Delist.ru

Развитие экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью (30.08.2007)

Автор: Мазур Наталья Зиновьевна

- противоречие между необходимостью создания инфраструктуры в сфере ИС и дезинтеграцией субъектов рынка, предоставляющих услуги в сфере ИС, на региональном уровне;

- противоречие между формами, методами и условиями функционирования организаций, предоставляющих услуги в сфере ИС, и опорными организациями Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Роспатента.

Кроме того, было выявлено, что для регионов характерны низкий уровень правовой и экономической грамотности руководящего состава в области управления ИС, стихийный характер инновационной деятельности, отсутствие системного подхода к управлению ИС, позволяющего обеспечить развитие регионов за счет дополнительной прибыли и повышения конкурентоспособности.

Все вышеперечисленные недостатки и обусловили выбор темы научного исследования – «Развитие экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью».

Цель исследования заключается в разработке целостной концепции развития экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью, эффективного использования научно-технического потенциала и организации инфраструктурного обеспечения рынка ИС в рамках инновационной политики.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих научных задач:

выявление концептуальных подходов к развитию инновационной экономики на основе интеллектуальной собственности;

определение понятийного аппарата в инновационной сфере и факторов, влияющих на ее формирование;

исследование интеллектуальной собственности как объекта управления в инновационных системах;

выявление составляющих интеллектуального потенциала региона и их взаимосвязи;

проведение анализа современного состояния и тенденций развития рынка инноваций и интеллектуальной собственности;

раскрытие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и политики управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне;

разработка организационно-правовых аспектов регулирования интеллектуальной собственности на региональном уровне;

определение понятийного аппарата инфраструктурного обеспечения инновационной деятельностью и методологических подходов к его формированию и развитию на региональном уровне с использованием бюджетного финансирования;

разработка модели инфраструктурного обеспечения субъектов рынка в сфере ОИС;

раскрытие международных аспектов регулирования ИС;

разработка моделей системы управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях управления;

выявление роли и места опорных организаций Роспатента в становлении региональной системы управления интеллектуальной собственностью;

разработка методики определения взаимосвязи показателей уровня инновационного развития регионов.

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты научной и производственной деятельности, участвующие в освоении результатов научно-технического прогресса и использовании интеллектуальной собственности.

Предметом исследования являются правовые, организационные и экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами, возникающие в процессе развития экономики на основе совершенствования управления ИС.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам менеджмента и инновационного менеджмента, системного управления, исследования рынка, управления интеллектуальной собственностью. Это, прежде всего, труды российских авторов: А.М. Алимова, Ю.П. Анискина, Атояна В.Р., В.Н. Бабанова, С.Ю. Глазьева, П.Н.Завлина, Е.А. Данилиной, Н.И. Ивановой, С.Д.Ильенковой, З.Ф.Мазура, Н.Н. Пилипенко, Р.А. Тодосийчука, Р.П. Фатхутдинова, С.А. Филина, В.М.Шепелева, В.А. Шахового, Ю.В.Яковца и др., а также зарубежных авторов: И.Ансоффа, М.Мескона, З.Мильнера, Ф.Хедоури, Й.Шумпетера. При изучении рыночных процессов в сфере управления производственными процессами использовались труды Татарского Е.Л., Щербакова В.Н., Меньшова В.Н.. В работе использованы законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, Минпромнауки, Минимущества, Роспатента, Госкомстата России, а также периодические издания по изучаемой тематике.

В диссертации использовались системный, аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактный, логический, и другие общие и специальные научные методы исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в научном обосновании подходов и компонентов развития экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью.

Разработанные соискателем научные положения, выносимые на защиту заключаются в следующем:

- разработаны научно-методологические основы развития экономики региона на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью и механизм функционирования инновационной экономики с выявлением его правовой, организационной, кадровой и финансовой характеристик. Аргументировано, что основное направление развития инновационной экономики региона определяется интеграцией государственной и региональной политики в области управления интеллектуальной собственностью, патентно-инновационной активностью субъектов рынка ИС, их инфраструктурным обеспечением, организационно-правовыми аспектами регулирования ИС, моделями и механизмами управления ИС;

- уточнена сущность базовых понятий инновационной экономики в аспекте интеллектуальной собственности, в частности, инновационной сферы как пространственно-временной характеристики инновационной системы, позволяющей на базе выделения особенностей отношений и прав собственности выявить факторы, способствующие и препятствующие ее формированию, а также инновационного потенциала региона, как одного из условий для создания рынка ИС на государственном, и региональном уровнях;

- выявлены ключевые компоненты механизма регулирования инновационного развития региона на базе ИС, предложено дополнить его разнообразными формами и методами государственно-частного партнерства в создании, развитии и введении в хозяйственный оборот ОИС.

