Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

3. Организация и внедрение различных форм и видов материальной адресной помощи, в первую очередь семьям с детьми, беременным женщинам, студенческим семьям.

4. Обеспечение непрерывности воспитания, отдыха и занятости детей во внеурочное время, создание системы внешкольного развития по интересам и месту жительства, реализация различных подпрограмм.

5. Расширение подготовки социальных работников, внедрение спецкурсов по проблемам семьи и детства в ВУЗ-ах.

7. Углубление использования прогрессивных идей и традиций народной педагогики в совместной работе семьи и учреждений образования, здравоохранения и культуры.

9. Расширение использования возможностей учреждений культуры в целях развития художественного творчества, духовно-эстетического воспитания детей и подростков.

10. Организация творческих лабораторий, студий, смотров и конкурсов семейных ансамблей, выставок семейного творчества.

IV. Финансово-экономическое обеспечение

1. Привлечение внебюджетных средств от республиканских, городских, улусных фондов, акционерных обществ, коммерческих банков, предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан доброй воли.

2. Мобилизация финансовых ресурсов республики и местных администраций для обеспечения дошкольными образовательными учреждениями и школами в вопросах детского питания и организации отдыха детей.

V. Информационно-идеологическая работа

1. Обеспечение своевременной информацией с использованием средств печати, радио и телевидения.

2. Издание научно-популярной, учебной и методической литературы по проблемам семьи и семейного воспитания для родителей, педагогов, социальных работников.

Показано, что якутская семья имеет свою историю, сохраняет семейные реликвии, употребляет свойственный ей язык, реализует те или иные ценности, соблюдает присущие ей нормы и образцы поведения, организует праздники, семейные торжества, по-разному проводит досуг, по-своему оборудует квартиру, организует семейные и социальные контакты, одним словом по-своему самоорганизуется. Итак, самоорганизующуюся социально-педагогическую систему семьи можно представить в виде следующей схемы.

Схема № 2

Самоорганизующаяся социально-педагогическая система

семьи в народной педагогике

Выявлено, что этнопедагогические традиции представляют собой один из стихийных, но самоорганизующихся факторов среды обитания семьи. Педагогическая ценность народных традиций заключается в том, что они управляют воспитанием, эффективно влияя на процесс становления личности и, в конечном счете, на процесс становления и формирования самоорганизующей воспитательной системы семьи.

Показано, что якутская семья формирует свою этносоциокультурную среду, стиль жизни, способы словесного самовыражения, обычаи в рамках общей культуры общества и нации. В диссертации мы рассмотрели обеспечение социального партнерства семьи, ДОУ, школы и социума (туэлбэ) при педагогизации якутских семей. Концепция возрождения опирается на Программу социально-педагогической самоорганизации семьи в Амгинском улусе на основе социального партнерства «Качество жизни – в семейной самоорганизации», где описываются основные направления социально-педагогического партнерства институтов воспитания на 2002-2007 годы, в диссертации подробно описали ее внедрение.

В качестве основной задачи социального партнерства в реализации программы мы взяли выработку и реализацию социально–ориентированной политики, направленной на обеспечение конкретной поддержки и помощи семьям, гражданам, детям, нуждающимся в адресной помощи. Главный фокус социального партнерства был сосредоточен на детях, подрастающем поколении, благополучием которых озабочены все, кому дорого их будущее.

Нами реализованы Подпрограммы:

1. Повышение воспитательного потенциала каждой семьи.

Цель: создание в образовательных учреждениях, семье, социуме единого целостного образовательного пространства.

Объектами особого внимания стали:

Семьи: имеющие неблагополучные условия для проживания; многодетные, неполные, разводящиеся, бездетные семьи, несовершеннолетние родители); живущие ниже прожиточного минимума, малообеспеченные; где имеются инвалиды, лица, страдающие психическими заболеваниями, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики; где неблагоприятный климат, эмоционально–конфликтные отношения, педагогическая несостоятельность родителей, жестокие отношения к детям.

