Delist.ru

Система социально-педагогической самоорганизации семьи ( на материале Республики Саха ( Якутия)) (30.08.2007)

Автор: Прокопьева Мария Михайловна

ПРОКОПЬЕВА Мария Михайловна

Система социально-педагогической самоорганизации семьи

(на материале Республики еизированы следующие Саха (Якутия)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая Академия»

Научный консультант:

доктор педагогических наук,

профессор, член-корр. РАО

Данилов Дмитрий Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук,

профессор Новиков Анатолий

Георгиевич

доктор педагогических наук,

профессор Сокольникова Элла

Ивановна

доктор психологических наук,

профессор Шабельников

Виталий Константинович

Ведущее учреждение ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания»

Защита диссертации состоится « » _________ 2007 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГГУ им. М.А. Шолохова.

Автореферат разослан «___»____________2007 года

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Дармодехина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Проблемное поле современной отечественной педагогической науки определяется принципиальными изменениями, которые произошли в человеческом обществе вообще, в российском обществе в частности. Эти изменения качественно преобразили все стороны человеческой жизни – демографическую, социальную, экономическую, педагогическую, психологическую, - обусловив новую культурно-историческую, этносоциальную ситуацию нашего бытия.

С давних времен во всех человеческих сообществах семья относится к разряду высших ценностей, так как семья – важнейшее и основополагающее звено общества и государства. На любом этапе исторического развития государства именно состояние семьи, уровень ее самоорганизации, обеспечивающей стабильность общества, во многом определяет благополучие или неблагополучие отдельных его членов в этносоциуме.

Развитие человеческой цивилизации происходит успешно, если она опирается на такие главные и непреходящие ценности, как труд, семью и духовную культуру, так как семья – творец, важнейший источник социального и экономического развития общества. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым. Сказанное присуще семье прочной, благополучной, имеющей здоровый морально-психологический климат, достаточный уровень общей и психолого-педагогической культуры.

Во всеобщей Декларации прав человека (1984 г.) констатируется тот факт, что «материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь». Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. Приоритетность прав семьи нашла отражение в тексте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации (1993 г.), а также Конституции Республики Саха (Якутия), где, в частности, говорится: «Воспитание в семье имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры. Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей, готовить их к общественно полезному труду, растить их достойными членами общества» (ст. 38; 11; 34). Эти правовые акты, имеющие фундаментальное значение для развития, кодификации и гармонизации правовых суверенных пространств личности, семьи, общества, являются системообразующими документами и от педагогов требуют определения конкретных направлений работы в помощь семейному воспитанию, поскольку в семье в один узел сходятся все государственные и личные проблемы.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2006) Президент России В.В. Путин подчеркнул: «для нас самое главное, это - семья, ее жизнедеятельность», акцентировал необходимость восстановления ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу, создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, принятия эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

На всем протяжении истории якутского народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, игры, духовно-нравственные ценности являлись основой для многомерного процесса самоорганизации личности человека. Семья, являясь первичным институтом социализации растущего человека, прилагает усилия для решения насущных социально-педагогических проблем, передает из поколения в поколение этносоциокультурные ценности и традиции самоорганизации семей. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, обеспечивает преемственность культуры. Семья служит для людей первым источником социальных идеалов поведения. Роль современной якутской семьи заключается в возрождении выстраданных морально-этических и духовных ценностей. Эти ценности сегодня приобретают новое звучание в мыслях и делах народа, вступившего в новую полосу своего развития, выдвинувшего перед собой задачу национального возрождения и твердо уверенного в своем завтрашнем дне. Поэтому речь идет о месте и роли якутской семьи в новых исторических условиях становления отношений между людьми, между личностью и государством.

Для якутов женщина-мать – душа, хранительница, честь и совесть домашнего очага. Она – начало жизни, надежда и любовь. Мужчина-отец – мощь и стержень семьи, создатель прочности, благосостояния семьи. Он прививает детям уважение к матери, старшим, слабым. Благополучие и счастье семьи определяется мужчиной-отцом. Ребенок – новая область силы родителей, он вестник предков. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание ребенка. Первая школа воспитания для него – взаимоотношения между отцом и матерью. В воспитании ребенка основной акцент уделяется самоорганизации воли и духа, работе над собой.

Для педагогов актуальной социальной психолого-педагогической проблемой становится предупреждение и коррекция семейной дезорганизации, которая связана со следующими факторами. Сегодня переход к рыночной экономике и построение нового общества значительно изменили условия жизни населения. Произошла дифференциация доходов семьи, наблюдается ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социальной напряженности, духовно-нравственный кризис среди молодежи, утрата семейных традиций, дезорганизация семьи и т. д., что в целом ослабляет самоорганизацию как отдельной личности, так и семьи.

Таким образом, отрицательные тенденции общественного развития становятся, к сожалению, все более устойчивыми и оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Разрозненность и противоречивость влияний на личность различных факторов структур социума, различного рода государственных и общественных организаций снижает эффективность позитивных воспитательных влияний семьи.

В этих условиях особую значимость приобретает повышение уровня самоорганизации семьи. Как показал анализ, существующие программы, педагогические и методические рекомендации предназначаются, как правило, некой «абстрактной» семье: при этом не принимаются во внимание особенности самоорганизации в различных типах семей, направленные на возрождение преемственности семейно-родовых традиций; не всегда учитываются особенности воспитания детей в семьях с различным уровнем развития процесса самоорганизации на основе постулатов Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр»; не используются возможности конкретной семьи при воспитании детей средствами материнского языка, народного творчества, фольклора, обрядов и обычаев, олонхо и игр, направленные на формирование у детей их самосознания, умения продолжать, развивать самобытную культуру своей семьи, рода и народа. Сегодня ощущается потребность в разработке методических рекомендаций для родителей и педагогов с учетом этносоциокультурных ценностей воспитания, развивающие этнокультурную самобытность якутской семьи как одного из уникальных субъектов человеческой цивилизации.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13