Delist.ru

Муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагогический аспект) (30.08.2007)

Автор: Рацимор Александр Ефимович

- основные тенденции развития теоретических основ системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних прогнозируют процессы и явления в сфере воспитания, порождаемые глобализацией экономики и политики, показывают в условиях информационного общества новые пути воспитания и перевоспитания несовершеннолетних.

Практическая значимость исследования определяется тем, что автором экспериментально проверена и внедрена на практике принципиально новая система профилактики безнадзорности и правонарушений детей, которая обеспечила устойчивое снижение детско-подростковых девиаций; создана новая технология работы с социально-неблагополучной семьёй; для социально-педагогических учреждений нового типа (детский приют «Солнышко», Центр семейного воспитания, психолого-медико-педагогическая служба и др.) разработано нормативное и программно-технологическое обеспечение их деятельности (уставы, штатные расписания, программы деятельности, технологии работы), которые рекомендованы к использованию. Результаты исследования положены в основу формирования муниципальной политики в социально-педагогической сфере Ступинского района Московской области.

Материалы диссертационного исследования могут быть также использованы в теоретических и экспериментальных исследованиях, при разработке концептуальных и нормативных документов, программ перспективного развития в области исследуемой проблемы, а также при разработке учебных курсов по профилактике детско-подростковых девиаций.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Концепция муниципальной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, которая включает:

- структурно-организационную модель, теоретические и организационно-педагогические основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне;

- общеметодологические принципы построения муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- мониторинг эффективности системы профилактики на муниципальном уровне;

- выполнение социального заказа муниципального образования на оздоровление среды проживания и его жителей, изменение окружающей среды, формирования здорового образа жизни и законопослушной личности.

2. Структурно-функциональная модель муниципальной системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающая четыре взаимосвязанных уровня: семья, инновационные учреждения и организации профилактики (в т.ч. нововведения социально-педагогического характера в типовых учреждениях образования, социальной защиты, молодёжной политики), субъекты профилактики, управление и выполняющая образовательно-коррекционную, правозащитную, социально-адаптационную, социально-реабилитационную, диагностическую, экспертно-прогностическую, информационно-аналитическую, а также организационно-управленческую функции.

3. Комплекс необходимых и достаточных условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

организационно - педагогических, включающих нормативно-правовое, программно-технологическое, кадровое обеспечение, а также педагогическое руководство всей системой;

психологических, направленных на развитие личности несовершеннолетних, мотивацию их успешного обучения, изменение отношения к себе, развитие способности к саморазвитию, изменение ценностей семьи, образования, сохранения здоровья и т.д.;

социальных, направленных на изменение социализации несовершеннолетних, формирование желания приносить пользу окружающим людям на данной муниципальной территории, воспитание чувства любви к Малой Родине.

4. Понятие профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как особого вида социально-педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем ребёнка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись также в процессе руководства деятельностью Совета по защите прав детей Ступинского района Московской области.

О результатах исследования докладывалось на Всероссийских семинарах-совещаниях руководителей органов управления образования субъектов Российской Федерации, проходивших в г. Ступино в 1998, 2000, 2001 и 2006 гг., Парламентских слушаниях в Государственной Думе в 2001 г., Всероссийской научно-практической конференции «Наука и науковедение в ХХI веке» в 2002 г., региональных научно-практических конференциях, организованных соискателем в г. Ступино в 1995, 1999, 2003, 2004, 2005, 2006 гг., общественных слушаниях в Государственной Думе 14 марта 2007 г. по теме «Ресурсы здоровья регионов России: опыт Ступинского муниципального района».

Основные идеи и результаты диссертационного исследования отражены в пяти монографиях, учебно-методических пособиях, статьях и тезисах докладов.

Апробация концептуальных положений и внедрение результатов исследования осуществлялись через проекты и программы образовательной, социальной, культурной, физкультурно-оздоровительной и молодёжной политики в Московской области, Центральном федеральном округе, а также через международные программы «Дети группы риска», «Инстап».

