Delist.ru

Развитие экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью (30.08.2007)

Автор: Мазур Наталья Зиновьевна

Весьма тесная связь Заметная связь

Рис. 5 Корреляционные связи между основными показателями 1-ой группе регионов

Проведенный анализ позволил показать существование взаимозависимости разного уровня между инфраструктурными показателями, социально-в рамках регионов различных групп. На этой базе предложены рекомендации по реализации государственной региональной политики для инновационного развития региональной экономики, адекватного современным способам организации хозяйственной деятельности.

В зависимости от уровня развития региона предложено применение двух методологических подходов – синергетического и кибернетического управления ИС. Синергетический применим в основном у первой группы регионов с достаточно высоким уровнем развития, когда имеющиеся производственные мощности задействованы полностью и дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда и общей эффективности производства за счет использования организационных инноваций и новых технологий. Важное значение при этом приобретает создание развитой инфраструктурной сети, обеспечивающей саморазвитие каждого элемента региональной системы и синергетического роста самой системы. Второй – кибернетический подход приемлем в условиях неполного использования регионом своих экономических ресурсов. То есть государственные власти «дотягивают» эти регионы до более развитых, в том числе и через бюджетные инвестиции, запустить производство на базе ОИС, повысить доходы и платежеспособность населения, увеличить валовой региональный продукт.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне определяется интеграцией государственной и региональной политики в области интеллектуальной собственности. Составными частями инновационной экономики являются: ИС как объект управления в инновационных системах, патентно-инновационная активность субъектов рынка ИС, их инфраструктурное обеспечение, организационно-правовые аспекты регулирования ИС, модели и механизмы управления ИС, деятельность опорных организаций ФИПС.

На основе решения поставленных в диссертационном исследовании научных задач сформулированы следующие выводы и предложения:

1. Выявлены и сформулированы концептуальные подходы к формированию инновационных систем как основы развития инновационной экономики и систем управления инновациями и интеллектуальной собственностью. Институциональной базой развития инновационной экономики является национальная инновационная система, рассматриваемая не только в горизонтальном разрезе – как взаимосвязанная совокупность элементов, но и в вертикальном - как единый комплекс инновационных систем различных уровней, интегрированных друг в друга. При этом региональные инновационные системы рассматриваются как системообразующий элемент в национальной инновационной системе.

2. Предложено расширенное понимание инновационной сферы как пространственно-временной характеристики инновационной системы, которое позволяет на базе выделения особенностей отношений и прав собственности выявить факторы, способствующие и препятствующие ее формированию, в частности, степень технологичности производства, ресурсный потенциал предприятий, форма собственности, концентрация производства и конкуренция, наличие собственных денежных средств и уровень финансовой поддержки со стороны государства, стоимость нововведений, уровень развития рынка технологий, а также качество законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, развитие инновационной инфраструктуры и т.д.

3. В качестве особенности ИС как объекта управления подчеркивается его многоуровневость (двухуровневость). При этом первый уровень объектов управления представлен в виде экономических субъектов рынка, занятых в процессах создания, защиты и коммерциализации ОИС, а второй – регулируемые вышеназванные процессы.

4. Предложено рассматривать инновационный потенциал региона, в результате использования которого появляются объекты интеллектуальной собственности как результаты инновационной деятельности, как одно из условий для создания рынка ИС как на государственном, так и на региональном уровнях.

5. Анализ современного состояния и тенденций развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности в Самарской области показал, что при положительной динамике патентной активности субъектов рынка ИС, сам рынок ИС находится на начальной стадии его формировании, когда на стороне спроса являются товарные знаки и программы для ЭВМ, а на стороне предложения изобретения и полезные модели. Анализ также показал, что стабильные затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с технологическими инновациями, сопровождаются снижением затрат на приобретение технологий и увеличением количества использованных на предприятиях объектов патентного права. Рынок инноваций представлен в основном поступающими от производителей инновационными продуктами и услугами, а также машинами и оборудованием, связанными с технологическими инновациями, потребителями которых являются предприятия.

6. Обобщение основных направлений государственной политики в области интеллектуальной собственности в виде комплекс целей и методов воздействия государственных структур, связанных с регулированием их взаимоотношений в области создания и коммерциализации ИС, на предприятия и физические лица, позволило определить пути, механизмы и границы, которые регион может использовать на основе нормативно-правовой базы для своего экономического развития.

7. Предложенный в диссертации патентно-информационный подход позволяет проводить отбор оптимальных технических решений для их поддержки прямым или косвенным стимулированием. Такой подход основывается на данных изобретательской статистики. Его можно использовать не только при формировании приоритетных направлений, но и преимущественно для обоснования их выбора и анализа уже сложившейся в регионе ситуации в области научно-технического и социально-экономического развития. Отбор оптимальных технических решений в области объектов интеллектуальной собственности для их поддержки прямым или косвенным стимулированием проводится на основе анализа за ряд лет уровней патентно-информационной активности как отечественных, так и зарубежных заявителей по приоритетным направлениям науки и техники, результатов продажи патентов, лицензий, технологической документации, платежей по договорам.

Реализацию государственно-частного партнерства по созданию, развитию и введению в хозяйственный оборот ОИС, предлагается автором, осуществлять разнообразными способами: посредством создания предприятий (ФГУП, ГУП, МУП) для реализации соответствующего направлений деятельности, полностью финансируемой из расходной части бюджета; объявления конкурса на получение муниципального заказа на создание или приобретение за счет средств бюджета таких объектов ИС, которые смогут решить проблемы, выдвигаемые субъектом; создания акционерного общества на основе интеллектуальной собственности в уставном капитале при долевом участии города или региона.

