Delist.ru

Муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагогический аспект) (30.08.2007)

Автор: Рацимор Александр Ефимович

- будет разработана концепция муниципальной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

- в рамках муниципальной системы будут обеспечены всеобщий охват детей внешкольной и внеклассной работой, ранняя диагностика проблем детей, проживающих в неблагополучных семьях;

- будет создана структурно-функциональная модель муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и осуществлено ее внедрение;

- будет обеспечено комплексом организационно-педагогических условий эффективное функционирование муниципальной системы профилактики.

В соответствии с содержанием научной проблемы, целью, объектом, предметом исследования и гипотезой были определены следующие задачи.

1. Провести историко-педагогический анализ научной и нормативно-методической литературы по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, определить характер и тенденции этой работы в России в XX и XXI веках.

2. Определить концепцию муниципальной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, включающую структурно-функциональную модель, задачи, принципы, формы и методы, содержание, условия и критерии эффективности. Определить и реализовать организационно-педагогические условия организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей на муниципальном уровне, разработать необходимые (система учреждений) и достаточные (уровень социально-экономического развития муниципального района) условия для ее реализации.

3. Определить сущность профилактики безнадзорности и правонарушений детей как научно-педагогической проблемы и её специфику на современном этапе развития науки, уточнить понятие «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Выявить и обосновать принципы построения муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработать её структурно-функциональную модель и сформулировать особенности ее создания (кадры, система работы, взаимодействие, экономическая поддержка, мониторинг эффективного функционирования и развития системы профилактики).

5. Создать специальную систему взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, выполняющих образовательно-коррекционную, досуговую, правозащитную, социально-адаптационную, социально-реабилитационную, диагностическую, экспертно-прогностическую, информационно-аналитическую, а также организационно-управленческую функции.

6. Обеспечить в рамках муниципальной системы всеобщий охват детей внешкольной и внеклассной работой; раннюю диагностику проблем детей, проживающих в неблагополучных семьях; оперативность и комплексность помощи разных субъектов профилактики; максимальную приближенность к месту проживания детей и учет местной специфики социальных проблем, своевременное реагирование на их изменение; межсекторальное и межведомственное взаимодействие в решении проблем ребенка, оказавшегося в трудных жизненных ситуациях; привлечение общественных и религиозных организаций.

7. Осуществить внедрение структурно-функциональной модели, которая обеспечит эффективность муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; руководствоваться основными общеметодологическими принципами, которые обеспечивают реализацию системы гуманистического подхода; организационно-педагогическими принципами, реализация которых обеспечивает воплощение общеметодологических принципов в конкретной организационной структуре системы, деятельностно-функциональными, которые отражают общие положения практической реализации вышеизложенных принципов при оказании педагогической поддержки конкретному воспитаннику и обеспечивают целенаправленное и целесообразное функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. Разработать научно-методические рекомендации по организации и управлению муниципальной системой профилактики безнадзорности и правонарушений детей, позволяющие снизить уровень безнадзорности и правонарушений в разных муниципальных территориях, учитывать специфику региона в осуществлении данной проблемы, а также осуществить их опытно-экспериментальную проверку и трансляцию положительного опыта в отдельные регионы Российской Федерации.

Теоретико - методологической основой исследования являются: теории и концепции, касающиеся сущности и природы человека (К.А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский,, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.), деятельности социальных структур в обществе, взаимодействия человека и общества (А.А. Бодалёв, Л.П.Буева, И.М.Ильинский, Н. Смелзер, П.А.Сорокин, В.В. Фролов и др.), социализации личности и социального воспитания (Р.Берн, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, И.В. Дубровина, М.З. Ильчиков, М.Н. Плоткин, Л.Я. Селюкова, Б.А. Смирнов, А.Г. Харчев, Л.С. Яковлев и др.); гуманистических ориентаций в образовании и воспитании (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Е.В Бондаревская, В.П. Борисенков, О.С. Газман, В.В. Давыдов, В.С. Ильин, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.С. Якиманская и др.); развития социальной педагогики в России (М.А. Галагузова, И.А. Зимняя, И.П. Клемантович, А.В. Мудрик В.Д. Семёнов и др); правового воспитания и социально-правовой защиты детей и молодёжи (В.И. Брутман, Е.С. Жигарев, Г.И. Забрянский, Е.А. Зорченко, В.Т. Лисовский, А.М. Нечаева, А.Ф. Никитин, М.Г. Панкратова, В.П. Пономарёва, Е.Н. Савинкова, Е.В. Татаринцев и др.); воспитания и обучения детей группы риска (М.И. Буянов, З.И. Воронина, И.Ф. Дементьева, В.А. Ерёмин, Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, А.Р. Маллер, А.И. Прихожан, Н.И.Толстых, П.А. Шилова, Н.Е. Щуркова и др.), в том числе работы с детьми с девиантным поведением (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ю.В. Гербеев, М.Н. Голоднюк, Д.А. Керимов, Л.Я. Олиференко, Г.М. Потанин, В.С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Т.И. Шульга и др.).

