Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

В четвертой главе «Социально-педагогическая работа с семьей и технология реализации ее педагогического потенциала» отражены основные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы. Описаны механизмы реализации авторской модели системы семейной самоорганизации, позволяющей обеспечивать организационно-педагогические и социально-психологические условия семейного воспитания, повышения ее педагогического потенциала. Разработана региональная система семейной политики в Республике Саха (Якутия), ключевой идеей которой является самоорганизация семьи. Показана эффективная деятельность всех субъектов семейного, школьного и открытого социума: семьи, учителей, сверстников учащихся, отдельных представителей наслега и улуса, специалистов различного профиля для обеспечения адресной социально-педагогической, психологической поддержки семей. Характеризуются выводы проведенного исследования, подведены итоги и разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов.

В диссертации приводятся характеристики городских и сельских семей в плане решения проблем самоорганизации, приведены таблицы причин дезорганизации, анализ бюджета свободного времени по Липпольду, этнопедагогические традиции воспитания семейной самоорганизации.

Понятие «бюджет времени» обозначает совокупность или отрезок времени, в которые процесс жизни отдельных лиц или групп отражается в форме той или иной деятельности. В нашем случае это сбор данных о бюджете времени для исследования образа жизни семьи, посредством которых устанавливаются момент проведения, продолжительность, последовательность, частота и другие признаки различных видов деятельности в пределах определенного времени. Мы предположили, что полученные данные помогут выяснить уровень самоорганизации отдельных членов семьи. Итоги работы выявили, что характер и структура свободного времени существенно различается у мужа и жены в сельской семье, что объясняется во многом различиями в распределении семейных ролей.

В структурных соотношениях свободного времени обращает на себя внимание большой разрыв в частоте повторяемости, который имеет место в занятиях домашним хозяйством. По своей частоте это занятие вместе с работой в подсобном хозяйстве, которая, впрочем, в сельской местности является неотъемлемой частью домашнего хозяйства, составляет основную сферу свободного времени. Более того, они определяют объем, содержание и характер всех остальных видов свободного времени. Просмотр телепередач, чтение газет и журналов до недавнего времени оставались сравнительно доступными видами занятий в отсутствие более увлекательных занятий (посещение театра, цирка и др.). Таким образом, подтверждается, что условия жизни, быта и свободного времени молодой сельской семьи не соответствуют даже минимальным их потребностям, в силу чего представляется вполне обоснованной распространенность желания покинуть село.

Стабилизация сельской семьи требует, таким образом, комплексного решения всех ее проблем, адресной социально-педагогической поддержки. Последовательная семейная политика должна включать в себя в качестве важнейшего направления выравнивание тех условий жизни города и деревни, что способствовали бы укреплению молодой сельской семьи и ее устоев.

Таблица № 1

Бюджет свободного времени у молодых сельских семей

п/п Вид занятий в свободное время Часто Редко Никогда

Жена Муж Жена Муж Жена Муж

1. Занимаюсь делами, связанными с работой, или готовлюсь к занятиям 42 24 24 18 66 42

2. Читаю газеты и журналы 48 40 17 19 35 41

3. Читаю художественную литературу 22 29 28 30 50 41

4. Слушаю радиопередачи 26 20 23 32 51 47

5. Смотрю телепередачи 75 65 19 26 6 9

6. Хожу в кино 15 39 43 46 42 15

7. Посещаю вечера отдыха, танцы 24 30 66 38 10 32

8. Участвую в худ. самодеятельности, играю на муз-х.инструментах 21

9. Занимаюсь фотографированием, коллекционированием, рисованием или др. любительскими занятиями 23 42 40

10 Занимаюсь охотой, рыбной ловлей 33 17 36 24 31 69

11. Слушаю грамзаписи, магнитофон 46 32 37 49 17 19

12. Занимаюсь физкультурой и спортом 14 14 39 56 57 24

13. Играю в карты, домино, лото 14 13 46 47 40 40

14. Работаю в подсобном хозяйстве 39 35 39 41 22 24

15. Хожу в гости или принимаю гостей 28 45 45 30 27 25

16. Просто отдыхаю, ничего не делаю 21 28 31 30 48 42

17. Занимаюсь домашними делами 57 55 16 23 17 22

18. Другие занятия 27 37 31 41 41 22

Протоколирование (метод Реблица) было адаптировано к условиям нашей республики, так как проводилось с учетом национально-регионального компонента. Открытое протоколирование – это заполнение тетрадей без всяких рубрик, мы называли их «дневниками», а также предлагали протокольные бланки. Итоговые цифровые данные наших исследований мы дополняли статистическими материалами и итогами паспортизации населения, данными документации отделов охраны семьи и детства, Комитета по проблемам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), материалами Х, ХI, ХII съездов женщин Якутии с 1995 по 2006 гг. С целью выявления закономерностей и тенденций обобщали и анализировали те или иные процессы, например, ценностные ориентации городских и сельских ребят. При этом использовали составление таблиц и графиков.

