Delist.ru

Развитие экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью (30.08.2007)

Автор: Мазур Наталья Зиновьевна

- ИС необходимо рассматривать как экономико-правовую категорию, применяя к ней преимущественно экономико-правовые методы управления;

- целью правового регулирования ИС является обеспечение субъекта рынка охраны прав и защиты интересов в процессе создания и использования результатов интеллектуального труда, а целью экономического регулирования является получение монопольной прибыли, достижение устойчивого положения на конкурентном рынке, возможности влиять на рыночную конъюнктуру;

- управление ИС должно осуществляться на каждом этапе ее жизненного цикла, при этом управлению подвергаются как сами процессы, соответствующие каждой из стадий, так и организационные структуры, обеспечивающие их реализацию.

Рис. 1. Жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности

Таким образом, масштабы и содержание оборота ИС рассматриваются как один из важнейших критериев достижения инновационной системой страны или региона определенной степени зрелости, перехода к следующей стадии развития. С другой стороны, институт ИС приобретает функции инструмента саморегуляции инновационных систем, поддержания их устойчивости по отношению к деструктивным воздействиям.

Во второй главе «Современное состояние и тенденции развития рынка интеллектуальной собственности» проводится анализ инновационной активности населения и предприятий на федеральном и региональном уровне, выделяются отличительные черты формирования рынка ИС с учетом требований мирового сообщества в преддверии вступления в ВТО. В рамках исследования инновационного потенциала региональной экономики рассматривается последовательность исторического типа экономического развития регионов, где особое место занимает инновационный тип, переход к которому предполагает широкомасштабное освоение и диффузию базисных технологических инноваций в сочетании с экономическими и институционально-правовыми условиями, тесное взаимодействие технических возможностей и общественных потребностей, при этом не каждый регион способен сделать качественно новый скачок экономического развития.

В качестве условий для такого перехода определяются: отчетливо выраженная функция науки, высокая фундаментальность прикладных технологических нововведений, соответствие научного потенциала уровню технологических требований, гибкость организационно-экономических форм, ресурсно-финансовой среды и высокая инновационной готовность, а также создание новых механизмов воздействия различных структур, где особую роль играют процессы самоорганизации.

В диссертации показано как соотносятся понятия инновационной сферы и инновационного потенциала - понятия, характеризующего внутреннюю возможность самой инновационной сферы региона осуществлять целенаправленную деятельность по привлечению конкретных хозяйственных ресурсов, их рациональной переработке для формирования инновационного продукта.

В работе исследуются экономическая, ресурсная, результативная и др. составляющие этого понятия, выделяются причины недоиспользования инновационного потенциала. На базе теоретических исследований проводится анализ инновационного потенциала Самарской области. Исследование характеристик инновационного потенциала на уровне региона, показало, что в результате его использования на выходе появляются объекты интеллектуальной собственности как результаты инновационной деятельности и именно он является одним из условий для создания рынка ИС как на государственном, так и на региональном уровнях.

Современное состояние и тенденции развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности в Самарской области были определены на базе статистических данных Роспатента, Госкомстата, Самарского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Исследование показало, что существует проблема его оценки, как в регионе, так и в РФ. Анализ состояния и тенденций развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности в Самарской области показал, что по патентной активности Приволжский округ является вторым округом в РФ, и что одним из лидеров в округе является Самарская область. В области около 40 % разработчиков – это предпринимательский сектор, но только 6% разработок направлены на получение новой конкурентоспособной продукции. Доля Самарской области по объему инновационной продукции составляет в РФ 16%, а в ПФО почти 47%.

Анализ патентной активности проводился по следующим показателям: количество заявок, поданных на ОПС; число авторов, подавших заявки на изобретения, полезные модели; использовано на предприятиях ОПС; экономический эффект от использования ОПС; выплаченная сумма авторского вознаграждения. Исследование выданных патентных документов заявителям Самарской области, проведенный автором на базе патентно-технической библиотеки г. Самара, показал, что распределение интересов заявителей на протяжении 2002-2006 года сохраняют одну и туже тенденцию, а именно наибольшее количество заявок подается по разделу В Международной патентной классификации (МПК), следующее место занимает раздел F , приблизительно равнозначны разделы G и C, около 10 % охранных документов выдается по разделам E, H, A. Активность предприятий на товарных рынках и в сфере предпринимательской деятельности характеризуется подачей заявок на товарные знаки и знаки обслуживания. Последние 4 года Самарская область по количеству поданных заявок на товарные знаки занимала 2 место в Приволжском регионе и 6 место в РФ. Программы для ЭВМ и базы данных являются теми уникальными объектами авторского права, использование которых стало неотъемлемой частью производственных процессов развитых предприятий. В Самарской области существует явная тенденция роста заявок на регистрацию программного обеспечения, что подтверждает коммерческую значимость разрабатываемых информационных систем и стремление правообладателей защитить свои разработки перед выходом на рынок.

