Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

В нестабильной семье процесс самоорганизации носит несистематичный характер. Недостаточно используются компоненты самоорганизации: планирование иногда носит формальный характер, семья «плывет по течению», внутренняя организационная культура проявляется не всегда, хотя семье присуща динамичность, но наблюдается низкая адаптивность. Корректирование и регулирование иногда характеризуются использованием непедагогичных методов, стимулирование проявляется не всегда. Поэтому уровень самоорганизации семьи недостаточен для создания самоорганизующейся воспитывающей системы, хотя в целом семья относится к числу перспективных.

В конфликтной семье процесс самоорганизации проявляется редко, в большинстве случаев вообще отсутствует. Семья живет одним днем. Планирования как такового нет. Внутренняя организационная культура отсутствует, проявляются крайне редко. Родители замыкаются в своих проблемах, проблемы детей не всегда волнуют родителей и других членов семьи. Материальное благополучие низкое. Социально-психологические условия проживания сложные, часто наблюдается «девиантность», отношения между членами тревожные. Общение между членами затруднено.

3. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную социально-педагогическую самоорганизацию якутской семьи. Социально-педагогическая помощь нацелена на укрепление присущих семье сильных сторон, включая ее неисчерпаемые ресурсы и потенциал в плане самоорганизации, судьба семьи формируется в первую очередь самой семьей. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие процесс самоорганизации семьи следующие:

а) физические, т.е. наличие предметов, материалов, объектов и возможностей в любую минуту оперировать с ними, уровень жилищно-бытовых условий, участие супругов во всей совокупности семейно-супружеских отношений;

б) социально-эмоциональные, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления (познавательные, практические) не получат отрицательной оценки взрослых, он знает, что он любим и нужен таким, какой он есть со всеми своими достоинствами и недостатками;

в) психологические, обеспечивающие детям и взрослым чувство внутренней безопасности и свободы во всех видах деятельности, благоприятная психологическая атмосфера, комфортность;

г) интеллектуальные - создание условий для самостоятельной деятельности путем осуществления возможности решения творческих и логических задач в жизнедеятельности;

д) культурообразующие – культурный уровень семьи, прочность и стабильность семейной жизни, установка на семейное долгожительство, связи со старшим поколением, родственниками, друзьями, нацеленность на здоровый образ жизни, сопричастность к этнокультурным и социокультурным ценностям, толерантность и открытость к поликультурности среды.

Условиями эффективной совместной работы семьи и школы на современном этапе являются: переход государственных, региональных, других социальных институтов, семьи и школы на личностно ориентированную модель общения, помощь семье и детям в их социализации, исходя из типов семей на основе социального партнерства.

Принципами создания педагогических условий являются: приоритет интересов детей перед интересами общества и государства; создание благоприятной среды обитания с учетом особых условий Крайнего Севера и Арктики; гуманизация и демократизация семейного пространства; личностно-ориентированное общение в семье, уважение достоинства, свобод и прав всех членов семьи.

Эти условия ведут к позитивным изменениям, способствуют активному самовоспитанию и самоорганизации детей. Принципиально важным при этом является активность самой семьи, чтобы она развивала бы все свои внутренние ресурсы, весь положительный потенциал, который она может развить, тем самым, создавая реальную воспитательную систему внутри себя.

4. Концепция и модель возрождения системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи на основе идей и опыта этнопедагогики саха, нацеленная на повышение статуса семьи и престижа семейного образа жизни, возрождение своеобразной традиционной «философии» дома и быта. Она представляет целостную систему со специфическими структурными, содержательными, социокультурными и этноценностными элементами и является фактором воспитания детей, их личностной и нравственной самоорганизации. Целью является укрепление семьи как института воспитания. При этом решаются задачи повышения педагогической культуры родителей, повышения социально-педагогической самоорганизации, участия всех членов семьи в воспитании детей. Выявлены закономерности успешной самоорганизации: брак по любви, желанные дети, нацеленность на семейное долголетие, хорошая наследственность, материальный достаток, соблюдение этнопедагогических постулатов воспитания. Создание всеми заинтересованными субъектами и объектами воспитания единой самоорганизующейся среды воспитания в соответствии с особенностями социоэтнокультурных традиций якутского туолбэ на основе использования также принципов Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр»; согласованность воспитательной деятельности всех институтов воспитания, широкое использование многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы, воспитание «всем миром».