Результаты экспериментального исследования регулярно заслушивались и обсуждались на международных и российских научно-практических конференциях по проблемам детей «группы риска», на конгрессах и научных симпозиумах в Нидерландах, Финляндии, Северной Ирландии, Москве, С-Петербурге в 1990-2006 годах, на заседаниях Правительства Московской области и Московской областной Думы, коллегиях Министерства образования Московской области, Министерства социальной защиты Московской области, Комитета по делам молодёжи Московской области, Московского областного Комитета по физической культуре и спорту, Главного Управления региональной безопасности Московской области, Министерства культуры Правительства Московской области.

Основные положения и результаты экспериментальной работы заслушивались и были одобрены Комитетами по образованию и науке Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Комитетами по науке и образованию, законодательству и безопасности Московской областной Думы. Результаты опытно-экспериментальной работы внедрены также в Чеховском, Каширском, Луховицком и других районах Московской области, Ямало-Ненецком автономном округе, г. Оренбурге.

Структура диссертации состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы, включающего 400 источников и приложений. Объём работы составил 356 страниц, в том числе 20 таблиц, 5 схем, 8 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, задачи и методы; раскрыты основные этапы исследования; сформулирована гипотеза, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, положения, выносимые на защиту; охарактеризована область апробации и внедрения результатов, полученных в ходе исследования.

Глава I – «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как теоретико-методологическая проблема педагогики», - посвящена ретроспективному анализу проблемы в России и за рубежом, изучению её состояния в настоящее время в науке и на практике в нашей стране и за её пределами; теории и практике состояния профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на современном этапе. Рассматриваются вопросы, связанные с понятием профилактики и подходов к её решению, а также положением детей в Российской Федерации.

История развития системы профилактики детско-подростковых девиаций в России развивалась на протяжении многих веков по различным направлениях: государственном, государственно-общественном, церковном и частном. Начало государственной политики заботы о детях относится ко времени принятия христианства на Руси, хотя ещё в дохристианский период в родовой общине славян прослеживалась традиция заботиться о сиротах всем миром.

При Иване Грозном сиротскими домами ведал Патриарший приказ. Дальнейшее развитие государственная система призрения получила при Петре Пекрвом, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорождённых с соблюдением анонимности происхождения. При Екатерине II «воспитательные дома» и приюты на время укрывали ребёнка от беды, а затем определяли их в «семью благонравного поведения». Царь Федор Алексеевич ввёл «дворы» для детей нищих и сирот, в которых те получали одежду и пропитание, а также обучались грамоте и какой-либо профессии.

В начале ХIХ века число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Так, при Александре I смертность в них доходила до 75%. Во второй половине ХIХ в. в развитии образования происходят существенные перемены: в педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления.

После Октябрьской революции 1917г. заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. За годы советской власти была создана государственно-общественная система профилактики безнадзорности, беспризорности и детско-подростковых девиаций, которая практически справилась с двумя мощными всплесками сиротства и беспризорности (после Гражданской и Отечественной войн).

В главе отмечается, что наряду с другими исследователями психолого-педагогических проблем, связанных с профилактикой девиаций детей и подростков в ХХ в. наибольший вклад внесли С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, М.А. Алемаскин, Ю.К. Бабанский, И.А. Невский, В.Ф Пирожков, Т.И.Шульга, Г.Ф. Кумарина, И.Ф.Дементьева и др.