В диссертации рассматриваются формы передачи инноваций и интеллектуальной собственности. Рынок ОИС является открытым, так как законодательством не предусмотрено никаких ограничений для тех лиц и организаций, которые подали заявку на объект, признанный патентоспособным при экспертизе, и оплатили необходимые пошлины или тарифы.

Рынок ИС характеризуется, прежде всего, количеством договоров уступки и лицензионных договоров. Что касается участников заключенных соглашений, то в большинстве своем они входят в перечень инновационно-активных промышленных предприятий региона. Несмотря на растущее количество заявок, поданных на объекты промышленной собственности (ОПС), количество созданных передовых технологий, объем продукции, созданной на их базе, и объем инновационных услуг сокращается. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: стабильные затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, сопровождаются снижением затрат на приобретение технологий и увеличением количества использованных на предприятиях объектов патентного права, что может подтвердить их использование только в собственном производственном процессе. Рынок инноваций представлен в основном поступающими от производителей инновационными продуктами и услугами, а также машинами и оборудованием, связанными с технологическими инновациями, потребителями которых являются предприятия. Несмотря на положительные тенденции в развитии рынка ИС в Самарской области и достаточно высокий инновационный потенциал региона, порядок использования этих прав в хозяйственной и, в частности, в производственной и коммерческой деятельности регулируется рядом нормативных, международных и государственных правовых актов.

????????????±? государственной политики, задачи, инструменты ее реализации.

Исследование законодательной базы в области ИС позволило сделать следующие выводы: большинство нормативных актов носит декларативный характер; отсутствуют нормативные акты на стадии создания и стадии использования ОИС для собственных нужд предприятия, что отрицательно сказывается на росте инновационно активных предприятий. Тенденции роста таких предприятий могут поддерживаться только за счет ориентации их продукции на внешний рынок. Данное исследование позволило определить функции и подведомственные организации органов исполнительной власти, вовлеченных в сферу управления интеллектуальной собственностью, а также осуществить распределение нормативных актов, регулирующих стадии жизненного цикла ОИС.

Создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, обеспечивающих ускоренное продвижение инноваций в экономику и социальную сферу, находится в компетенции региона и муниципалитета, и полностью зависит от того, по какому пути развития он идет и уровня формирования региональной инновационной системы. Анализ реализации государственной региональной политики в субъекте РФ (Самарской области) в области инновационной деятельности, позволил определить основные направления деятельности органов региональной власти в отношении ИС: создание законодательной базы управления ИС в регионе; формирование структур по управлению ИС и их функций; организация финансирования инновационной деятельности на уровне региона, в т.ч. за счет разработки программ социально-экономического развития региона, организации работ по повышению инновационной активности и привлечению средств местных бюджетов для развития научно-технологического комплекса; определение приоритетных направлений развития науки и техники в регионе и форм их поддержки; осуществление мер по формированию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности и т.д.

Выделены субъекты и объекты управления ИС в регионе, их функции и структуры, проведен сопоставительный анализ приоритетных направлений развития науки и техники в РФ и регионе.

Выявлены противоречия между направлениями поддержки инновационной деятельности на региональном и муниципальном уровне, между позицией органов управления и позицией разработчиков, положивших в основу своей деятельности правовой принцип охраны разработки на уровне ОИС без определения четкой экономической эффективности проекта, между теоретическим возможностями использования патентной информации как источника информации о техническом уровне развития региона и практикой ее применения. Сделан вывод о необходимости ее использования при определении приоритетных направлений развития науки и техники и направлений государственной поддержки инновационных проектов.

В третьей главе «Инновационное развитие региона на основе управления интеллектуальной собственностью» раскрываются способы взаимодействия субъектов рынка ИС с целью повышения эффективности использования затрат на инновационную деятельность, в том числе бюджетных средств.

