Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

Всего семей

Стабильные

Нестабильные

Конфликтные 382

124 32,4 %

147 38,4 %

111 29 % 382

135 35,3 %

170 44,5 %

77 20,1 %

Определены социально-педагогические факторы самоорганизации семьи: общие и частные. К общим факторам можно отнесли: образ жизни, жизненный уклад семей, отношение социальной среды к семье, традиции нации, народности, туэлбэ, семьи, их можно рассматривать и как социальные, экономические и политические факторы; к частным: уровень педагогической культуры родителей, установки супругов на воспитание, предрасположенность к полу ребенка, микроклимат в семье, педагогический потенциал семьи, ценностные ориентации, их можно рассматривать как социально-педагогические и социально-психологические факторы.

Выявленные типы семей, с одной стороны, характеризуются присущими им особенностями внутренней организации своей жизнедеятельности, а с другой - присущими только данной семье особенностями в соответствии со следующими компонентами самоорганизации семьи: планирование, внутренняя организация и управление, мотивация и контроль, корректировка и регулирование, стимулирование и т.д. В результате работы разработана модель системы семейной самоорганизации.

Схема № 3

Модель системы семейной самоорганизации

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА

Для детей: природа и экология, семейно-родственное и соседское окружение, этнические традиции воспитания, культура и религия, средства массовой информации, стихийные факторы: общество сверстников и влияние улицы.

Для родителей: социальное окружение и социальный статус, основная работа, хобби, педагогический потенциал, культурный и образовательный уровень, ценностные ориентации, традиции воспитания.

Учебно-воспитательные учреждения: ДОУ, школа, учреждения дополнительного образования и другие институты: Комитет по делам семьи и детства, Центр развития ребенка, учреждения социальной защиты семьи и детства.

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СЕМЬЯ

Самоорганизация в быту и трудовой деятельности

Самоорганизация в игровой деятельности

Самоорганизация в учебно-познавательной деятельности

Самоорганизация в культурно-досуговой деятельности

Самоорганизация в общении и в условиях природы

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ

Самодисциплина и саморегуляция, самообразование, самосовершенстование

Схема 4

Модель системы социально-педагогической самоорганизации

Цель: укрепление семьи как института воспитания

Задачи: - повышение педагогической культуры родителей;

- повышение социально-педагогической самоорганизации;

- участие всех членов семьи в воспитании детей.

Закономерности: брак по любви, желанные дети, нацеленность на семейное долголетие, хорошая наследственность, материальный достаток, соблюдение этнопедагогических постулатов воспитания

Принципы: - приоритет интересов детей;

-создание благоприятной среды обитания в особых условиях Крайнего Севера и Арктики;

- гуманизация и демократизация семейного пространства;

- личностно-ориентированная модель общения;

Параметры самоорганизации семьи:

планирование, внутренняя организация и управление, мотивация и контроль, корректировка и регулирование, стимулирование

Структурные составляющие компоненты семейной самоорганизации

загрузка...