Дети и подростки: оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; проживающие с родителями, которые пренебрегают своими родительскими обязанностями, ведут аморальный образ жизни; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии; испытывающие негативные воздействие по месту жительства, учебы, работы (насилие, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми).

Разработаны и реализованы проекты: «Семья», «Образование взрослых», «Милосердие», «Социальная поддержка», где объединены усилия семьи и органы государственной власти, производственные коллективы, воспитательные, общественные, медицинские, правоохранительные, спортивные, культурно–досуговые учреждения; велась индивидуальная психолого–педагогическая, медико–социальная работа, организованы семейные объединения по интересам, организованы семейные праздники, чествование лучших семей, спортивные игры, туристические походы, подготовлены и изданы цикл брошюр, методические рекомендации для социальных педагогов «Воспитание детей в семье», «Родители и дети», «Семейная педагогика» и др.

2. Формирование культуры здоровья. Цель направления деятельности – формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) с малых лет, привитие навыков личной гигиены, рационального питания, нормального сна, закаливание организма, а самое главное – исключить формирование вредных привычек. Реализация этого направления предполагало: проведение комплексного мониторинга состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, организацию горячего питания в школах, помощь молодым семьям в «планировании семьи», усиление индивидуальной работы с беременными, организацию медицинских оздоровительных услуг.

3. Духовно– нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. На формирование нравственной самоорганизации личности направлены проекты «Досуг», «Наш улус», «Торообут торут туолбэм» (Мой любимый край). Хорошо зарекомендовали такие формы работы, как клубы общения детей подростков «Комулуок тула» («У камелька»), организация вечеров, работа передвижных библиотек и многое другое.

Работа по реализации этих проектов была направлена на приобщение взрослых и детей к лучшим образцам мировой культуры, искусства, живописи, музыки, художественной литературы, народным промыслам и ремеслам через организацию разнообразной системы дополнительного образования в образовательных учреждениях, организацию деятельности передвижных библиотек, Клубов по интересам, акций, смотров талантов, выставок творчества жителей округа и др.; организацию социально-культурных услуг для населения; озеленение, организация конкурсов по кварталам «Мой дом», «Моя улица», «Мой улус», «Моя любимая Амга».

4. Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних. Проекты: «Занятость», «Беспризорник», мероприятия направлены на строгое соблюдение «Закона о правах ребенка», на создание условий для профилактической работы с семьями «группы риска», неблагополучными взрослыми, детьми и подростками.

5. Совместная трудовая деятельность взрослых и детей

Проекты: «Труд», «Занятость». В ходе реализации этих проектов осуществлены профессиональная подготовка по различным отраслям, начиная с детских садов и школ, оказано содействие школам, производственным коллективам, населению в выделении земли.

6. Поддержка детских и молодежных общественных движений

Социальное партнерство – это шаг на пути формирования гражданского общества. Особое внимание обращено на формирование гражданской культуры детей и молодежи, поддержку их инициатив. При этом следует учитывать тот факт, что ведущим типом деятельности детей подросткового возраста и молодежи является неформальное общение.

7. «Социальные услуги» - это проекты «Милосердие», «Социальная поддержка» это - организация дополнительных образовательных и социальных услуг, куда входят благотворительные акции, бесплатные обеды для остронуждающихся и детей из малоимущих семей, социально–бытовая помощь на дому, организация бесплатных кружков, секций, дворовых клубов, игровых площадок, различных объединений по интересам в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, производственных коллективах, оказание квалифицированной помощи молодежи в выборе профессии.