Кроме этого мы применяли метод интервьюирования, видеозаписи которых включали в телепередачи «Байылыат тиэргэн» («Богатый двор») и «Дьуэгэ» («Подруга»), посвященные семейному воспитанию. Были выпущены в эфир 42 телепередачи, в которых рассказывалось о лучших традициях семейного воспитания, о семьях с высоким уровнем самоорганизации, которые условно мы отнесли к стабильным. На курсах повышения квалификации педагогов нами проводились диспуты по различным вопросам исследуемой темы.

Таким образом, мы составили классификацию бюджета времени «Семейная самоорганизация семьи на примере одного дня», где описали один день самой обычной семьи, без выделения того, сельская она или городская, поскольку, как подтвердили результаты исследования, процесс становления семейной самоорганизации зависит от ее «ведущих сил». Под «ведущими силами» мы понимаем активность самой семьи по преобразованию окружающего мира, семейную мотивацию поведения, творческое отношение к любой деятельности. Жизнь семьи, по нашему мнению, зависит от правильно созданных развивающих и самоорганизующихся предметной и, главное, духовной среды обитания, где исключены грубые интонации, окрики, создана атмосфера любви и взаимного доверия, уважения.

Семья обеспечивает условия для саморазвития, раскрытия потенциала растущего человека. Возможностей для выполнения данной функции у семьи много. Они постоянно обновляются, совершенствуются, так как семья является самоорганизующейся, самоукрепляющейся, саморазвивающейся системой.

Особо актуальными являются задачи воспитания личности в семье: понимание родителями значимости своей роли в качестве первых и основных воспитателей своего ребенка; осознание самоценности ребенка, восприятие его как личности; создание благоприятной для его роста и развития естественной воспитывающей среды; эффективное взаимодействие с образовательными учреждениями.

Данные, полученные на начальном этапе нашей работы и активное включение в проводимую работу по семейной политике в Республике Саха (Якутия), послужили отправной точкой для работы на этапе формирующего эксперимента. На этом этапе исследования работа строилась дифференцированно со стабильными (С), нестабильными (Н) и конфликтными (К) семьями. Последовательно и дифференцированно нами проведен формирующий эксперимент с семьями в естественных условиях, где в процессе работы с родителями осуществлялись: решение педагогических задач-ситуаций, тренинги педагогического общения с детьми, для студентов дошкольного факультета введены спецкурсы: «Педагогическое общение детей в семье», «Основы самоорганизации семьи», «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста».

По инициативе автора создана общественная организация «Студенческая семья», которая объединила студенческие семьи Якутского государственного университета, института физкультуры и спорта и педагогического института, Саха государственной педагогической академии. Организация зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия) как добровольное объединение молодых семей с целью подготовки молодого поколения к созданию семьи, содействия формированию чувства моральной, социальной и гражданской ответственности вступающих в брак, содействия духовно-нравственному укреплению студенческих семей.

В процессе работы для молодоженов вели авторские курсы по основам этики, психологии и педагогики семейной жизни, ввели рубрику «Студенческая семья», проводили различные мероприятия, конкурсы, проводился «Родительский лекторий». В общей сложности было охвачено более 1450 человек. Проведенная работа позволила изменить уровень самоорганизации в семьях с различными типами воспитания детей. Произошли позитивные изменения с семьями группы «К» и «Н». Как свидетельствуют данные, произошли позитивные изменения: увеличилось число стабильных семей с высоким уровнем развития семейной самоорганизации, число конфликтных семей значительно сократилось. Как показывают результаты работы, педагоги способны значительно повлиять на процесс создания самоорганизующейся среды воспитания в семьях посредством обеспечения благоприятных условий для самоорганизации.

Таблица № 2

Изменение уровня самоорганизации семьи

Типы семьи До

эксперимента После

эксперимента

загрузка...