Совместное участие взрослых и детей в возрождении и соблюдении постулатов Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» приводит к необходимости эффективной деятельности всех субъектов семейного, школьного и открытого социума: семьи, учителей, сверстников учащихся, отдельных представителей наслега и улуса, специалистов различного профиля, Попечительского Совета, представителей различных Фондов, административно-управленческой структуры, органов власти, ученых для педагогического просвещения родителей, обеспечения адресной социально-педагогической, психологической поддержки семей. Использование дифференцированных форм и методов педагогической работы позволяет обеспечивать социально-психологические условия семьи, ее педагогического потенциала и оптимизирует создание самоорганизующейся педагогической системы семьи, при этом учитывается особенности взаимодействия идей и опыта народной педагогики с научной педагогической мыслью на основе диалектического единства национального, межнационального и общечеловеческого.

5. Обоснование научно-методического сопровождения социально-педагогической самоорганизации якутской семьи как осмысление задач, стоящих перед семьей в конкретных исторических условиях, содержания и средств их реализации, составленных методических рекомендаций для педагогов, методистов-организаторов дошкольных образовательных учреждений, учителей, социальных педагогов и социальных работников по работе с семьями с учетом этносоциокультурных, этнопедагогических, психологических аспектов воспитания детей саха.

6. Социально-педагогическая работа с семьей и содержание реализации модели системы социально-педагогической самоорганизации семьи. Инструментом, позволяющим повысить роль семьи в выполнении ее основных функций, является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа с семьей целенаправленно и последовательно раскрывает Модель системы социально-педагогической самоорганизации семьи. Важными компонентами модели являются самоорганизация в быту и трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении и в условиях природы. В центре семьи находится ребенок, которого мы обозначили как самоорганизующуюся личность. Процесс формирования навыков самоорганизации личности осуществляется по направлениям: самодисциплина, самообразование, самосовершенствование.

Семья как основной фактор социализации личности ребенка формирует самоорганизующуюся личность в плане характера, воли, умственных, физических возможностей, нравственных качеств и выпускает ребенка в мир самоорганизующейся социоэтнокультурной среды. Это: природа и экология, семейно-родственное и соседское окружение, этнические традиции воспитания, культура и религия, средства массовой информации и воздействие стихийных факторов (как позитивных, так и негативных) - общество сверстников и влияние улицы. Для родителей: социальное окружение и социальный статус, основная работа, увлечение (хобби), педагогический потенциал, культурный и образовательный уровень, ценностные ориентации и традиции воспитания детей в семье. Доказано, что на улучшение самоорганизации ребенка влияют учебно-воспитательные учреждения: ДОУ, школу, учреждения дополнительного образования и другие институты: Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), Центр развития ребенка, учреждения социальной защиты семьи и детства.

7. Региональная государственная семейная политика в Республике Саха (Якутия). Ключевой идеей социально-педагогической поддержки семьи и детства выступает семейная самоорганизация. Инструментарием социально-экономических преобразований, проводимой социальной политики выступает процесс повышения уровня самоорганизации якутских семей. Семейная политика предполагает дифференцированный подход в соответствии с типами семей и их типом освоения рыночного пространства (социальная защита, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная адаптация).

