Delist.ru

Муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагогический аспект) (30.08.2007)

Автор: Рацимор Александр Ефимович

Рацимор АЛЕКСАНДР Ефимович

муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

(педагогический аспект)

Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Научный

консультант: доктор филологических наук, профессор, академик РАО Круглов Юрий Георгиевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, академик РАО

Борисенков Владимир Пантелеймонович

доктор педагогических наук, доцент

Кузнецова Людмила Владимировна

доктор психологических наук, профессор

Шульга Татьяна Ивановна

Ведущее учреждение: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет

Защита диссертации состоится «14» ноября 2007 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГГУ им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18

Автореферат разослан «__»_____________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Дармодехина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Трансформация социально-экономического устройства страны за последние 20 лет разрушила основы советской воспитательно-образовательной системы детей и подростков, резко ухудшило их положение. Это привело к значительному увеличению количества безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, росту детско-подростковой преступности, что является явной угрозой стабильному развитию государства, провоцирует рост преступности в целом, наркомании и других болезней социального характера. Детско-подростковые девиации подрывают морально-нравственные устои общества и представляют явную угрозу национальной безопасности России, поскольку развитие страны и общества целиком зависит от духовного, физического и социального здоровья детей и подростков.

Отторжение значительной части молодого поколения от сферы внимания семьи требует концентрации усилий и заботы со стороны общества и государства. Государство обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение таких негативных социальных явлений как детская безнадзорность и беспризорность, преступления и правонарушения несовершеннолетних содержат в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствуют росту преступности в целом, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывают нравственные устои общества.

Причины этих негативных явлений заключаются в продолжающемся системном кризисе института семьи, алкоголизме, наркомании, безработице, слабой социальной поддержке семей с низкими доходами со стороны государства. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется системная межведомственная деятельность властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И, главное, нужно не только повышать уровень жизни, но и укреплять духовно-нравственные ценности подростков, что будет способствовать их эффективной социализации.

Профилактика и борьба с правонарушениями несовершеннолетних есть не только одна из наиболее важных сторон их социализации, но также и процесса искоренения преступности в стране в целом.

Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних носят междисциплинарный характер. Юридическая наука, психология, социология, педагогика, медицина и смежные с ними области знаний занимаются изучением феномена преступности несовершеннолетних, пытаясь найти эффективные модели организации деятельности по её предупреждению. Объём различных исследований по указанной проблематике в каждой из перечисленных дисциплин достаточно велик, однако практически нет исследований, направленных на обоснование целостной системы междисциплинарной профилактики детско-подростковых девиаций, что даёт основание говорить о недостаточной разработанности данного направления в науке.

В этой связи можно выделить следующее противоречие: между объективной потребностью государства и общества в эффективной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и отсутствием целостной теории её построения, оптимальной технологии, а также нормативного и программного обеспечения деятельности этой системы на муниципальном уровне.

Вместе с тем следует отметить, что в последние годы интенсивно развивается новая отрасль педагогической науки – социальная педагогика. В недрах этой научной дисциплины продолжается интенсивный теоретический, а также научно-практический поиск инновационных форм и методов работы с детьми, эффективных технологий социально-педагогической деятельности, нацеленных на успешную социализацию и социальную адаптацию несовершеннолетних. Особо следует отметить усиление внимания исследователей к проблеме профилактики детско-подростковых девиаций. Большой вклад в решение этой проблемы внесли исследования о личностно-ориентированном воспитании и обучении (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), коррекционно-развивающем обучении детей (В.В. Давыдов, Г.Ф. Кумарина, В.И. Слободчиков и др.), особенностях воспитания детей с девиантным поведением (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ю.В. Гербеев, Г.М. Потанин, Д.И. Фельдштейн и др.), социально-педагогической поддержке детей (Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга) и др. Вместе с тем, отмеченные исследования касаются лишь отдельных фрагментов комплексной проблемы профилактики детско-подростковой безнадзорности и правонарушений в условиях системного социально-экономического кризиса нашего общества.

Разрешение выдвинутого противоречия составило проблему нашего исследования. Социальная значимость проблемы, ее недостаточная разработанность в сочетании с острой необходимостью определения новых подходов к ее решению обусловили выбор темы диссертационного исследования - «Муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагогический аспект)».

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне, определение условий её эффективного функционирования.

Объект исследования – муниципальная система деятельности по социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

Предмет исследования – теория и практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне.

В качестве гипотезы исследования приняты предположения о том, что качество и эффективность системы профилактики безнадзорных и несовершеннолетних на муниципальном уровне будут повышены, если:

- профилактика безнадзорности и правонарушений детей будет осуществляться на муниципальном уровне, наиболее эффективному решению задачи будет способствовать наличие организационных и экономических условий, созданных в данном воспитательном пространстве;

- будет создана специальная система взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, выполняющих задачи профилактики;

загрузка...