Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

- методы теоретического познания: формализация, аксиоматика, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, метод «Анализа бюджета времени» по Липпольду, метод протоколирования по методике Реблица, заполнение «Дневника посещений», библиографический метод; эксперимент в естественных условиях, сравнение, описание, измерение;

- общелогические методы и приемы: анализ философской, антропологической, этнографической, психологической, педагогической, нормативно-правовой и другой литературы по проблемам семейного воспитания, по теории самоорганизации; синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, структурно-функциональный метод и вероятностно-статистические методы.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1990 - 1998 гг.) анализировались литературные источники по проблеме воспитания детей в семье, литература по самоорганизации, изучался массовый опыт социальной и педагогической работы с семьей в Республике Саха (Якутия), проводилась опытно-экспериментальная и опытная работа. На этом этапе в процессе изучения данной проблемы было обосновано положение, в том, что семья является самоорганизующейся средой воспитания детей.

На втором этапе (1999 - 2003 гг.) основное внимание уделялось исследованию семейной самоорганизации. Разрабатывались критерии исследования. Проводился эксперимент, в ходе которого уточнялись и корректировались программы и методы исследования. Велась дифференцированная работа с семьями, выявлялась эффективность содержания, форм и методов работы, проверялась научная достоверность выдвинутой гипотезы. Корректировалась программа исследования. Внедрялась концепция семейной политики в Республике Саха (Якутия). Продолжалось изучение литературы. Результаты этого этапа отражены в монографиях и в ряде статей в научно-педагогических сборниках и педагогической периодике.

На третьем этапе (2004 - 2007 гг.) проводилась экспериментальная апробация модели семейной самоорганизации в различных улусах Республики Саха (Якутия). В ней участвовало свыше 2000 человек, в том числе более 1500 детей. Предварительные результаты проведенной работы отражены в монографиях и других публикациях. В ходе опытно-экспериментальной работы одновременно осуществлялось осмысление полученных результатов, проводилась интерпретация полученных данных, систематизация и обсуждение полученных результатов, оформление диссертации.

Базу исследования составили: муниципальные дошкольные образовательные учреждения, Центры развития ребенка, общеобразовательные средние школы и Центры поддержки семьи Амгинского, Мегино-Кангаласского, Намского, Нижнеколымского, Таттинского, Хангаласского улусов, г. Якутска, где автор работал заведующим дошкольным образовательным учреждением, социальным педагогом улусного отдела управления образованием, был научным консультантом и руководителем улусных и республиканских экспериментальных площадок;

– Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Педагогический институт ЯГУ, а также Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), где был продолжен эксперимент в период работы старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики дошкольного воспитания и научным консультантом;

– Институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО), Институт развития образования (ИРО), Саха государственная педагогическая академия (СГПА), Якутский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова (МГГУ), где в процессе преподавательской работы и заведования кафедрой педагогики и психологии дошкольного образования проверялись и совершенствовались основные идеи, содержание и выводы исследовательской работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована совокупность положений и идей, составляющих научно-методологические основы целостного осмысления семьи как самоорганизующейся социально-педагогической системы; дана характеристика якутской семьи как института воспитания, осуществляющей воспитание на основе интеграции общечеловеческих, социоэтнокультурных, родовых, трудовых традиций народа саха; определены место и роль самоорганизации личности в системе семейного воспитания, основные причины низкой организационной культуры в городских и сельских семьях; на основе самоорганизации в семье создаются необходимые условия для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, воспитательной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.

- систематизирована типология семьи в контексте ее социально-педагогической самоорганизации и консолидации усилий заинтересованных учреждений и организаций на основе возрождения этнопедагогических идей и опыта, учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» в самовоспитании и саморазвитии школьников;

- определены организационно-педагогические условия социально-педагогической самоорганизации якутской семьи, социально-педагогическая помощь нацелена на укрепление присущих семье сильных сторон, включая ее неисчерпаемые ресурсы и потенциал в плане самоорганизации, судьба семьи формируется в первую очередь самой семьей;