- показано, что эффективная реализация механизма регулирования инновационного развития региона на базе ИС возможна при применении патентно-информационного подхода к выбору и обоснованию приоритетных направлений инновационного развития и поддержки инновационной деятельности в регионе, а также максимального использования информационного, образовательного, технологического и финансового элементов инфраструктурного обеспечения;

- раскрыта сущность инфраструктурного обеспечения управления ИС на базе системы принципов: экономической целесообразности, преемственности, развития, соответствия международным организационно-правовым нормам, и составные элементы инфраструктурного обеспечения управления ИС, представляющие комплекс взаимосвязанных институтов права, финансово-экономических, научно-технических и образовательных институтов, а также государственно-частных поддерживающих структур в сфере ИС;

- на основе изучения опыта управления интеллектуальной собственностью в зарубежной практике обобщены и оценены возможности его использования в российских условиях;

- обоснованы пути повышения эффективности регулирования инновационных процессов в регионе посредством реализации концепции управления ИС, основанной на многоуровневом и многоэтапном подходе и представленной в виде системы, построенной на сочетании подходов самоорганизации субъектов рынка ИС и их государственного регулирования, единства их правовой защиты со стороны государства и коммерциализации со стороны рынка;

- разработаны модели системы управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях, формы, методы и условия функционирования организационной структуры управления ИС, в частности, организационный механизм взаимодействия органов власти, общественных организаций и работодателей для повышения инновационной активности в регионе, уточнены функции опорной организации Федерального Института промышленной собственности Роспатента в рамках развития региональной политики как важнейшей составной части российской инновационной системы;

- предложена методика определения взаимосвязи между показателями инновационного развития регионов в рамках определенных групп, образованных на базе ранговых показателей. Методика позволяет определить уровень связи между инфраструктурными показателями, социально-экономическими и научно-техническими и показателями патентной активности различных групп для выявления сильных и слабых сторон инновационного развития регионов. Такой подход позволяет вырабатывать управленческие решения по реализации государственной региональной политики для инновационного развития региональной экономики, адекватные современным способам организации хозяйственной деятельности.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его основные методологические и методические выводы, разработанные механизмы, методы и условия можно использовать как для теоретического обоснования сложных процессов управления ИС на региональном уровне, так и для практического принятия решений различными уровнями власти. Автором предложены алгоритм реализации патентно-информационного подхода к выбору и обоснованию приоритетных направлений инновационного развития и поддержки инновационной деятельности в регионе; структурная схема государственно-частного партнерства в создании, развитии и введении в хозяйственный оборот ОИС; организационный механизм взаимодействия органов власти, общественных организаций и работодателей для повышения инновационной активности; предложения для поддержки проектов развития инновационной инфраструктуры региона; направления сотрудничества опорных организаций ФИПС с элементами инфраструктуры; методика определения взаимосвязей между показателями инновационного развития регионов.

Материалы диссертационного исследования используются при преподавании учебных дисциплин «Инновационный менеджмент», «Региональная экономика» и т.п. Результаты исследования были использованы при подготовке оценщиков бизнеса в Высшей школе приватизации (Самарский филиал) в 2003-2004 г.г., при подготовке Постановления мэрии г. Тольятти об инвентаризации ОИС, созданных за счет бюджетного финансирования, при подготовке патентно-информационного центра г. Тольятти на базе опорной организации Федерального института промышленной собственности в Самарской области, при разработке Концепции развития интеллектуальной собственности Тольяттинской городской думы, при реализации образовательного проекта «Инновационная деятельность предприятия» для повышения квалификации специалистов регионов совместно с Российским государственным институтом интеллектуальной собственности .

Разработанные в диссертации рекомендации и сделанные выводы могут быть использованы в процессе управления инновационной деятельностью на предприятиях, в муниципальных образованиях в рамках отдельных регионов и отраслей промышленности.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на региональных, российских и международных конференция и семинарах: конференция «Развитие интеллектуальной в РФ» (Тольятти, 2004, 2005гг), 2-й съезд участников Межрегионального фонда содействия инновациям (Саратов, 2003г.), форум «Защита от контрафактной продукции» (Самара, 2005г.), совместное заседание Тольяттинского института технического творчества и патентоведения и Самарского областного совета ВОИР (Самара, 2006г.), а также при проведении Круглого стола «Патентные и коньюнктурные исследования. Региональный брендинг» (Самара, 2003г.), совещания представителей опорных организаций ФИПС (Москва, 2005, 2006гг), семинар стран Евросоюза в «Трансфер технологий: от идеи к производству» в Самарской области (2006г.) и др.

Теоретические и методологические подходы диссертационного исследования были взяты за основу при разработке и совершенствовании систем управления ИС на ведущих предприятиях Самарской области химической промышленности и отрасли машиностроения (Корпорация «ТольяттиАзот», ООО «АПАЛ», ООО «КА-2»).

загрузка...