Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)
Автор: Прокопьева Мария Михайловна
самоорганизация в быту и трудовой деятельности, самоорганизация в игровой, учебно-познавательной и культурно-досуговой деятельности, в общении, в природе Социально-педагогические факторы общие (социальные, экономические, политические) образ жизни, жизненный уклад, отношения социальной среды к семье, традиции нации, народности, туэлбэ, семьи частные (социально-педагогические, социально-психологические) уровень педагогической культуры родителей, установки супругов на воспитание, предрасположенность к полу ребенка, микроклимат в семье, педагогический потенциал семьи, ценностные ориентации Формы работы с семьей традиционные: собрания, семинары, конференции, дни открытых дверей, посещения на дому, заполнение паспорта семьи, беседы, тренинги. Организационно-педагогические условия а) физические, т.е. наличие предметов, материалов, объектов и возможностей в любую минуту оперировать с ними, уровень жилищно-бытовых условий, участие супругов во всей совокупности семейно-супружеских отношений; б) социально-эмоциональные, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления (познавательные, практические) не получат отрицательной оценки взрослых, он знает, что он любим и нужен таким, какой он есть со всеми своими достоинствами и недостатками; в) психологические, обеспечивающие детям и взрослым чувство внутренней безопасности и свободы во всех видах деятельности, благоприятная психологическая атмосфера, комфортность; г) интеллектуальные - создание условий для самостоятельной деятельности путем осуществления возможности решения творческих и логических задач в жизнедеятельности; д) культурообразующие – культурный уровень семьи, прочность и стабильность семейной жизни, установка на семейное долгожительство, связи со старшим поколением, родственниками, друзьями, нацеленность на здоровый образ жизни, сопричастность к этнокультурным и социокультурным ценностям, толерантность и открытость к поликультурности среды. Ценности народа саха Язык, Учение «Айыы», школа «Кут-сюр», верование народа, нравы, обычаи, генеология, исконные территории, менталитет, образцы поведения, алгысы-благопожелания, семейные традиции Критерии социально-педагогической самоорганизации семьи Результат: высокий уровень сформированности социально-педагогической самоорганизации САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СЕМЬЯ Как показывают анализ и полученные данные нашего исследования, ущербность даже одного из вышеназванных компонентов и критериев при реализации модели системы семейной самоорганизации влечет за собой нестабильность и конфликтность в семьях, и, следовательно, неблагополучие семей и отдельных членов общества. Как показывает опытная работа, только самоорганизующаяся семья открывает перед каждым человеком возможность для саморазвития, самоопределения и самореализации, проявления духовно-нравственных качеств на основе соблюдения приоритета общечеловеческих ценностей. Самоорганизованная семья есть семья с внутренним упорядочением уклада семейной жизни и с согласованным осуществлением связи: родители - дети, дети - родители. В процессе исследования разработаны рекомендации для повышения уровня семейной самоорганизации, которые мы разделили на два блока: первый блок адресуется родителям, второй – педагогам. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются направления дальнейшей разработки темы. В нашей работе исследована проблема семейной самоорганизации в аспекте рассмотрения возможности ее социально-педагогического обеспечения и механизма развития самоорганизующейся социально-педагогической системы якутской семьи, что позволило в основном подтвердить выдвинутую нами гипотезу и сделать ряд общих выводов: 1. Самоорганизующаяся социально-педагогическая система семьи есть особый предмет изучения, характеризующийся закрытостью, автономностью и наличием других объективных причин. Проведение данного исследования было трудным, но мы считаем, что поставленные задачи решены. Полученные результаты вносят определенный вклад в разработку теоретических проблем современного воспитания, связанный с разработкой мониторинга эффективности воспитательной деятельности в области семейного воспитания в условиях Крайнего Севера. 2. Настоящее исследование позволило связать феномен самоорганизации с проблемой семьи, причем рассмотреть эту проблему с позиции личностно-деятельностного подхода к ее решению. Правильность взгляда на семью как на самоорганизующуюся систему определяет верностью того положения, что сущностью семейного воспитания является создание в семье условий для самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности посредством внедрения в практику семейного воспитания народных этнокультурных традиций. Взаимодействие, взаимосвязь между элементами данной системы выступают механизмом актов ее самодвижения и саморазвития, что дает возможность по-новому взглянуть на процессы развития в окружающем нас мире, представить мир как самоорганизующийся универсум, в котором разнообразие и усложнение обусловлены именно процессами самоорганизации его систем, в том числе семьи как самоорганизующейся ячейки общества. 3. Проведенное исследование подтвердило, что семейная самоорганизация способствует расширению, улучшению воспитательных возможностей семьи, если проводится систематическая дифференцированная работа с семьями с различным уровнем самоорганизации. Воспитательная система семьи – это система социальная, обусловленная общественной потребностью в создании условий для развития у человека индивидуальности, способности жить и работать в социуме, осваивать и выполнять необходимые социальные роли, преобразовывать природную и социальную действительность на пользу себе, окружающим людям и обществу в целом. 