В рамках анализа функций органов власти региона РФ по выбору приоритетных направлений развития науки и техники, а также поддержки инновационных проектов в рамках региональных программ предлагается использовать патентно-информационный подход, основанный на данных изобретательской статистики не столько при формировании приоритетных направлений, а преимущественно для обоснования их выбора и анализа уже сложившейся в регионе ситуации в области научно-технического и социально-экономического развития. Проводится анализ уровней патентно-информационной активности как отечественных, так и зарубежных заявителей по приоритетным направлениям науки и техники за ряд лет, результатов продажи патентов, лицензий, технологической документации, платежей по договорам в отношении ИС. Основными критериями выбора приоритетных направлений развития инновационной экономики являются патентно-информационная активность (статистическая информация о поданных заявках на изобретения и программы для ЭВМ) в регионе и использование ИС в хозяйственном обороте. Предлагается теоретическая модель применения патентно-информационного подхода к выбору и обоснованию приоритетных направлений инновационного развития и поддержки инновационной деятельности в регионе. С помощью предлагаемой модели появляется возможность проведения анализа ситуации в регионе, классификации приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий в соответствии с Международной патентной классификацией, проведения отбора классов МПК, в которых подано наибольшее количество заявок на регистрацию ОИС, выявления патентно-активных предприятий, а также предприятий, проявляющих инновационную активность, их приоритеты. Предложенный подхода позволяет осуществлять отбор оптимальных технических решений для их поддержки региональными органами власти с помощью как прямого, так и косвенного стимулирования (рис. 2).

На предлагаемой схеме государственно-частное партнерство по созданию, развитию и введению в хозяйственный оборот ОИС (рис. 3), рассматривается в нескольких направлениях - посредством создания предприятия (ФГУП, ГУП, МУП) для реализации соответствующего направления, деятельность которого полностью финансируется из расходной части бюджета, объявления конкурса на получение муниципального заказа, создания или приобретения за счет средств бюджета таких объектов ИС, которые смогут решить проблемы, выдвигаемые субъектом, и, наконец, создания акционерного общества при долевом участии города или региона на базе объектов интеллектуальной собственности, вкладываемых реципиентом в уставный капитал.

Важнейшим фактором, обеспечивающим адаптацию экономики к прогрессивным технологиям, является инфраструктура инновационной деятельности, поэтому рассматриваются принципы процесса формирования, направления развития, элементы инфраструктурного обеспечения инновационного развития региона, которые предлагается классифицировать по видам обслуживания, на которые направлена их деятельность, а именно информационный, образовательный, технологический, финансовый (рис.4.). На примере Самарской области проводится анализ деятельности органов власти по стимулированию развития инновационной деятельности, на базе чего вносятся предложения для поддержки проектов развития инновационной инфраструктуры региона.

При реализации управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне предлагается выделять инфраструктуру создания и использования интеллектуальной собственности. Под инфраструктурой понимается комплекс взаимосвязанных институтов права, финансово-экономических, научно-технических и образовательных институтов, государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС, созданный на основе принципов экономической целесообразности, преемственности, развития, соответствия международным организационо-правовым нормам, и реализованный на базе информационных и телекоммуникационных технологий.

В рамках каждого вида обслуживания субъектов рынка ИС рассматриваются основные виды деятельности и перечень элементов инфраструктуры, выполняющие те или иные работы или услуги в Самарской области.

Таким образом, наличие тех или иных элементов инфраструктуры не позволяет говорить о существовании системного инфраструктурного обеспечения действий в отношении ОИС. Максимальный эффект достигается при наличии связей между ними. Автором предлагается в качестве такого координирующего центра рассматривать опорные организации Роспатента, которые воплощают в себе способность к реализации всех видов инфраструктурного обеспечения, кроме финансового, где деятельность опорных организаций сводится к информационной поддержке субъектов финансовых отношений.

Использование принципа распределительной патентной службы подтверждается проведенным автором анализом международного опыта, который подтверждает значение интеллектуальной собственности, как одного из важнейших факторов национального богатства, и необходимость его эффективной защиты всеми доступными средствами на государственном уровне.

В главе «Пути повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью», развивается предположение Иванова В.В. , что с формированием постиндустриального общества произойдет переход от иерархических систем управления к сетевому принципу управления. В этой связи автором разработана синергетическая концепция управления ИС на региональном уровне, выраженная многоуровневым и многоэтапным подходом и представленная в виде системы, построенной на принципах синергетики, реализующей условия самоорганизации субъектов рынка ИС и выражающая закономерности и особенности ОИС, их правовой защиты и коммерциализации, условием эффективного функционирования которой является интеллектуально-образовательная среда.

