Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показывает, что формирование семейной организационной культуры определяется не только индивидуальными качествами членов семьи, особенностью межличностных отношений между ними, но и формой внутреннего управления. Организационную культуру также можно рассматривать на уровне объективных, объект-субъектных и субъективных отношений через усвоение культуры. Организационная культура семейного социума формируется на основе культуры организаторской деятельности (ыал дьаьымала, ыал бэйэтин дьаьаныыта, дьанар, тэринэр кыа5а, сатабыла). Организаторская деятельность включает в себя поиск, отбор, планирование жизненно важных задач и средств их решения, оценку своих действий, обмен опытом, умение управлять ситуацией и коррегировать. Именно эти действия, усложняясь по содержанию, формам, методам и приемам ведут к высокой семейной самоорганизации и приводят к развитию организационной культуры внутри семейного социума.

В третьей главе «Концепция возрождения самоорганизации социально-педагогической системы якутской семьи» показана модель системы семейной самоорганизации, описано формирование этнокультурных ценностей самоорганизации якутской семьи и этнопедагогическое обеспечение семейной самоорганизации; разработана модель концепции возрождения социально-педагогической самоорганизации якутской семьи как целостная система со специфическими структурными, содержательными, социокультурными и этноценностными элементами и ее внедрение в жизнь через обеспечение социального партнерства семьи, ДОУ, школы и социума (туэлбэ) при педагогизации якутских семей.

В диссертации приводится характеристика Республики Саха (Якутия), ее природно-климатическое и территориально-административное положение. Якутская семья представлена как звено национальной и культурной идентичности. Модель концепции возрождения социально-педагогической самоорганизации якутской семьи представлена следующей схемой.

Схема № 1

Модель концепции возрождения социально-педагогической самоорганизации якутской семьи.

Социальный заказ – благополучная стабильная семья

(Если прежде помощь ориентировалась в основном на поддержание неполных семей, матерей-одиночек, разведенных, многодетных и инвалидов).

Цель: принципиально новым и необходимым является создание правовых, экономических и морально-психологических условий для развития и поощрения сплоченной, полноценной семьи. СП помощь нацелена на укрепление присущих семье сильных сторон, включая ее неисчерпаемые ресурсы и потенциал в плане самоорганизации, так как судьба семьи формируется в первую очередь самой семьей.

Задачи: 1. помощь в создании необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, воспитательной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;

2. оказание семьям психолого-педагогической помощи в процессе их функционирования; содействие адаптации различных типов семей к происходящим социально-экономическим переменам;

3. помощь в создании необходимых условий для саморазвития семей, стимулирование их жизненного потенциала, экономической самостоятельности; решение проблем укрепления и развития института семьи, связанного возрождением ее исконных традиций и устоев;

Принципы: 1. Суверенитет семьи, автономность, самостоятельность.

2. Суверенитета личности, предоставляющего свободу выбора распределения семейных ролей, женского, мужского и детского поведения.

3. Опоры на собственные силы, понимаемой как развитие собственной инициативы, активности и энергии, не уповающей на помощь государства, как главную возможность полноценного функционирования семьи.

4. Социальной защищенности, подразумевающей неотъемлемую заботу о благополучии всех семей

5. Приоритета интересов каждого ребенка, равенство всех семей.

6. Регионализация семейной политики, учитывающей традиционный (прошлый) и сегодняшний опыт, национально-этнические особенности семейной культуры, разнообразные природные условия, типы хозяйственного освоения и демографической

ситуации.

Содержание социально-педагогической работы:

помощь в формировании новых ценностей и моделей поведения, сохраняя семейные традиции материнства и отцовства, поиск и использование новых педагогических технологий, нетрадиционных форм работы;

защита и укрепление морально-психологической, педагогической поддержки молодых и многодетных семей, одиноких матерей, детей-сирот, инвалидов с детства;

проведение целенаправленной работы по улучшению организационно-педагогических, психологических условий многодетных и молодых семей, одиноких матерей;

содействовать получению образования сиротам, детей из многодетных семей, Арктических улусов;

обеспечение защиты семьи от разлагающих процессов низкопробной культуры, от вредных влияний СМИ;

реализация стимулирующих и специально направленных мероприятий по повышению благосостояния семей на местном и республиканском уровнях; повышение эффективности усилий в осуществлении конкретных программ путем определения новых видов деятельности и укрепления существующих; повышения уровня информированности населения по проблемам семьи, привлечение в деле оперативного и грамотного освещения проблем семьи СМИ.

Предполагаемые результаты: 1. Повышение статуса семьи и престижа семейного образа жизни, возрождение своеобразной традиционной «философии» дома и быта.

2.Повышение брачности населения, снижение разводимости.

3.Повышение ответственности семьи за воспроизводство физически и духовно-нравственно здорового поколения посредством понимания семьи как саморегулирующейся системы.

4.Возрождение национальных и интеграция культурных традиций в современную систему семейного воспитания.

Методика социально-педагогической работы:

I. Организационная работа

1. Помощь в разработке и принятии местных (улусных и городских) программ поддержки семьи.

2. Привлечение учреждений, организаций, общественных объединений, акционерных обществ, фондов, банков и предприятий на основе социального партнерства.

3. Принятие участия в проведении республиканских, городских, улусных, научно-практических конференций, совещаний, семинаров по проблемам семьи, съезда женщин Якутии, Форума северных народов циркумполярной цивилизации.

II. Правовая работа

1. Подготовка и внесение на рассмотрение Законодательного Собрания (Ил Тумэн) концепции Президентской Программы «Семья и дети в Республике Саха (Якутия) на период с 2007 по 2011 г.» (в соавторстве).

2. Принятие Правительством Республики Саха (Якутия) Концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия).

III. Социально-педагогическая работа, социальная защита

1. Помощь в создании служб психолого-педагогической помощи семьям при городских, улусных администрациях.

2. С учетом методологии и практики переориентации воспитательной работы с детьми в условиях возрождения народных традиций воспитания, создать в школах службу социальных педагогов и практических психологов по работе с семьями.

загрузка...