4. Обоснованная и проверенная в ходе исследования концепция и модель возрождения системы социально-педагогической самоорганизации семьи, представленная в качестве ориентировочной основы, реалистична. В модели определены условия, при которых внешние социально-педагогические воздействия на процесс самоорганизации семьи переходят во внутренний план, ведут к позитивным изменениям - созданию самоорганизующейся системы воспитания, способствуют активному самовоспитанию и самоорганизации детей. Разработанные теоретические основы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи дополняют теоретическую концептуализацию и технологическую проработку проблем адаптивного управления воспитательным процессом при сохранении традиций и внесении инноваций в домашнее воспитание. Сказанное актуально и для решения проблем педагогического моделирования. Выявлена актуальность обращения к самопроцессам как к уникальному процессу, обеспечивающему успех в условиях быстроменяющейся реальности в условиях глобализации, поликультурного и патриотического, светского и религиозного аспектов воспитания, когда становится очевидным, что человеку все более нужны такие качества, как автономность, мобильность и организованность в условиях рыночных отношений. Целенаправленная систематическая деятельность педагогов в значительной степени помогает улучшению самоорганизации семьи. 5. Исследование позволило сделать выводы, определяющие механизмы оптимизации уровня самоорганизации семьи как организационно-педагогического условия воспитания детей, нацеленные на укрепление присущих семье сильных сторон. В современной Якутии свойственна ситуация поликультурного пространства, которая образует многофакторую среду развития своих членов. Сегодня, как результат возрождения традиций, в школах появились уроки «Юрюнг Уолан» и «Кыыс Куо», на которых ребята постигают азы мастерства не только в физическом отношении, но и готовятся к будущей роли главы семейства и хранительницы семейного очага. Воспитание решает задачи формирования самоорганизации воли и тесно связано с саморегуляцией, самоактуализацией, самовоспитанием личности. 6. Разработано методическое сопровождение работы с родителями, основанной на социальном партнерстве всех институтов воспитания. Принципиально новым и необходимым является создание правовых, экономических и морально-психологических условий для развития и поощрения сплоченной, полноценной самоорганизованной семьи. Исследование не претендует на исчерпывающее решение усложняющихся проблем домашнего воспитания детей, однако, его результаты могут быть положены в основу дальнейшего рассмотрения проблем и может быть продолжено по следующим направлениям: - научно-теоретическому, предполагающему выявление механизмов развития самоорганизующейся социально-педагогической системы семьи с точки зрения ее обусловленности внутренними качествами субъектов (роль отца, матери, других членов) данной системы, то есть, психологизации исследований данного профиля; разработку прикладных, методических аспектов управления процессом самоорганизации и развитием воспитательной системы семьи; изучение синергетических процессов через рассмотрение организационной культуры как главного неравновесного, флуктуирующего элемента такой социальной системы, как семья; - научно-организационному, предполагающему углубление междисциплинарных связей при интегрировании исследований экологических, юридических и управленческих проблем социальной работы школы с семьей, количественной и качественной многоступенчатой подготовки педагогических кадров, изучение самоорганизующегося развития воспитательных систем большего (регионального) и меньшего (самоорганизующаяся воспитательная система семьи) уровней. - практико-методическому, предполагающему создание сети семинаров, авторских курсов для педагогов научно-практической направленности как для республики Саха (Якутия), так и для других регионов, расширение сети экспериментальных площадок в городской и сельской местности по отработке вопросов социально-педагогической работы школы с семьей. Эти и другие исследования будут способствовать дальнейшей теоретической разработке и практическому решению проблем семейной самоорганизации как эффективного условия воспитания детей. Таким образом, одной из задач, стоящих перед педагогами, является разработка эффективности семейного воспитания через улучшение социально-педагогической самоорганизации семьи, так как это служит залогом стабильности и укрепления семьи как основного института воспитания. Основные научные положения, выводы и рекомендации изложены в следующих публикациях: I. Публикации в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ 1. Прокопьева, М.М. Семья как самоорганизующаяся система воспитания /М.М.Прокопьева //Наука и образование. - Якутск: 1998. – С.95-98. 0,3 п.л. 2.Прокопьева, М.М. Обучающие программы по семейной педагогике как фактор совершенствования образовательного процесса /М.М.Прокопьева //Информатика и образование. - М. - 1999. С.45-48. 0, 3 п.л. 3. Прокопьева, М.М. Педагогические кроссворды. /М.М.Прокопьева. - М. Центр информатизации образ «Коммуникант». Инструментальная система «Сценарий» – W – 25, mb. 1 СD-R. – Якутск: Изд-во. ЯГУ. 2002. Зарегистрировано в депозитарии электронных изд. ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 1601-2, государственный № 0320200498. 4.Прокопьева, М.М. Синергетико-педагогический подход к изучению самоорганизации семьи. /М.М.Прокопьева //Наука и образование. - Якутск: 2005. № 4, - С. 95-98. 0,3 п.л. 5. Прокопьева, М.М. Социально-педагогическая самоорганизация якутской семьи /М.М.Прокопьева //Педагогика. - М.: 2007. № 6, 0,5 п.л. 6. Прокопьева, М.М. Этнопедагогические традиции воспитания детей саха /М.М.Прокопьева //Вестник УРАО. - М.: 2007. 0,7 п.л. |