8. На базе определения понятийного аппарата инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности и методологических подходов к его формированию предложена классификация элементов инфраструктуры, обоснованием которой являются виды обслуживания, на которые направлена их деятельность (информационный, образовательный, технологический и финансовый).

9. Предложено определение сущности инфраструктурного обеспечения субъектов рынка в сфере ОИС как комплекса взаимосвязанных институтов права, финансово-экономических, научно-технических и образовательных институтов, а также государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС. Комплекс инфраструктурного обеспечения ОИС должен соответствовать международным организационно-правовым нормам, и реализовываться на базе информационных и телекоммуникационных технологий.

10. Проведенный автором анализ международного опыта в области управления ИС, подтвердил значимость интеллектуальной собственности, как одного из важнейших факторов национального богатства, и необходимость его эффективной защиты всеми доступными средствами на государственном уровне, а также подтвердил эффективность использование принципа распределительной патентной службы в ведущих странах с развитой инновационной экономикой.

11. Предложена концепция управления ИС на региональном уровне, основанная на многоуровневом и многоэтапном подходе и представленная в виде системы, построенной на сочетании подходов самоорганизации субъектов рынка ИС и их государственного регулирования, единства их правовой защиты со стороны государства и коммерциализации со стороны рынка. При этом государственное воздействие на субъекты рынка ИС осуществляется путем делегирования ряда полномочий и придания определенного статуса Роспатентом опорным организациям ФИПС, которые ранее выступали как связующее звено среди инфраструктурных элементов создания и коммерциализации ИС, а теперь выступают как некие лидеры системы, одновременно являющиеся аттракторами.

12. Раскрытие роли опорных организаций ФИПС как аттрактора в системе управления ИС в регионе, позволило определить основные направления сотрудничества опорных организаций с элементами системы управления ИС, в том числе ФИПС, элементами инфраструктуры и создателями ИС. Задачами такого взаимодействия определены: оценка состояния информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС на региональном уровне; повышение эффективности использования информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС; повышение уровня грамотности населения, руководителей, специалистов предприятий, становление и развитие инновационной культуры в регионе; создание прозрачных и стабильных правил осуществления правовой и экономической деятельности, стимулирующих развитие в области интеллектуальной собственности на региональном уровне.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

I. Монографии:

1. Мазур Н.З., Мазур З.Ф., Дегтярева Н.М. Управление интеллектуальной собственностью на малых инновационных предприятиях. -Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2004 .- 7 п.л., в т.ч. авторских – 5 п.л..

2. Мазур Н.З. Шепелев В.М., Фионин В.И. Инновационная сфера: проблемы собственности и предпринимательства. -Самарский государственный технический университет М., 2004 г.- 9 п.л., в т.ч. авторских – 3 п.л.

3. Мазур Н.З., Мазур З.Ф., Цапенко А.М.Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность.- ИНИЦ Роспатента, Москва, 2005.- 5,6 п.л., в том числе авторских -2 п.л.

4. Мазур Н.З. Инновационная экономика: инновационные системы. Интеллектуальная собственность. Условия развития.- Типография АНО «Издательство СНЦ РАН», г. Самара, 2006. - 7,1 п.л.

5. Мазур Н.З. Механизмы управления интеллектуальной собственностью (региональный аспект инновационной экономики). - Типография АНО «Издательство СНЦ РАН», г. Самара, 2007.- 15 п.л.

. - ИНИЦ Роспатента, Москва, 2007г.- 7,5 п.л.

П. Статьи в журналах, опубликованные в реферируемых научных журналах (список ВАК):

7. Мазур Н.З., Левина М.П. Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне. //Инновации, 2005, № 7.- 0,8 п.л., в т.ч. авторских – 0,4 п.л.

8. Мазур Н.З. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне: подходы, условия, элементы. //Известия Самарского научного центра РАН. Спец. Выпуск «Экономика и управление регионами», 2006. - 0,5 п.л.

9. Мазур Н.З., Левина М.П. Организационные механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне // Инновации, 2006, № 6.- 0,7 п.л., в т.ч. авторских – 0,4 п.л.

10. Мазур Н.З. Образовательная составляющая инновационной инфраструктуры региона (на примере Самарской области).// Известия Самарского научного центра РАН. Спец. Выпуск «Наука – промышленности и сервису». Выпуск 3. Т.1. Самара, 2006 .- 0,52 п.л.

11. Мазур Н.З. Опорные организации Федерального института промышленной собственности как новейший элемент инновационной инфраструктуры.// Известия Самарского научного центра РАН. Спец. Выпуск «Наука – промышленности и сервису». Выпуск 3. Т.1. Самара, 2006.- 0,6 п.л.

12. Мазур Н.З. Проблемы функционирования механизма создания и развития региональной инновационной инфраструктуры. //Регионология, 2006, № 4.- 0,3 п.л.

13. Мазур Н.З. Экономико-правовые аспекты использования программных продуктов на рынке образовательных услуг./ Информатика и образование, 2006 г., № 10.- 0,25 п.л.

14. Мазур Н.З. Товарные знаки – формализм эксперта или мастерство патентного поверенного.//Интеллектуальная собственность, 2007, № 5., -0, 44 п.л.

Ш. Статьи в сборниках, журналах и другие публикации:

16. Мазур Н.З. Механизм управления интеллектуальной собственностью как организационно-экономическая проблема. /Сборник молодых ученых ПТИС. Под редакцией д.т.н., профессора Абрамова Г.Н. –Тольятти. Поволжский технологический институт сервиса, 2000.- 0,3 п.л.

17. Мазур Н.З. Интеллектуальная собственность и социально-образовательная среда: проблемы ее формирования./ Педагогический процесс как культурная деятельность: Сборник трудов 3-й Международной научно-практической конференции 4-8 декабря 2000 года. - Самара, 2000.- 0,3 п.л.

загрузка...