Delist.ru

Муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагогический аспект) (30.08.2007)

Автор: Рацимор Александр Ефимович

Совет является координатором системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне, выполняя функции социально-педагогической, психологической, правовой поддержки детства, осуществляя в ее рамках охарактеризованные выше полномочия. Он взаимодействует с государственными органами образования, социального обслуживания и правовой охраны семьи и детства, а также другими органами, работа которых затрагивает интересы детей. Анализ состояния изучаемой проблемы в науке и практике показывает, что она недостаточно разработана, особенно на муниципальном уровне.

Глава 2 – «Методологические основы построения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне», - посвящена теоретическому исследованию сущности системного подхода как общеметодологическому принципу организации муниципальной системы профилактики, анализу принципов создания муниципальной системы профилактики, а также описанию структурно-функциональной модели этой системы.

Опираясь на работы А.С. Малина, М. Мессаровича, Н.Н. Моисеева, В.И. Мухиной, А.Д. Цвиркуна, А.И. Уемова, Э.Г. Юдина и др., в которых представлены основные положения общей теории систем и системного анализа, а также на исследования в области теории управления как функции организационных систем различной природы, в том числе и таких, как социальная и педагогическая, мы выделили положения, наиболее, на наш взгляд, значимые для организации муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В главе проведён анализ муниципальных систем профилактики различных регионов страны: г. Ярославля, Нижегородской и Московской областей.

Муниципальная система профилактики невозможна без концепции её построения, которая определяет основные параметры её эффективного функционирования. Ведущим методологическим основанием для исследования закономерностей построения муниципальной системы профилактики мы считаем структурно-функциональный подход, позволяющий последовательно и целостно изучить существенные, необходимые и устойчивые, т.е. закономерные связи между подсистемой профилактики на муниципальном уровне и внешней по отношению к ней системой органов местного самоуправления, затем рассмотреть связи между входящими в подсистему профилактики её субъектами и, наконец, между отдельными компонентами самой подсистемы профилактики на муниципальном уровне – задачами, принципами, содержанием, методами, формами и др. (схема 1).

Схема 1

Построение муниципальной системы профилактики с учётом

??p?управленческий – Совет по защите прав несовершеннолетних. Первый уровень муниципальной системы профилактики выделен овалом. Стрелки указывают на взаимосвязь этого уровня с другими уровнями системы. Учреждения и организации второго уровня, в свою очередь, взаимосвязаны с субъектами профилактики, представляющими третий уровень.

Например, в левом верхнем углу схемы три прямоугольника, означающие дошкольные образовательные учреждения, средние школы и учреждения дополнительного образования стрелками взаимосвязаны с прямоугольником, на котором написано «Управление образования».

Ближе к центру схемы по кругу расположены прямоугольники, символизирующие третий уровень системы – субъекты профилактики. Жирным шрифтом отмечены субъекты, прописанные в Федеральном Законе №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». КДН и ЗП и Центр семейного воспитания, образующие Совет по защите прав детей (четвёртый уровень), находятся в самом центре схемы.

Совет является координатором системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне, выполняя функции социально-педагогической, психологической, правовой поддержки детства, осуществляя в ее рамках охарактеризованные выше полномочия. Он взаимодействует с государственными органами образования, социального обслуживания и правовой охраны семьи и детства, а также другими органами, работа которых затрагивает интересы детей.

Глава 3 – «Организационно-педагогические условия функционирования муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне» посвящена изучению нормативно-правового, экономического, кадрового обеспечения деятельности субъектов профилактики, а также педагогическому управлению системой профилактики.

Теоретический анализ законодательной и нормативно-правовой базы как отдельного учреждения, так и субъекта профилактики показал, что государственные и ведомственные документы определяются четырьмя уровнями: федеральным уровнем, уровнем субъекта Федерации, местным (муниципальным) уровнем и уровнем учреждения.

В отечественной научной литературе выделяются три основных периода становления и развития нормативно-правовых основ деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Первый период (1917 - 1985 гг.) характеризуется становлением и развитием системы профилактики, второй период (1985 - 1992гг.) ознаменован ослаблением советской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в связи с политическими и социально-экономическими преобразования, начатыми в конце 80-х гг. прошлого века. Это время характеризуется всплеском количества несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения.