В работе предлагается концепция формирования системы управления ИС, выраженная двухконтурной моделью и представленная в виде двух циклов управления: внутрипроизводственного и внешнего, на входы которых поступают ресурсы и потребности, а на выходе формируются интеллектуальные товары, продукты, информация, финансовые потоки, с обратными связями и интеллектуально-образовательной средой, как системообразующим фактором и приводится графическая интерпретация кибернетической модели системы управления ИС на уровне предприятия, региона (города ).

С позиций сетевого принципа систему характеризуют определенная децентрализация отношений, возможность выбора подсистемами самостоятельного пути достижения цели, партнеров и ресурсов, единая сетевая культура, принцип кооперации.

При этом уменьшается роль субъекта управления (администрации региона) как регулятора. Государственное воздействие осуществляется путем делегирования ряда полномочий и придания определенного статуса Роспатентом опорным организациям ФИПС, которые ранее выступали как связующее звено среди инфраструктурных элементов создания и коммерциализации ИС, а могут выступать как некие лидеры системы, одновременно являющиеся аттракторами. Региональная система рассматривается как фрактал, подобие которому может возникать в других готовых к такому переходу регионах.

Роль и взаимодействие опорных организаций с Роспатентом обосновываются в рамках предложений по развитию организационной структуры управления интеллектуальной собственностью, в частности определяются формы взаимодействия Роспатента с регионами, функции, реализуемые опорными организациями. Особое внимание уделяется исследованию организационных форм и условий формирования и развития опорных организаций регионов, среди которых большинство бюджетные структуры, представленные в виде ЦНТИ и технических вузов и библиотек, и только две их них представлены частными некоммерческими организациями. Некоммерческие негосударственные структуры рассматриваются как наиболее мобильные для продвижения политики Роспатента в регионы в силу самофинансирования и при определенной поддержке со стороны государства. Такой поддержкой может выступать определенное делегирование опорным организациям полномочий со стороны Роспатента (придание официального статуса, расширение полномочий и т.п.) Рассматривая опорные организации как аттракторы в системе управления ИС, учитывая цели управления ИС на региональном уровне и общие для большинства регионов задачи, в диссертации разрабатываются основные направления сотрудничества опорных организаций с элементами системы управления ИС, в том числе ФИПС, элементами инфраструктуры и создателями ИС.

При этом основными задачами такого взаимодействия видятся:

- оценка состояния информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС на региональном уровне;

- повышение эффективности использования информационного обеспечения процессов создания, коммерциализации ОИС;

- повышение уровня грамотности населения, руководителей, специалистов предприятий, становление и развитие инновационной культуры в регионе;

- создание прозрачных и стабильных правил осуществления правовой и экономической деятельности, стимулирующих развитие в области интеллектуальной собственности на региональном уровне.

Реализация основных этапов взаимодействия ФИПС и опорной организации имеет ориентацию на объединение функционирования всех элементов инфраструктуры управления ИС и субъектов рынка ИС на уровне региона и муниципалитета в виде единого информационного источника, выполненного как Internet-ресурс и обеспечение доступа для всех субъектов рынка, вовлеченных в процесс управления интеллектуальной собственности с целью формирования электронного рынка ОИС, повышения уровня грамотности в области инновационной деятельности, введения ОИС в хозяйственный оборот, увеличения инновационной активности.

формируется отдельная группа.

Первую группу составляют «показательные» регионы с наилучшими научно-техническими, социально-экономическими, инфраструктурными и показателями патентной активности. В четвертую группу вошли регионы с наихудшими показателями. Ко второй группе отнесены так называемые благополучные регионы, а третья группа образована регионами с низкими значениями соответствующих показателей.

Далее в рамках всей исследуемой совокупности регионов (1-3 группа) было проведено исследование связи всех рассматриваемых показателей путем расчета парного коэффициента корреляции. Для более детального анализа взаимосвязи показателей патентной активности, социально-экономических, научно технических и инфраструктурных рассмотрены такие показатели, как численность населения, объем отгруженной инновационной продукции, количество организаций с бесплатным доступом, оценочные организации, заявки на объекты промышленной собственности, инновационно активные предприятия, патентные поверенные, персонал, затраты на технологические инновации, валовой региональный продукт, с позиций оценки тесноты связи на основе показателя эмпирического корреляционного отношения. Графическая интерпретация корреляционных связей между основными показателями в первой группе регионов показана на рис. 5.

загрузка...