Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

Степень разработанности проблемы. Вопросы семейного воспитания вслед за Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским рассматривали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Б.Т. Лихачев, А.М. Низова, А.О. Пинт и др. Психологические аспекты данной проблемы нашли отражение в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, В.И. Петровой, В.К. Шабельникова и др.

Многие исследователи рассматривают семью как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей (Б.З. Вульфов, Никитина Л.Е., Н.Г. Филонов и др.).

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в своих работах педагоги-исследователи выделяют разнообразные аспекты семейного воспитания: опора на гуманистические идеи в рамках теории «свободного воспитания» (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.); использование принципов народности в системе общественного воспитания по теории К.Д. Ушинского (М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др.); определение семьи как фактор социализации личности ребенка, как «комплекс условий и средств» (В.Г. Алексеева, А.П. Баранова, И.В. Гребенщикова, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.); воспитание «свободоспособной личности» (В.П. Борисенков, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, А.В. Петровский и др.); применение теории психологической идентификации личности с этносом (С.А. Арутюнов, Г.Н. Волков, И.С. Кон, А.С. Мухина и др.); социальное воспитание в рамках «воспитание всем миром» («туэлбэнэн иитии») (В.Н. Аргунова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.Г. Корнилова, Л.И. Омукова и др.).

О влиянии атмосферы семьи на социальное развитие и степень психологического благополучия свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания. (А.Я. Варга, Е.Г. Замолоцких, М.Д. Гермогенова, В.К. Котырло, Т.Т. Саввинова, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.).

Социально-психологический аспект преобразований семейно-брачных отношений, гендерная проблематика адаптации семьи, женщины к изменившимся социально-экономическим условиям представлены такими исследователями, как А.Г. Вишневский, Т.И. Гурко, И.С.Кон и др.

Этнопедагогические аспекты семейного воспитания детей, рассмотрены в трудах Г.Н. Волкова, М.Г. Тайчинова, Э.И. Сокольниковой, З.Б. Цаллаговой и др., якутских исследователей Л.А. Афанасьева, Е.А.Барахсановой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, Е.П. Жиркова, С.К. Колодезникова, А.В. Мордовской, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, К.Д. Уткина и др.

Феномен самоорганизации и проблемы его теоретической экспликации обсуждались многими учеными – естествоиспытателями, философами и социологами. Ими исследовались раздичные аспекты самоорганизации систем различной природы и сложности, хотя вопросы самоорганизации впервые были рассмотрены в трудах отечественных ученых: А.А. Андронова, В.Г. Буданова, А.Б. Венгрова, В.А. Галактионова, А.В. Кезина, Ю.Л. Климонович, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, Н.Н. Моисеева, А.П. Назаретяна, И.Пригожина, Я.И. Свирского, С.С. Шевелевой, Ю.В. Шаронина, зарубежных: Н. Винер, Ст. Бир, Г. Паск, Г. Хакен, У.Р. Эшби и др.

Философско-методологический анализ теории самоорганизации наиболее полно представлен в работах В.И. Аршинова, В.А. Галактионова, Т.Л. Калининой, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, К. Майнцера, А.А. Самарского и др. Междисциплинарный характер синергетики обоснован в работах В.Г. Бугданова, Е.А. Горячкиной, Л.Н. Гумилева, Н. Эйгена, С.С. Шевелевой и др. Основой для детального анализа синергетики явились фундаментальные труды П. Гленсдорфа, Д. Каррери, Г. Николис, И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Ханкена и др. Исследования, проведенные этими учеными, способствовали вычленению предметной области теории самоорганизации, основных ее принципов и теоретических схем, экспликации вновь формулируемых идеалов и норм научного исследования.

Общие закономерности социального взаимодействия, его детерминации в процессе становления личности, формирования человека раскрыты в исследованиях философов и социологов А.И. Антонова, В.Г. Афанасьева, С.В. Дармодехина, И.С. Кона, П.А. Сорокина, В.А. Сысенко, А.Г. Харчева и др.

Существенной предпосылкой нашего исследования стали труды по общим вопросам социальной педагогики, выполненные А.И.Акуловым, Б.П. Битинасом, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, М.П. Гурьяновой, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Л.Е. Никитиной, М.М. Плоткиным, В.С. Торохтием и зарубежных специалистов: как Д. Барнз, Г. Бернлер, Б. Герни, Р. Рамзей, Д. Сноу и др.