Начало третьего периода относится к 1992 г. Государство принимает большое число номативно-правовых актов, целью которых является создание новой государственно-общественной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако большинство этих законов носят рамочный характер, что побуждает региональные и местные органы власти создавать свои акты, направленные на совершенствование системы профилактики.

Развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне относится к исключительной компетенции местных органов исполнительной и законодательной власти. В главе отмечается, что в ходе экспериментальной работы соискатель участвовал в подготовке проектов нормативно-правовых документов муниципального значения всех четырёх уровней системы профилактики на территории Ступинского муниципального района, которые были утверждены и претворены в жизнь. Названия документов отражают их социально – педагогическую направленность: «Положение об организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью на территории Ступинского муниципального района», «Об утверждении целевой программы «Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Ступинского муниципального района»; «Об организации работы по внедрению патроната на территории Ступинского района»; «Об организации работы с приемными семьями», «О функционировании банка данных о приемных семьях»; «О взаимодействии субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своевременному выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также по выявлению фактов жестокого обращения с детьми» и др. (всего около 400).

В главе также рассматриваются вопросы, связанные с экономическим обеспечением устойчивого функционирования муниципальной системы профилактики. Показаны механизмы устойчивого наращивания экономического потенциала, в том числе благодаря уникальному сочетанию мощного интеллектуального, творческого, духовного потенциала жителей района, развитой многогранной производственной сферы и социально-культурной среды, и в первую очередь сферы образования – ведущего субъекта системы профилактики.

Образованность работников, наряду с передовой техникой и современной технологией, рассматривается как одна из главных составляющих структуры наших производительных сил, а сфера образования – как особая отрасль общественного производства, обеспечивающая все другие отрасли хозяйства района интеллектуально развитой рабочей силой. Анализ показал, что достижения в сфере образования дают мультипликационный эффект – цепную реакцию взаимно умножающихся положительных изменений в самых разных областях производственной и общественной жизни.

Муниципальная экономическая политика рассматривается как система принципов, методов и ключевых действий всех субъектов муниципального управления, нацеленная на обеспечение стабильного и многоукладного развития экономики нашего муниципального образования, способная создать качественные и комфортные условия проживания населения на территории района.

Особое внимание в главе уделяется созданию условий для привлечения инвестиций в развитие промышленности района. За последние годы (1996-2006гг.) общий объем инвестиций в развитие производства достиг 30 млрд. руб., увеличившись с 208 млн. руб. в 1996г. до 6 млрд. в 2006 г. Отмечается, что в настоящее время в районе достигнуты устойчивые темпы экономического роста, позволяющие Ступинскому муниципальному району оставаться лидером промышленного производства в Московской области и способствующие постоянному развитию и совершенствованию системы профилактики детско-подростковых девиаций.

Рост объёма выпускаемой продукции приводит к увеличению районного бюджета и возможности большего выделения средств на ведущие субъекты профилактики - образование, культуру, молодёжную политику и др. Покажем динамику финансирования отраслей социальной сферы из бюджета Ступинского муниципального района

Диаграмма 1

Из диаграммы следует, что доля средств, выделяемых бюджетом района на нужды образования (синий цвет) за последние 10 лет увеличилась с 22% в 1997 г. до 48% в 2006 г., т. е. более чем в 2 раза. Это позволило значительно увеличить занятость детей и подростков внешкольной и внеклассной деятельностью.

За это же время произошли существенные изменения в финансировании другого субъекта муниципальной системы профилактики – культуры (коричневый цвет). В 1997 г. на культуру было выделено 2,4% бюджетных средств, а в 2006 г. – 9,8% - увеличение более чем в 4 раза.

Ассигнования на сферу молодёжной политики (жёлтый цвет) увеличились с 0,5% в 1997 г. до 2,5% в 2006 г.

В главе показана последовательность создания учреждений дополнительного образования этих и других субъектов профилактики, а также увеличение количества детей, занимающихся в них.

