Delist.ru

Муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагогический аспект) (30.08.2007)

Автор: Рацимор Александр Ефимович

В главе 4 также описан формирующий эксперимент, в ходе которого проведено:

- поэтапное создание всех субъектов, учреждений и организаций системы профилактики в соответствии с предложенной моделью;

- создание технологии работы с социально-неблагополучной семьёй;

- разработка пакета документов для всех видов учреждений и организаций профилактики;

- отработка взаимодействия всех субъектов, учреждений и организаций, осуществляющих работу по профилактике детско-подростковых девиаций.

Последний этап экспериментальной работы связан с анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной исследовательской работы, проверкой эффективности предложенной модели муниципальной системы профилактики.

Эксперимент проводился в течение 10 лет, им было охвачено свыше 25 тысяч детей и подростков, из которых более 12 тысяч прошли через социально-педагогические учреждения и общественные организации. Качественные и количественные показатели результативности организации муниципальной системы профилактики корреспондируются с направлениями и формами деятельности созданных субъектов, социально-педагогических учреждений и общественных организаций.

Анализ деятельности каждого субъекта, социально-педагогического учреждения и общественной организации системы профилактики с подростками и их семьями позволяет выделить три наиболее существенных показателя создания системы профилактики в целом:

максимальный охват детей, нуждающихся в поддержке,

организация и содержание деятельности,

межведомственное взаимодействие.

Ниже показана динамика количества учащихся школ Ступинского района, отчисленных из 5-9 кл. за прошедшее десятилетие.

Диаграмма 3

В 1997-1998 учебном году за неуспеваемость было отчислено 37 учащихся, тогда как в 2005 – 2006 учебном году таких школьников осталось только трое (диаграмма 3).

Еще более значимым результатом эффективности муниципальной системы профилактики следует считать постоянное увеличение внешкольной и внеклассной занятости детей и подростков. Дополнительное образование детей – это образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного уровня человека, его профессиональной ориентации, приобретению им новых знаний в соответствии с дополнительными программами. Поэтому право детей на дополнительное образование представляется как совокупность их прав: на образование, на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, а также на участие в культурной и творческой жизни.

С целью первичной профилактики детско-подростковых девиаций на протяжении всего периода формирующего эксперимента во всех общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования управления образования ежегодно создавались и создаются в настоящее время кружки, секции, творческие объединения по различным направлениям внеклассной и внешкольной деятельности: интеллектуальному, техническому, физкультурно-оздоровительному, декоративно-прикладному, спортивно-массовому и др. В 2006-2007 учебном году школьники Ступинского муниципального района занимались по 129 видам внеурочной деятельности. На диаграмме 4 показана динамика роста числа детей и подростков, вовлеченных в регулярные занятия такой деятельностью.

управления образования показана на диаграмме 4.

Диаграмма 6

Многие подростки занимаются одновременно в двух-трёх кружках (секциях) также и в учреждениях дополнительного образования молодёжной политики, культуры, физической культуры и спорта. Таким образом, общий охват несовершеннолетних, занятых различными формами внешкольной деятельности в 2006 году, составляет свыше 140 %. Это так называемый валовый показатель. Согласно методике расчёта Министерства образования и науки РФ ученик, занимающийся в трёх кружках, даёт району цифру 3. Реально же число занимающихся в различных кружках, секциях, объединениях по 127 направлениям в 2006 году составило 82 %.

Совет по защите прав детей ежегодно проводит мониторинг не только количественных, но и качественных показателей этой работы. Анализ эффективности деятельности специалистов системы первичной профилактики показывает, что ежегодно увеличивается количество детей, которые становятся победителями или призёрами различных олимпиад, соревнований, фестивалей и др. форумов областного, российского и международного уровней.

В таблице 1 приведены сравнительно-сопоставительные данные, характеризующие динамику снижения количества несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН и роста числа одарённых детей. За период с1999 г. по 2006 г. количество детей, состоящих на учёте в КДН за различные виды правонарушений, сократилось практически вдвое (с 264 в 1999 г. до 195 - в 2006 г.). Цифры 217 и 195 в графе «2005» являются следствием введения в действие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Количество имеющихся в нём составов административных правонарушений по сравнению с Административным кодексом РСФСР увеличилось почти в два раза.

Подведомственность дел об административных правонарушениях несовершеннолетних в новом КоАП РФ полностью отнесена к ведению КДН и ЗП. В связи с этим количество дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, которые рассматривают комиссии, существенно увеличилось за счёт таких составов, которые до этого рассматривались органами внутренних дел или другими органами и должностными лицами (хулиганство, мелкое хищение и др.)

За этот же промежуток времени количество одарённых детей возросло более чем в 4 раза. В 2006-2007 учебном году в школах Ступинского района обучалось около 10 тысяч детей. Учащихся пятых – одиннадцатых классов (участников олимпиад и других форумов) около 7 тысяч, из них 699 – каждый десятый - являются победителями и призёрами международных, российских и областных олимпиад, соревнований, фестивалей и др. детских форумов.

Таблица 1

Дети, состоящие на учете в КДН

Одаренные дети

1999 264

2000 252

2001 216

2002 185

2003 156

2004 154

2005 217

2006 195

Наиболее важными в настоящее время представляются виды деятельности, связанные с сохранением и укреплением здоровья, поскольку главной проблемой страны является высокая преждевременная смертность ее населения. И именно здоровье населения есть интегральный показатель успешности государственной политики. Поэтому детей и подростков желательно приобщать, в первую очередь, к тем видам деятельности, которые связаны со здоровым образом жизни, а именно, физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым. Особенно важно приобщить к регулярным занятиям физкультурой и спортом детей и подростков из социально-неблагополучных семей, ибо именно они в силу ряда объективных причин более подготовлены к высоким физическим нагрузкам. Регулярные занятия спортом позволяют детям «группы риска» адекватно расходовать свою агрессию, гиперактивность, повышенную и легкую возбудимость.

Таким образом, вовлеченность детей и подростков, особенно из социально-неблагополучных семей, в регулярные занятия физкультурой и спортом позволяет отвлечь их от противоправных действий, вести здоровый образ жизни, улучшить состояние своего здоровья.

В таблицах 2-4 приводятся некоторые результаты этой работы.

Таблица 2

Структура спортивно-массовой работы

1988 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

загрузка...