В целом в различных регионах страны ведется активная опытно-экспериментальная работа, накоплен теоретический и эмпирический материал, однако большинство специалистов-педагогов, раскрывая важные аспекты семейной педагогики, не исследовали семью в аспекте самоорганизующейся социально-педагогической системы, когда семья рассматривалась бы активным субъектом воспитания и образования. Ощущаются раздробленность проблематики семьи и самоорганизации, недостаток целостного осмысления, ограниченность выхода на модельную интерпретацию. В научно-историческом плане проблема самоорганизации семьи исследователями в должной мере не акцентировалась.

В новых экономических, политических и социальных условиях России обострились следующие противоречия:

- между потребностью в интеграции усилий образовательных учреждений и общества для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений и фактической неподготовленностью общества, его институтов к позитивной социализации подрастающих поколений;

- между семьей и образовательными учреждениями, социумом, что выражается в рассогласованности в ценностях воспитания. Негативное влияние на детей и подростков средств массовой информации, зачастую пропагандирующих праздный образ жизни, враждебность по отношению к социуму, жестокость и насилие, наркоманию и проституцию, невыполнение статей Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (ст.14), которая предусматривает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;

- между необходимостью развития личностно-ориентированных социально-педагогических, психологических методов и приемов воспитания и образования, способствующих самоорганизации каждой личности, и дефицитом средств и технологий реализации личностного подхода;

- между объективным воспитательным потенциалом семьи, дошкольного образовательного учреждения, школы, других социальных институтов и его невостребованностью в действующих государственных структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в воспитании.

Разрешение выдвинутых противоречий составило проблему нашего исследования и привело к формулировке темы диссертационной работы: «Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики Саха (Якутия)».

Цель исследования: разработать теоретические основы системы социально-педагогической самоорганизации семьи и определить организационно-педагогические условия их укрепления в якутских семьях.

Объект исследования: семья как активный субъект института воспитания.

Предмет исследования: система социально-педагогической самоорганизации якутских семей.

Гипотеза исследования: разработка теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации семьи, представляющей сущность семейного образа жизни в Республике Саха (Якутия), организационно-педагогических условий их укрепления в современных условиях повысят эффективность семейного воспитания, если:

- определены теоретико-методологические основы семьи как самоорганизующейся социально-педагогической системы, введены в оборот понятия «самоорганизация семьи», «социально-педагогическая самоорганизация», «нравственная самоорганизованность»;

- повышен педагогический потенциал семьи и консолидированы усилия всех заинтересованных институтов воспитания с целью повышения семейной самоорганизации, личностного развития и благополучия всех членов, соблюдения этнопедагогических воззрений Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр», позитивная деятельность в социуме, тем самым достижения типа «стабильная семья»;

- созданы организационно-педагогические условия семейной самоорганизации, где внутрисемейные отношения и уклад семейной жизни функционируют с опорой на трудовые, социальные, культурные и духовные ценности;

- разработана и внедрена в практику концепция возрождения самоорганизации якутских семей на основе этносоциокультурных ценностей народа саха;

- создано научно-методическое сопровождение процесса семейного воспитания (программы, учебные пособия, методические рекомендации для студентов - будущих методистов-организаторов дошкольного образования, учителей, социальных педагогов, социальных работников), чья деятельность в той или иной мере ориентирована на семью;

- разработаны и внедрены в практику основные положения региональной концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия), идейной основой которой является самоорганизация семей;

- определены основные тенденции развития теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Дать научно-методологическое обоснование феномену семьи как самоорганизующейся социально-педагогической системы, уточнить и ввести в научный оборот понятия «самоорганизация семьи», «социально-педагогическая самоорганизация», «нравственная самоорганизованность».

2. Систематизировать типологию семьи в контексте ее социально-педагогической самоорганизации и консолидировать усилия заинтересованных учреждений и организаций на основе возрождения этнопедагогических идей и опыта, учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» в самовоспитании и саморазвитии школьников.

3. Определить организационно-педагогические условия семейной самоорганизации, их сущность, содержание, психолого-педагогические механизмы и особенности семейной самоорганизации в различных типах семей с традиционной опорой на социокультурные, этнопедагогические и духовно-нравственные традиции воспитания народа саха.