За рубежом отказ от детей имеет более чем двухтысячелетнюю историю и относится к временам Эдипа, когда незаконнорожденных детей оставляли в лесу, чтобы их кто-то нашёл и взял на воспитание, однако системно опыт заботы о бесприютных детях в Европе начал складываться в конце средневековья. Основными формами работы с бесприютными детьми в XVIII - начале ХХ вв. были: помещение в специальные для таких детей учреждения, в которых им давали религиозное воспитание, начальное, (реже) среднее образование, обучали ремеслу или профессии; устройство в тщательно отобранные семьи для воспитания; трудоустройство по выходе из учреждения и присмотр в течение ряда лет; наказание нерадивых родителей; изымание детей из семьи и устройство в другую семью. Первые исправительные школы появились с конца XVIII – начала XIX вв.

Рассматриваются различные направление профилактической работы в нашей стране и за рубежом в настоящее время.

В главе также анализируются подходы различных зарубежных исследователей-историографов к проблемам психолого-педагогической профилактики девиаций в детско-подростковой среде Ш. Глюка, Э. Шура, К. Джескинса, Д. Бола, Р. Эйкерса, Х. Спаниярда, В. Слота и др. В соответствии с общей логикой исследования его отправной точкой было выбрано уточнение сущности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее профилактики). Профилактика рассматривается нами как разновидность социально-педагогической деятельности.

В настоящее время в связи с чрезвычайной актуальностью многие учёные провели исследования различных социально-педагогических и психологических аспектов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, М. Боровский В.Г. Бочарова, А.В. Гоголева, В.А. Грищук, Д.В. Гуров, И.Ф.Дементьева, М.А. Ковальчук, О.В. Корнеева, И.А. Кузнецова, Г.Ф. Кумарина, А.В. Марченко, О.В. Митрохина, Н.И. Москаленко, И.И. Осипов, В.Ф.Пирожков, Н.Г. Тищенко, Т.И. Шульга и др.).

Однако нет практически ни одного исследования этой проблемы на уровне муниципального района. Вместе с тем следует отметить, что именно на территориях муниципальных районов проживает более 80% населения страны и именно здесь возникает и решается до 70% всех тех проблем, которые волнуют каждого. Несмотря на многочисленные исследования проблем профилактики, принятие властными структурами страны серьёзных мер по снижению безнадзорности и правонарушений среди детского населения, положение в этой сфере остаётся крайне тревожным.

В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. По разным данным в стране от двух до пяти миллионов безнадзорных и беспризорных детей, ежегодно более 330 тыс. преступлений совершается подростками. В стране 573 тыс. детей–сирот, 422 дома ребёнка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. В главе также отмечается, что, несмотря на значительную распространённость олигофрении среди лиц детско-подросткового возраста, неоправданно сокращается сеть вспомогательных школ для детей с недостаточностью умственного развития, не создаются специальные учебно-воспитательные и реабилитационные учреждения для детей и подростков с асоциальным поведением, имеющим отклонения в интеллектуальном и психическом развитии.

Вместе с тем в последние годы в стране накоплен достаточный эмпирический опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе на муниципальном уровне. В Дзержинском районе г. Ярославля деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на принципиальных положениях концепции воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних как органической составной части системы социального воспитания.

В Люберецком районе Московской области создана муниципальная система социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, которая позволила оказывать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В районе впервые начал работать суд по делам несовершеннолетних.

В Одинцовском районе Московской области создан Совет по делам несовершеннолетних, который работает как общественный орган. Он объединяет деятельность всех субъектов профилактики, а также охрану и защиту прав детей и подростков. В Чеховском районе Московской области созданная система социально-педагогической поддержки детства изучает и определяет несовершеннолетних, даёт описание девиантных детей, причин их появления на территории района.

В Ступинском районе Московской области Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и Центр медико-психолого-социального сопровождения образуют Совет по защите прав детей, действующий на постоянной основе. Совет, как муниципальный орган, наделен организующими, координирующими и контрольными полномочиями в сфере обеспечения подготовки детей, постоянно или временно проживающих на территории муниципального образования, к полноценной жизни в обществе; их развития как общественно активных и творческих личностей, воспитания у них гражданственности, патриотизма, нравственности; защиты их прав и законных интересов.

загрузка...