Для теоретико-методологического анализа особую ценность представляют научные работы в области методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлёв, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин и др.); общей теории систем и системного анализа (И.В. Блауберг, Д.П. Горский, М.С. Каган, Н.И. Лапин, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин); изучения и проектирования педагогических систем и педагогической прогностики (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский и др.); теории управления сложными динамическими системами, в том числе социальными и педагогическими (В.Г. Афанасьев, Б.С. Гершунский, П.И. Карташов, В.С. Лазарев, А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, А.И. Пригожин, В.П. Сергеева, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др);

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы в основном следующие методы исследования:

- общелогические методы и приемы: анализ философской, антропологической, этнографической, психологической, педагогической, нормативно-правовой и другой литературы по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, структурно-функциональный метод и вероятностно-статистические методы;

- методы теоретического познания: аксиоматика, формализация, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, библиографический метод; эксперимент в естественных условиях, сравнение, описание, измерение;

- системный подход при проведении исторического, логического анализа профилактики безнадзорности и правонарушений детей, анализ и обобщение педагогического опыта организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; моделирование педагогических процессов; педагогическое проектирование, использованное для разработки нормативно-правового и программно-технологического обеспечения.

Особое место в исследовании занимает опытно-экспериментальная работа по созданию муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных по профилактике детско-подростковых девиаций, работы в области педагогики, общей и специальной психологии; научно-методические, дидактические и статистические материалы, опубликованные в периодической печати; законодательные и нормативные акты Российской Федерации и её субъектов, а также местных органов власти; нормативно-правовые документы федеральных и региональных министерств и ведомств.

Экспериментальную базу исследования составили муниципальные учреждения образования, социальной защиты, культуры, молодёжной политики, физической культуры и спорта, здравоохранения, внутренних дел (всего 243), а также детские и молодёжные общественные организации (всего 73) Ступинского района Московской области. За период исследования (1990– 2006 гг.) было опрошено 5876 школьников, 7563 родителя,124 педагога. Проанализировано свыше 150 отчётов учреждений дополнительного образования о занятости несовершеннолетних в различных кружках, секциях; участия их в конкурсах, смотрах, фестивалях по различным видам творчества. Проанализирована и систематизирована деятельность 15 субъектов и 316 учреждений и организаций профилактики детско-подростковых девиаций. Проведено обобщение 32-летнего опыта работы автора в сфере образования и органах исполнительной власти в качестве учителя иностранного языка и классного руководителя (1975-1979 гг.), заместителя директора Глебовской сельской средней школя Истринского района Московской области (1979-1986гг.), директора Михневской поселковой средней школы Ступинского района Московской области (1986-1990гг.), заведующего Ступинским городским отделом народного образования ( 1990-1992гг.). С 1992 по настоящее время автор является заместителем главы администрации Ступинского района, возглавляет комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе Ступинского района. Это дало нам возможность получить достаточно репрезентативный эмпирический материал для теоретического осмысления и качественной оценки.

Основные этапы исследования. Исследование проблемы охватывает период с 1990 по 2007 годы и условно подразделяется на три этапа.

Первый этап (1990-1998 гг.) – поисково-ориентировочный. На данном этапе осуществлялся анализ отечественной и зарубежной литературы, диссертационных исследований по проблеме, изучение современного состояния проблемы в России и за рубежом; определение предмета, объекта, цели и задач исследования, накопление эмпирического материала, анализ материалов служебных командировок по теме исследования в США, Великобританию, Германию, Северную Ирландию, Финляндию, организован констатирующий эксперимент, разработаны концептуальные положения практико-ориентированного подхода к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Второй этап (1998-2003 гг.) – экспериментальный. На данном этапе осуществлялось систематическое теоретическое исследование по проблеме, проведение формирующего эксперимента, позволившего обосновать необходимость и возможность создания муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей, разработка структурно-функциональной модели этой системы, изучение условий для её внедрения в районе.