- разработаны теоретические основы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи, концептуальные положения самоорганизации семьи; дана характеристика семьи как самоорганизующейся системы, раскрыты основные причины дезорганизации семей и как следствие - неудовлетворительного воспитания детей в современных семьях, выявлены противоречия, влияющие на воспитание детей; разработаны структурные компоненты и психологические механизмы, выявлены закономерности, принципы, факторы, критерии семейной самоорганизации с выходом на концепцию возрождения ее исконных традиций и устоев, нацеленной на помощь в создании необходимых условий для саморазвития, стимулирование их жизненного потенциала, самостоятельности в решении проблем укрепления и развития института семьи;

- уточнены и введены в оборот социально-педагогического знания понятия: «самоорганизация семьи», «социально-педагогическая самоорганизация», «нравственная самоорганизованность», обогащающие терминологию общей, семейной и социальной педагогики; предложена новая классификация принципов развития семьи (суверенитет, автономность и самостоятельность, предоставление свободу выбора распределения семейных ролей, женского, мужского и детского поведения, опора на собственные силы, понимаемой как развития собственной инициативы, активности, энергии и самоорганизации, не уповающей на помощь государства, как главную возможность полноценного функционирования семьи); приоритет интересов семьи перед интересами государства.

- разработаны концепция и модель возрождения социально-педагогической самоорганизации якутской семьи на основе идей и опыта этнопедагогики саха, социоэтнокультурных традиций с опорой на трудовые, культурно-досуговые, природоохранные ценности, нацеленная на повышение статуса семьи и престижа семейного образа жизни, возрождение своеобразной традиционной «философии» дома и быта и ответственности семьи за воспроизводство физически и духовно-нравственного здорового поколения. В них раскрыты особенности взаимодействия семьи, ДОУ, школы, туэлбэ, других социальных институтов на основе социального партнерства; принципиально новым и необходимым является создание правовых, экономических и морально-психологических условий для развития и поощрения сплоченной, полноценной самоорганизованной семьи;

- сформулированы и внедрены в практику основные положения концепции государственной семейной политики в Республике Саха (Якутия), идейной основой которой выступает социально-педагогическая самоорганизация семьи; определены основные тенденции развития теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- внесен определенный вклад в разработку теоретических проблем современного воспитания, связанный с разработкой методологии исследования в области теории воспитания, мониторинга эффективности воспитательной деятельности в области семейного воспитания в районах Крайнего Севера, анализа полисубъектности как необходимого условия современного воспитания в условиях динамично развивающегося социума;

- разработанные в исследовании теоретические основы самоорганизации якутской семьи, концепция возрождения социально-педагогической самоорганизации якутской семьи на основе идей и опыта этнопедагогики саха вносят определенный вклад в теоретическую концептуализацию и технологическую проработку проблем адаптивного управления воспитательным процессом при нормализованном соотношении традиций и инноваций в воспитании;

- систематизированная типология семьи в контексте ее социально-педагогической самоорганизации и консолидации усилий заинтересованных учреждений и организаций на основе возрождения этнопедагогических идей и опыта, учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» в самовоспитании и саморазвитии школьников дает хорошую характеристику потенциала различных субъектов воспитания и социализации в современном обществе, показывает социальное конструирование реальности средствами воспитательной практики;

- исходя из концептуальной совокупности идей, реализуемых на фундаментальных основах каждой из привлекаемых наук (социологии, педагогики) при сохранении за педагогикой интегрирующей функции, разработка модели возрождения социально-педагогической самоорганизации якутской семьи вносит определенный вклад в решении задачи педагогического моделирования (проектирования);

- организационно-педагогические условия социально-педагогической самоорганизации якутской семьи, сформулированные в исследовании, нацеленные на укрепление присущих семье сильных сторон, включая ее неисчерпаемые ресурсы и потенциал в плане самоорганизации, показывают возможности решения актуальных проблем воспитания в условиях глобализации: поликультурного и патриотического, светского и религиозного, экологического воспитания;

- основные тенденции развития теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи прогнозируют процессы и явления в сфере воспитания, порождаемые глобализацией, показывают новые пути воспитания в условиях новых информационных технологий и открытого непрерывного образования.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработаны программы курса: «Этика и психология семейной жизни», «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей», спецкурсов: «Семья–социальный институт», «Основы семейной самоорганизации», «Педагогическое общение детей в семье» для студентов педагогического института, воспитателей, социальных педагогов и учителей начальных классов; программы используются в средних специальных и высших учебных заведениях педагогического профиля;