Реализация Программы социального партнерства семьи, ДОУ, школы и социума (туэлбэ), которые активно внедрялись через Центры поддержки семей на местах, способствовала внедрению модели системы самоорганизации семьи. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что социально-педагогическими условиями социального партнерства и совместной работы семьи, Центров поддержки семьи и детства, школы являются понимание обществом, учительством и родительской общественностью сущности, особенностей и противоречий процессов социализации и воспитания; переход государственных, социальных институтов, семьи и школы на личностно-ориентированную парадигму воспитания; целенаправленные усилия общества, общеобразовательных учреждений, семьи, региональных экономических структур в установлении интегративных связей, основанных на социальном партнерстве, с целью выработки оптимальных технологий взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

Полученные положительные результаты реально показали правильность обозначенных структурных компонентов социального партнерства, внедрению основных положений концепции возрождения и модели системы социально-педагогической самоорганизации семьи и способствовали получению следующих результатов: значительное повышение воспитательного потенциала и ответственности семьи в воспитании детей, обеспечение их нормальной жизнедеятельностью; снижение социальной патологии семьи, детства через активное выявление семей «социального риска», сокращение числа малоимущих, неблагополучных семей, снижение уровня безработицы, обеспечение воспитания здорового ребенка, его полноценного физического, психического, духовного, интеллектуального и социального развития, утверждение здорового образа жизни.

В последние годы в связи с возрождением семейных традиций народа саха, повышением образованности родителей и детей в общем, происходит осознание родителями своей ответственности за воспитание детей. Этому способствует принятие концепции семейной политики, в рамках которой осуществляется 27 программ поддержки семьи. В народе саха во все времена утверждался культ женщины, женщины-матери. О ней слагали песни и легенды. В историческом якутском фольклоре культ женщины запечатлен в образах богинь Айыыhыт и Иэйиэхсит, духа Матери-Земли «Аан Алахчын Хотун». В последние годы в этнопедагогике зарождается новая ветвь – алгысопедагогика, когда различные мероприятия, любая деятельность человека, рождение детей и свадебные обряды сопровождаются алгысом-благопожеланием, где в основе заложено позитивное начало, программирование на успех, это явление схоже с молитвой.

Как показывает анализ изученной литературы по истории этнической психологии можно выделить антропологический, генетический, психотехнический подходы, которые отражают динамику становления объекта этнопсихологических исследований и проблемы межнациональных отношений.

Особое внимание уделяется самоорганизации в культурно-досуговой деятельности. Народные игры - подражание серьезным жизненным делам, способ передачи ребенку народных традиций. В Якутии, стране оленеводов, рыбаков, охотников, любимые игры детей всегда были связаны с природой, содержали подражание повадкам животных и птиц, поведению человека в природе. На наш взгляд, игра и есть самоорганизация, ведь игра - это поиск, творческое начало, которое понимается нами как проявление ребенком инициативы, самостоятельности, неординарности решений, живого воображения, это универсальный психологический механизм самообновления и развития. Национальный праздник «Ысыах» - добрая традиция встречи лета, который празднуется в разгар лета, перед сенокосными работами. Эти добрые традиции в последние годы восстанавливаются: семьи все чаще организовывают и проводят семейные «ысыахи» по родовым общинам, где не только веселятся, но чаще - советуются, принимают решения по каким-либо вопросам организации жизни, что способствует сплочению семейно-родственных связей и помогают налаживать семейную самоорганизацию. Одним из интересных ысыахов является «Девичий ысыах», где проводятся обряды сватовства молодых людей из разных улусов, ставятся семейные сэргэ. Таким образом, якутская семья как самоорганизующаяся социально-педагогическая система выступает идеалом народа саха, перспективной целью воспитательной системы школы и социума. Семья и школа создают организационно-педагогические условия для социализации личности, обогащения социального опыта школьников, учителей. Школа, благодаря появлению в ней в последние годы социальных педагогов, практических психологов стала более активно и действенно привлекать родителей к организации различных видов деятельности учащихся - общественно полезной, учебно-познавательной, культурно-досуговой. Это позитивно отражается на самом образе ее внутренней жизни, на развитии воспитания и обучения.

загрузка...