Третий этап (2003-2007 гг.) – обобщающий, состоял в систематизации и интерпретации полученных материалов и данных опытно-экспериментальной работы, обобщения теоретических и практических результатов исследования, подготовка методических пособий и рекомендаций по организации профилактики детской безнадзорности и правонарушений на муниципальном уровне, создание социально-педагогических учреждений и работа с различными категориями детей группы риска, оформления текста диссертации.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями, опирающимися на интеграцию данных всестороннего анализа философской, педагогической, психологической и юридической литературы по исследуемой проблеме, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, продолжительной опытно-экспериментальной работой и её результатами, использованием апробированных методов количественного и качественного анализа полученных данных. Достоверность итогов исследования подтверждается также его широкой научной и практической апробацией: внедрением основных материалов в практику функционирования муниципальной системы профилактики детско-подростковых девиаций, представлением их в центральной печати, на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях, форумах, симпозиумах.

Наиболее значимые результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна.

1. Выявлена сущность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как научно-педагогической проблемы, а также раскрыта её специфика на современном этапе развития общества; уточнено понятие «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», показана его взаимосвязь с другими педагогическими понятиями. Доказана необходимость создания системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних прежде всего на муниципальном уровне, которая обеспечивает снижение этих явлений.

2. Выявлены и обоснованы принципы построения муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разработана структурно-функциональная модель системы и выделены особенности ее создания (кадры, система работы, взаимодействие, экономическая поддержка, мониторинг эффективного функционирования и развития системы профилактики). Определены тенденции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений как эффективного средства реализации защиты прав и законных интересов детей.

3. На основе системного подхода и выдвинутых принципов теоретически разработана и внедрена концепция, включающая структурно-функциональную модель муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, структура которой имеет четыре взаимосвязанных уровня: первый уровень – семейный - включает работу с семьёй; второй уровень составляют инновационные социально-педагогические учреждения и общественные организации (детский приют «Солнышко», психолого-медико-педагогическая служба, Центр семейного воспитания, клуб ЮНЕСКО «Оптималист Подмосковья», Лига молодых матерей Подмосковья и др.), в том числе нововведения социально-педагогического содержания в типовых учреждениях образования, социальной защиты, молодежной политики, других субъектов профилактики; третий уровень составляют субъекты профилактики и последний, четвёртый уровень - управленческий. Определены необходимые и достаточные формы и методы работы, мониторинг эффективности.

Выделены функции системы: образовательно-коррекционная, правозащитная, социально-реабилитационная, диагностическая, экспертно-прогностическая, информационно-аналитическая и организационно-управленческая.

4. Осуществлено внедрение структурно-функциональной модели, обеспечивающей эффективность муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом руководствовались основными общеметодологическими принципами, которые обеспечивают реализацию системы гуманистического подхода; организационно-педагогическими принципами, реализация которых обеспечивает воплощение общеметодологических принципов в конкретной организационной структуре системы, деятельностно-функциональными, которые отражают общие положения практической реализации вышеизложенных принципов при оказании педагогической поддержки конкретному воспитаннику и обеспечивают целенаправленное и целесообразное функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование системы, которые включают нормативно-правовое, экономическое и кадровое обеспечение, а также педагогическое руководство всей системой. Они позволяют обеспечить в рамках муниципальной системы всеобщий охват детей внешкольной и внеклассной работой; раннюю диагностику проблем детей, проживающих в неблагополучных семьях; оперативность и комплексность помощи разных субъектов профилактики; максимальную приближенность к месту проживания детей и учет местной специфики социальных проблем, своевременное реагирование на их изменение; межсекторальное и межведомственное взаимодействие в решении проблем ребенка, оказавшегося в трудных жизненных ситуациях; привлечение общественных и религиозных организаций.

6. Разработаны научно-методические рекомендации по организации и управлению муниципальной системой профилактики безнадзорности и правонарушений детей, позволившие снизить уровень безнадзорности и правонарушений в разных муниципальных территориях, учитывать специфику региона в осуществлении данной проблемы, а также осуществлена их опытно-экспериментальная проверка и трансляция положительного опыта в отдельные регионы Российской Федерации.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- сделан определенный вклад в разработку теоретических проблем современного воспитания, связанный с разработкой методологии исследования в области теории воспитания, мониторинга эффективности воспитательной деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях как необходимого условия современного воспитания в условиях динамично развивающегося социума;

- разработанные в исследовании теоретические основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, концепция муниципальной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, включающая структурно-функциональную модель, задачи, принципы, формы и методы, содержание, условия и критерии эффективности вносят определенный вклад в теоретическую концептуализацию и технологическую проработку проблем адаптивного управления воспитательным процессом при активном соотношении традиций и инноваций в воспитании несовершеннолетних;

- исходя из концептуальной совокупности идей, реализуемых на фундаментальных основах каждой из привлекаемых наук (педагогики, социологии, юриспруденции) при сохранении за педагогикой интегрирующей функции, разработка структурно-функциональной модели, обеспечивающей эффективность муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вносит определенный вклад в решении задачи педагогического моделирования и проектирования;

загрузка...