- разработано методическое сопровождение работы с родителями, рекомендации по работе с семьями для студентов - будущих организаторов – воспитателей, методистов, заведующих ДОУ, социальных педагогов и практических работников системы образования. Методические рекомендации используются также учителями школ, руководителями и специалистами отделов социальной защиты семьи и детства, чья деятельность в той или иной степени ориентирована на семью;

- разработаны основные положения региональной концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия), ключевой идеей которой является социально-педагогическая самоорганизация семей, учитывающая традиционный (прошлый) и современный опыт, национально-этнические особенности семейной культуры, разнообразные природные условия, типы хозяйственного освоения и демографической ситуации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются:

методологическим обоснованием работы, успешной реализацией комплексной программы исследования;

применением апробированных диагностических методов, проведением опытно-экспериментальной работы с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачам;

использованием инновационных подходов из копилки педагогического опыта семейного воспитания с опорой на этнопедагогические традиции семейной самоорганизации;

определенными позитивными изменениями в решении поставленных задач и достижения целей исследования, внедрением теоретически и эмпирически обоснованных методических рекомендаций автора в практику социально-педагогического взаимодействия семьи, ДОУ, школы, туэлбэ на основе социального партнерства.

Личный вклад автора в исследование состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методологических и концептуальных основ исследования системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи, в непосредственном осуществлении длительной опытно-экспериментальной работы в качестве члена Совета Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), заведующего кафедрой педагогики и психологии дошкольного образования Саха государственной педагогической академии, доцента Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, научного консультанта ряда ДОУ, школ и Центров семьи и детства, а также автора программ, учебно-методических комплексов, учебных пособий (2 работы получили гриф УМО РФ) и соавтора концепции государственной семейной политики в Республике Саха (Якутия).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологическое и педагогическое обоснование целостного осмысления семьи как самоорганизующейся социально-педагогической системы. Характеристика якутской семьи как института воспитания опирается на убеждения о том, что самоорганизующаяся социально-педагогическая система создается внутрисемейными отношениями, самим укладом жизни на основе использования трудовых, социальных, культурных традиций и ориентации на духовные ценности как условие развития и саморазвития личности на основе интеграции общечеловеческих, социоэтнокультурных, родовых, трудовых традиций народа саха. Функциями воспитательной системы семьи как элемента широкой социальной системы «социум-воспитательная система-личность» являются целенаправленная трансляция культуры социума, трансляция культуры личности в семью, социум, функция «педагогического фильтра», функция хранителя культуры. Взаимодействие и взаимосвязь между элементами данной системы выступают механизмом актов ее самодвижения и саморазвития. Под самоорганизацией семьи мы понимаем его организаторскую деятельность, направленную на обеспечение собственного самопроизводства и саморазвития как неповторимого самобытного, уникального социально-исторического субъекта.

Социально-педагогическая самоорганизация семьи – это деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития и, главное, усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения.

2. Типология семьи, исходя из уровня семейной самоорганизации: стабильные, нестабильные, конфликтные – в контексте ее социально-педагогической самоорганизации и консолидации усилий заинтересованных учреждений и организаций на основе возрождения этнопедагогических идей и опыта, учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» в самовоспитании и саморазвитии школьников. В качестве критериев самоорганизации семьи выступают: любовь – высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта к другим людям и самому себе, семейная мотивация поведения, наличие социальной ответственности у детей и взрослых, способность осуществлять самопроцессы, приоритет общечеловеческих ценностей, умение придерживаться этнопедагогических идей и опыта.

В стабильной семье самоорганизация выполняет сущностные функции: 1. Способствует становлению и созданию самоорганизующейся воспитывающей среды семьи; 2. Оптимизирует процесс самоорганизации всех членов семьи; 3. Усиливает педагогические возможности всех членов семьи; 4. Повышает педагогический потенциал семьи; 5. Поддерживает все компоненты, составляющие процесс самоорганизации: планирование, внутренняя организационная культура, управление, контроль, анализ, корректирование, регулирование и стимулирование.

загрузка...