4. Проверить адекватность разработанных путей педагогического обеспечения самоорганизации семьи на основе внедрения программы социального партнерства семьи, ДОУ, школы и социума (туэлбэ).

5. Разработать и обосновать концепцию и модель возрождения самоорганизующейся социально-педагогической системы якутской семьи, которыми обеспечивается взаимосвязь самоорганизующейся совместной деятельности детей и взрослых как в семейном социуме, так в других сферах микросреды личности на основе социального партнерства.

6. Создать научно-методическое обеспечение учебного процесса, профессиональной подготовки методистов-организаторов дошкольного образования и социальных педагогов (программы, учебно-методические комплексы, учебные пособия и методические рекомендации по предметам: «Семейное воспитание детей раннего и дошкольного возраста», «Этика и психология семейной жизни», спецкурсов «Семья-институт воспитания», «Педагогическое общение детей в семье», «Основы семейной самоорганизации»);

7. Разработать и внедрить в практику основные положения концепции государственной семейной политики в Республике Саха (Якутия), идейной основой которой выступает социально-педагогическая самоорганизация семьи, и определить основные тенденции развития теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи.

Методологической основой нашего исследования являются: философская теория о единстве сознания и деятельности, развития личности (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Шадриков и др.); законы синергетики и кибернетики о самоорганизации различных социальных систем (А.А. Андронов, В.Г. Буданов, А.Б. Венгров, В.А. Галактионов, А.В. Кезин, Ю.Л. Климонович, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, И.Пригожин, Я.И. Свирский, С.С. Шевелева, Ю.В. Шаронин, зарубежных: Н. Винер, Ст. Бир, Г. Паск, И. Стенгерс, Г. Ханкен, У.Р. Эшби и др.); идеи системного подхода (О.А. Абдулина, П.К. Анохин, В.П. Беспалько, Э.С. Маркарян, Ю.П. Сокольников и др.); современное видение процесса детерминации развития личности с ее собственной активностью (В.Г. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, Г.Г. Силласте и др.); социологические и педагогические теории о социальной роли семьи и ее приоритете в процессе становления личности ребенка (П.Сорокин, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгин и др.); теории развития воспитательных систем и процессов (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, М.А. Ковальчук, М.Н. Таланчук, Н.Е. Щуркова и др.); теория развития личности на основе личностно-ориентированной педагогики (Д.А. Беликов, В.В. Давыдов, Г.Н.Сериков и др.); теория деятельности в развитии субъекта (А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.); идеи природосообразности и культуросообразности воспитания, принцип гуманизма – признания человека высшей социальной ценностью (Б.З. Вульфов, А.И. Иванов, Ю.Г. Круглов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); положения гуманистической теории о развитии личности как процессе реализации потребности в саморазвитии, самовоспитании и самоактуализации (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.Г.Замолоцких, Т.С. Комарова, П.В. Конаныхин, Л.Н. Куликова, А. Маслоу и др.); психологические теории о развитии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.П. Оконешникова, И.П. Чабыев и др.); этнопедагогические постулаты воспитания самоорганизованной личности на основе Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» (Г.Н. Волков, Д.А.Данилов, М.Г. Тайчинов, Л.А. Афанасьев - Тэрис, Б.Н. Попов, И.С. Портнягин. А.Г. Новиков, К.Д. Уткин и др.).

Специфика исследования определила его логику: от прямого наблюдения состояния проблемы на уровне семьи, микросоциума, образовательного учреждения к изучению и анализу соответствующих научно-педагогических источников по вопросам педагогического влияния на школьников социально-педагогической системы семьи, к выявлению связей между организационными формами, средствами педагогического влияния на детей и уровнем семейной самоорганизации, уровнем педагогической культуры родителей.

Источниками исследования проблемы послужили официальные материалы (законы, отчеты, доклады, концепции, программы), труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, личный опыт деятельности соискателя в области обеспечения проведения мероприятий государственной семейной политики в реальной жизни, семейного и общественного воспитания детей и молодежи и проведения психолого-педагогического эксперимента в естественных условиях. В качестве первоисточников нами использовалось богатое устное творчество народа саха (пословицы, поговорки, сказки, легенды, алгыс, песни, загадки, сказания). В работе с позиций отражения идей и опыта народной педагогики были подвергнуты анализу Учение «Айыы» и школа «Кут-сюр», героический эпос якутского народа олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования:

загрузка...