Семейная политика направлена на укрепление семьи как института воспитания путем создания социально-экономических, политико-правовых, медико-санитарных, культурно-воспитательных и организационных мер, обеспечивающих государственную поддержку детства и материнства. Особенно важно здесь повышение ответственности семьи за воспроизводство физически и духовно-нравственного здорового поколения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использованы и обсуждались: в выступлениях на заседаниях кафедры социальной педагогики педагогического института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова и Саха государственной педагогической Академии; на коллегии Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия); на заседании Межведомственной комиссии по проблемам улучшения положения женщин при Правительстве Республики Саха (Якутия) (2002, 2005); в докладах на научно-практических конференциях преподавателей ЯГУ (1994-2001); на Х, ХI, ХII съездах женщин Якутии (1996, 2001, 2006), где автор выступал в качестве организатора и избирался делегатом; на III съезде северных народов циркумполярной цивилизации с участием Финляндии, Норвегии, Новой Зеландии, США (2002); на заседании Зальцбургского семинара (Якутск-Тарту-США (штат Юта) - Британская Колумбия-Зальцбург) (2003); на научно-методических конференциях дошкольных работников Республики Саха (Якутия) (1998-2006); на зональном семинаре социальных педагогов округа «Лена», «Заречье» (2001-2006); на межрегиональной конференции по проблемам семьи (Якутск-Москва) (2005); на IV Международном Конгрессе «Российская семья» (Москва-2007). Автор имеет Грант Центра материнства по гендерной проблеме (штат Сиэтл) (США) (2001), 95 опубликованных работ с общим объемом 180 п.л., из них - 77 (165,0 п.л.) посвящены семейной педагогике и проблеме диссертации.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений, содержит 12 таблиц, 5 схем. Библиография включает 422 наименований, в том числе 17 на иностранных языках. В приложении представлены: устав общественной организации «Студенческая семья», авторские программы спецкурсов «Педагогическое общение детей в семье», «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей», программы социально-педагогической поддержки семьи в Республике Саха (Якутия), сценарий семейного праздника «Ысыах».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определены актуальность проблемы исследования; цель, объект, предмет и задачи; сформулированы гипотеза и новизна, ее теоретическая и практическая значимость; названы база и этапы исследования; указаны источники, методология и логика исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи» дается ретроспективный анализ литературных источников, раннее проведенных исследований по проблеме, который позволил определить основные теоретико-методологические основы самоорганизации семьи. Самоорганизация раскрыта как социально-философская, психолого-педагогическая проблема, рассмотрены теоретико-педагогические подходы к изучению проблемы семейной самоорганизации якутской семьи; показано применение синергетико-педагогического подхода, Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр»; раскрыты истоки самоорганизации северных народов как нравственная основа этнопедагогических воззрений.

Уточнено определение основного понятия «семья». В научной литературе найдено множество частных определений, мы придерживаемся наиболее полного и цельного, которое используется демографами, а также статистическими органами при переписи населения. Оно сводится к тому, что семья – это группа лиц, объединенная: а) брачными, б) родственными, в) кровнородственными (общие дети) связями, г) живущие под одной крышей, з) имеющих общий бюджет, и) ведущими совместное домашнее хозяйство, выполняющая при этом разнообразные функции, среди которых одной из главных выступает функция первичной (базисной) социализации личности.

Таким образом, семья - это изначальная общность и первичная ячейка общества.

Семье как сложному социальному образованию свойственны сложность и простота, детерминизм и стохастичность, устойчивость и бифуркации, хаос и упорядоченность. Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование такой системы-семьи имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей.

На наш взгляд, семейная самоорганизация для ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья как самоорганизующаяся социально-педагогическая система выступает как идеал, как перспективная цель воспитательной системы. Нормы и правила в культуре воспитательной системы представлены на трех уровнях: одно и то же действие может быть «нормальным» и «правильным» относительно интересов личности (конкретного субъекта), группы (семьи, коллектива, определенной микрогруппы и т.д.) или воспитательной системы в целом. Поэтому их содержание представлено интересами трех уровней, которые соотносятся между собой в уникальной для каждой воспитательной системы пропорции.

