процесса), растущей дифференциацией потребностей населения в услугах и варьированием возможностей приобретения их на рынке, обретением сферой социального сервиса чисто рыночных черт, новых векторов движения. Это подтверждает важность теоретического осмысления формирующихся в данной сфере отношений, необходимость оценки изменений в ресурсной базе, потребность определения приоритетов товарной, ценовой и коммуникативной политики хозяйствующих структур, обеспечивающих предложение услуг социального характера на рынке в целях развития теории услуг по данному направлению. Во-вторых, утратой в ходе рыночных преобразований в России социальных ориентиров при организации обслуживания населения, резким снижением, в связи с этим, возможности получения низкодоходными его группами даже жизненно важных услуг. Это актуализирует концептуальное обоснование социально-ориентированной модели развития сферы социальных услуг в рыночной экономике, реализация которой создает условия для преодоления искаженных представлений об исключении групп населения с низкими доходами из числа потребителей ряда услуг, определяет меру ответственности государства за развитие услугового сектора российской экономики в соответствии с социальными стандартами, стимулирует использование адекватных данной модели форм и методов государственного регулирования. В-третьих, четко проявившейся противоречивостью интересов населения, управленческих структур и бизнеса в сфере социальных услуг, что порождает снижение качества жизни значительной части населения, рост социальной напряженности. Изучение позитивного опыта, накопленного в странах с развитым социально-ориентированным рыночным хозяйством, подтверждает возможность согласования интересов сторон – участников процесса формирования спроса и предложения социально значимых услуг на рынке, а также регулирующих их отношения структур. Введение в научный оборот экономических методов, технологий и институтов (в том числе экономического медиаторства), обеспечивающих не только согласование интересов, но и конструктивное сотрудничество противоборствующих ранее сторон, представляется весьма важным для углубления теории управления, адаптации её положений для обоснования управленческих решений в условиях действия либеральной государственной концепции реформирований сферы социальных услуг. В-четвертых, смещением акцентов в решении проблем общественного обслуживания с федерального уровня на региональный и муниципальный, что предполагает наличие научно обоснованной парадигмы региональной системы управления развитием сферы социальных услуг, дополненной системой управленческих решений и регулирующих мер по её совершенствованию на муниципальном уровне. В этой связи решение исследовательских задач методического и прикладного характера именно по данному направлению представляется весьма важным и своевременным. Таким образом, вышеперечисленные аргументы в пользу актуальности проблематики, избранной для диссертационного исследования, подтверждают её значимость и стратегическую направленность. Разработанность темы исследования Многоуровневый характер алгоритма формирования институционально-рыночного механизма эффективного управления развитием столь сложной сферы рыночного хозяйства региона, каковой представляется сфера социальных услуг, предопределяет соответствующую направленность теоретико-методологиче-ских исследований и практико-прикладных проектов ученых, работающих в рамках данной проблемы. Экономическая, философская, правовая и социологическая литература располагает обширным спектром публикаций по разнообразным институционально-рыночным аспектам исследуемой проблемы, которые по содержательной направленности условно можно сгруппировать следующим образом. Концептуальные постановки проблемы институционализации процессов рыночной трансформации экономики, представляющие фундаментальную теоретическую основу для оценки современного и перспективного развития сферы социальных услуг, сформулированы в контексте институционального анализа деятельности рыночных структур в работах сторонников институционализма: М. Вебера, Г. Мюрдаля, В. Ольсевича, Т. Шульца и др. Особенности российских условий развития институциональной среды, в которой развивается сфера услуг, конкретизированы российскими учеными-экономистами, трактующими институционально-эволюционный подход: О. Иншаковым, Р. Капелюшниковым, А. Олейником, В. Полтеровичем, В. Радаевым, В. Тамбовцевым, Д. Фроловым, А. Шаститко и др. Факторы институциональной неэффективности сферы социальных услуг выявлены Э. де Сото, О. Бессоновой. Проблематика институционального проектирования трансформационной экономики, в том числе на региональном уровне, представлена в работах А. Гранберга, В. Игнатова, А.Кобилева, О. Мамедова, А. Семина, И. Савона. |