Delist.ru

Методология обеспечения конкурентоспособности системы управления сетевой предпринимательской структуры на основе целевой рекламы (30.08.2007)

Автор: Потолокова Мария Олеговна

Методологической основой исследования послужили принципы диалектического метода познания, позволяющие выявить закономерности и противоречия, логику развития экономических систем. В рамках этого метода были использованы следующие приемы: сравнительный анализ, изучение динамических рядов, графический анализ, ранжирование. В процессе исследования широко применялись общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, аналогия, единство абстрактного и конкретного, исторического и логического. Также были использованы методы научного моделирования и мониторинговых оценок коммерческо-социальной активности, изучение и обобщение экономико-статистических показателей, методы анкетного опроса, интервьюирования, экспертных оценок.

Практическая значимость исследования. Применение рекомендаций диссертационного исследования позволит сетевым предпринимательским структурам использовать коммуникационные рекламные инструменты для целенаправленного повышения эффективности управления или роста конкурентоспособности, что особенно важно в современных условиях

Структура и логика диссертационной работы определена исходя из предмета исследования и построена в соответствии с целью и содержанием исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Разработанные автором принципы и методы управления сетевыми предпринимательскими структурами на основе целевой рекламной деятельности прошли практическую апробацию и были внедрены на ряде предпринимательских структур Санкт-Петербурга:

вопросы обоснования необходимости применения сетевой формы предпринимательства апробированы в ООО «Прогресс-18» и ООО «Прогресс-79», сети салонов маникюра ИП Гутовская М.С., Агентстве Таврическое ООО «Росгостраха Северо-Запад»;

принципы использования маркетингоориентированного подхода к управлению и организации коммуникационной деятельности применяются в ООО «АйФри», ООО «Максима»;

механизм организации коммуникационной деятельности на базе использования целевой рекламы нашел свое применение в работе ООО «Системсервис» члена международной ассоциации «Системсервис», ООО «Автомедиа» издателя журналов «Тюнинг», «Иномарка».

Публикации. Основные положения диссертации изложены в трех монографиях, 4 учебных пособиях, 7 статьях, опубликованных в рекомендованных ВАК изданиях и 40 научных статьях и тезисов докладов общим объемом 42,29 п.л.

Основное содержание диссертации

В настоящее время отечественны малый и средний бизнес не может выдержать агрессивную конкуренцию со стороны крупных предприятий. Очень острая проблема конкуренции приводит к формированию различных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

Кроме того, образовавшаяся вследствие развития рынка жесткая конкурентная среда вынуждает компании вести за клиента борьбу не только ценовую, но и сервисную. Ведь клиент, встав перед выбором, какой продукт приобрести из ряда сходных продуктов, отдает предпочтение тому, который лучше в информационном и сбытовом видах до него доводится.

Ориентация деятельности предпринимательских структур на своего потребителя формирование маркетингоориентированного подхода в управлении становится сегодня жизненно необходимой для всех рыночных субъектов: особое значение приобретает комплексность и своевременность предоставления услуг, а также постоянство контактов с клиентом в целях укрепления его лояльности. Переориентация же на нужды клиента требует от компании дополнительных усилий, высвободить которые становится важной задачей.

Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стало создание сетевых организаций - практика, помогающая компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения риска.

В данном случае сетевая организация представляет собой сотрудничество между n-м количеством независимых субъектов, число которых ограничено количеством функций, которые используются на предприятии.

Можно выделить три основные группы сетевых структур.

В широком смысле под сетевыми структурами можно рассматривать всю совокупность фирм, осуществляющих сотрудничество на основе заключенных контрактов, и имеющих хотя бы одну взаимосвязанную цель.

Во вторую группу следует отнести различные варианты межфирменных объединений: холдинги, финансово-промышленные группы, концерны и т.д.

К третьей группе сетевых структур относятся фирмы, реализующие сетевые принципы при организации взаимодействия своих внутренних элементов.

В табл.1 представлена классификация сетевых структур.

Таблица. 1

Классификация сетевых структур

Фактор классификации Типы систем

По открытости Сетевые структуры со свободным коммуникационным общением

Делокализованные сети

По степени централизации Централизованные

Децентрализованные

По уровню функциональных элементов в процессе товародвижения Горизонтальные

Вертикальные

Сложные

По размерам, входящих в сеть элементам Сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера

Сеть (совокупность) фирм, близких по размерам, юридически самостоятельных и поддерживающих устойчивость друг друга.

Динамичный рост розничного товарооборота в России, вызванный увеличением доходов населения, притоком в страну экспортной валютной выручки и развитием потребительского кредитования, обусловил усиление влияния торгующих организаций (в первую очередь розничных сетей) на макроэкономические процессы: величину инфляции, развитие отраслей российской промышленности, производящих потребительские товары, и структуру расходов населения. Розничные торговые сети в настоящее время активно развиваются, и оборот наиболее крупных из них превосходит большинство компаний производителей потребительских товаров. При этом рыночная власть торговых сетей неуклонно возрастает, а их требования к поставщикам становятся все более жесткими.

В 2006 г. все российские сети и особенно сектор быстрооборачиваемых продуктов показали стабильный рост. Это один из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики. Всего, по нашим оценкам, в России осуществляют деятельность более 150 торговых сетей (рис.1)

Данные тенденции не остались незамеченными как для российских, так и для западных аналитических, инвестиционных и торговых компаний. Так, по данным консалтинговой компании A.T. Kearney, в 2006 г. Россия занимает второе место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей (табл. 2).

Рис. 1. Рост доли торговых сетей 2000–2005 гг.

Глобальный индекс развития розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI) основан на статистических интервью с ведущими отраслевыми экспертами и богатом опыте работы A.T. Kearney с розничными компаниями, успешно работающими на рынках разных стран.

Такое высокое место Россия сумела занять по результатам своего экономического развития. Как отмечается в обзоре A.T. Kearney, за последние несколько лет Россия добилась существенного прогресса в развитии и реформировании экономики. Прежде всего, необходимо отметить снижение инфляции, увеличение ВВП и рост благосостояния населения. Также A.T. Kearney отмечает, что Россия является значительной страной по численности населения с быстро растущим рынком потребления.

Следует подчеркнуть, что в 2005 г. Россия также занимала второе место в рейтинге (табл.2). За несколько лет (РФ учитывается в рейтинге с 2002 г.) она ни разу не покидала пятерку самых перспективных стран.

Эксперты прогнозируют усиление позиций на российском рынке международных торговых сетей, уже присутствующих в России, и выход новых зарубежных игроков. Основными предпосылками к этому являются:

• опережающий рост ВВП рост розничного товарооборота и реальных до ходов населения;

загрузка...