Ознакомление с трудами философов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова и др. показывает, что развитие личности есть стремление к постоянному совершенству, «самосозиданию». Развитие личности предстает как некоторое самоконструирование индивидом своего внутреннего мира.

Итак, «самоорганизация» - это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов.

В диссертации осуществлен анализ якутской семьи как социально-психологической целостности. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи открывают двери для внесемейных влияний. Выявлено, что самоорганизация – это природное качество личности, которое проявляется в естественном стремлении к свободе, открытости, интеграции, взрослению, развитию, поиску смысла, проявлению своего внутреннего потенциала.

Нравственная самоорганизация - это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе.

Мы рассматриваем самоорганизацию как деятельность, как процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя. На основе анализа выявлено, что в области воспитания самоорганизованной личности психологи и педагоги отводят большое значение внешним и внутренним условиям (А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, О.М. Орлов и др.). С точки зрения способности к самоорганизации при решении возникающих проблем и кризисов, особенно в вопросах воспитания детей, семьи разделили на три группы:

- стабильные семьи, в которых система взаимоотношений достаточно гибкая, члены которых свободны в проявлении чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;

- нестабильные семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера);

- конфликтные семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, и прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.

Функциями воспитательной системы семьи как элемента широкой социальной системы «социум - воспитательная система - личность» являются целенаправленная трансляция культуры социума, трансляция культуры личности в семью, социум, функция «педагогического фильтра», функция хранителя культуры. Социокультурная среда семьи постоянно взаимодействует с «иными» культурами (культурой среды, культурой агентов социума, культурой субъектов воспитательной системы как школа, другие институты воспитания). Семья и школа сориентированы на решение общей задачи: социализацию личности. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их реализации, но создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, общества, саморазвивается, успешность которого определяется ее воспитательным потенциалом.

Базовые компоненты, разработанной Э.И. Сокольниковой, цели воспитания человека культуры могут быть рассмотрены в качестве общих принципов, задающих направленность воспитательным отношениям: принципы свободы, гуманизма, духовности, творчества. Подчеркнуто, что концепция личностно ориентированного образования (Д.А. Беликов, В.В. Давыдов и др.), выявляя новое содержание категорий цели, содержания, методов и технологий, задает регулятивы преобразования педагогического сознания и практики. Самоорганизация является ядром гуманистической педагогики, характеризируется активностью, добровольностью и самодеятельностью индивида. Понятие «концепция воспитания» в представлении современных методологов не содержит существенных разночтений. Наиболее полно и адекватно нашим представлениям оно выражено в формулировке Е.В. Бондаревской как «совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе». Концепция личностно-ориентированного воспитания задает регулятивы преобразования педагогического сознания и практики. Цель «подпитывается» из трех источников: социального заказа, личности ребенка-воспитуемого и личности взрослого-воспитателя, как особого общественного субъекта, наиболее эффективно реализирующего сущностную способность к созданию другого.

На наш взгляд, семья как шедевр природы есть самоорганизующаяся, самоукрепляющаяся, саморасширяющаяся сложная динамичная система.

Синергетика – в переводе с греческого означает совместное или кооперативное действие (И.Р. Пригожин). Самоорганизация, как трактуется в философском словаре, это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамичной системы. Семья со своей уникальной и неповторимой структурой, связями, традициями принадлежит типу самоорганизующихся систем. Под самоорганизацией семьи мы понимаем его организаторскую деятельность, направленную на обеспечение собственного самопроизводства и саморазвития как неповторимого самобытного, уникального социально-исторического субъекта.

Социально-педагогическая самоорганизация – это способность системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения. Самоорганизация в обществе рассматривается как результат развития самоуправления в рамках социальной организации. Следовательно, семья, являясь микросоциумом, ячейкой общества, постоянно в процессе жизнедеятельности самосовершенствуется, саморегулируется, самоорганизуется. А главным условием в этом процессе выступает активность самой семьи.

загрузка...