Рост заработанной платы трудящимся района соответственно приводит к постоянному снижению числа тех его жителей, которые живут за чертой бедности. На диаграмме 2 представлена динамика показателей ещё одного из выделенных нами социальных индикаторов успешности экономической политики района - численности населения района с доходами ниже прожиточного минимума. В 1998 г. 66% (две трети) жителей района имели доходы ниже прожиточного минимума, а в первом полугодии 2007 г. – 10% (каждый десятый).

В главе отмечается, что результаты муниципальной экономической политики характеризуются не только индикаторами достижения поставленных целей по удовлетворению материальных потребностей населения, но и мнением жителей района, которое формируется в том числе на основе мониторинга социального самочувствия. Приводятся результаты мониторинга.

В главе также рассматриваются вопросы, связанные с кадровым обеспечением функционирования системы профилактики на муниципальном уровне как одним из основных условий её успешного функционирования. Показаны возможности повышения эффективности деятельности муниципальной системы профилактики путём организации целенаправленной переподготовки и повышения квалификации специалистов субъектов и учреждений профилактики. Рассматриваются также основные принципы организации педагогического управления системой, обеспечивающие решение задач профилактики детских девиаций. Отмечается, что главная цель педагогического управления муниципальной системой профилактики заключается в эффективном и планомерном использовании времени, сил и средств, а также специалистов всех субъектов, учреждений и организаций системы профилактики для достижения оптимального результата – максимально возможного снижения уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан нашего муниципального образования, защиты их прав и законных интересов.

Для осуществления этой цели, задач, из неё вытекающих, проведения эксперимента возникла необходимость «педагогизации» руководящих кадров субъектов и учреждений системы профилактики муниципального района. Так, 10 из 15 руководителей субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне являются педагогами. Таким образом, основной координирующий орган муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (ядро Совета по защите прав несовершеннолетних) на две три состоит из педагогов по образованию.

Решать эти и многие другие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне легче и эффективнее педагогам-единомышленникам, обеспеченным соответствующим программно-технологическим инструментарием.

Из целей вытекают задачи управления, которые решаются нами комплексно и определяют технологию достижения главной цели. Соответственно Совет по защите прав детей определяет каждому субъекту профилактики конкретные задачи, исходя из его специфики. Например, органу управления образованием – снижение количества второгодников и увеличение числа детей и подростков, занимающихся различными видами внеклассной и внешкольной деятельности. Органу опеки и попечительства определяются, в том числе и задачи, связанные с увеличением количества приёмных семей для устройства в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. Отмечается, что любая управленческая деятельность состоит из определённой очерёдности взаимосвязанных и взаимообусловленных функций, составляющих законченный цикл, а именно: анализ, целеполагание и прогнозирование, организация деятельности, а также контроль и регулирование. Приводятся конкретные примеры.

В главе представлены также дальнейшие задачи по совершенствованию педагогического управления системой профилактики. Они предполагают в том числе разработку критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы педагогического управления профилактической работы, а также методик оценки деятельности субъектов, учреждений, организаций, руководителей и специалистов; разработку научных методов прогнозирования профилактической работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования; моделирование деятельности органов, учреждений и организаций системы профилактики, использование математических методов при исследовании проблем организации профилактической работы; разработку алгоритмов организации личной работы руководителей и специалистов системы профилактики др.

Результаты создания педагогического управления муниципальной системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ступинском муниципальном районе Московской области представлены в Главе 4.

Глава 4 – «Опытно – экспериментальная проверка эффективности модели муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» характеризует организацию экспериментальной работы по созданию такой системы, описывает проведение формирующего эксперимента, содержит показатели её результативности.

В главе показано, как на основании данных государственной статистики, социологических исследований и констатирующего эксперимента были выделены основные направления организационной деятельности по созданию действенных механизмов муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и её реализации, которые включали:

- оказание помощи детям в продолжении учёбы и получении профессионального образования;

- создание условий для их внеклассной и внешкольной занятости;

- обеспечение безопасности жизни детей и подростков, создание нормальных условий их проживания.

Проведённый анализ деятельности субъектов профилактики, определённых Федеральным Законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» показал, что их количество и механизмы взаимодействия требуют значительного усиления. Поэтому в главе рассматривается и обосновывается создание дополнительных субъектов - учреждений и организаций профилактики.

загрузка...