Delist.ru

Развитие экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью (30.08.2007)

Автор: Мазур Наталья Зиновьевна

Мазур Наталья Зиновьевна

Развитие экономики на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью

Специальность 08.00.05.- «Экономика и управление народным хозяйством»

(управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва

Работа выполнена на кафедре предпринимательства и управления Российского государственного социального университета

Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ доктор экономических наук, профессор,

Шаховой Виктор Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Ильенкова Светлана Дмитриевна

доктор экономических наук, профессор

Зинов Владимир Глебович

доктор экономических наук, профессор

Свободин Валентин Андреевич

Ведущая организация:

Научно-исследовательский институт труда и социального страхования

Защита диссертации состоится 14 ноября 2007 г. в __ часов на заседании Диссертационного совета Д.212.341.03 по экономическим наукам при Российском Государственном Социальном Университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. В. Пика, д.4, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского Государственного Социального Университета.

Автореферат разослан « » октября 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор Маяцкая И.Н.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проведение на рубеже XX-XXI столетий рыночных преобразований в Российской Федерации и принятие связанных с ними нормативных актов, в том числе части IV Гражданского кодекса РФ, для обеспечения правовой защиты и использования интеллектуальной собственности (ИС), привели к становлению российского внутреннего рынка интеллектуальной собственности. В результате прежний порядок централизованного планирования и управления всем процессом создания, внедрения и распределения объектов новой техники и технологии сменился на рыночные отношения субъектов инновационной деятельности, в том числе в процессе создания, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Изучение проблем формирования рынка интеллектуальной собственности становится особенно важным в канун вступления России во Всемирную торговую организацию, которое приведет к обострению конкуренции между национальными экономиками и потребует качественно нового подхода к социально-экономическому развитию. Основной характеристикой нового подхода явится создание экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных инновационных технологиях. Реализация такого подхода в области управления инновациями и интеллектуальной собственностью должна происходить на всех уровнях государственного управления.

Между инновационной политикой государства и региона складываются определенные связи, обеспечивающие потенциальные возможности изменений в зависимости от уровня развития региона и степени согласованности задач региона и центра в развитии инновационной экономики, в основе которой лежит использование ИС как стратегического ресурса.

Переход экономики на инновационный путь развития требует от регионов особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося в регионе научного и интеллектуального потенциала, совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами, использования высоких технологий для выпуска конкурентоспособной продукции. Исследованию этих процессов посвящено немало работ зарубежных и отечественных авторов.

Ряд отечественных исследователей (Арменский А.Е., Дагаев А.А., Емина Е.Ю., Иванов В.В., Леонтьев Б.Б., Мухопад В.И., Яковец Ю.В) в своих работах затрагивают вопросы управления инновациями, формирования инновационных систем, организационно-экономические механизмы управления ИС. Исследованию в области использования и управления интеллектуальной собственностью и нематериальных активов посвящены работы Г.В. Бромберга, В.А. Васина, В.Г.Зинова, Б.Б.Леонтьева, Н.В. Лынника, Л.Э.Миндели, В.И. Мухопада, А.П. Сергеева, Л.П. Фатькиной, Э.П.Скорнякова.

Однако, следует заметить, что как в законодательно-нормативных актах РФ, так и в имеющихся публикациях российских авторов чаще всего рассматриваются аспекты формирования инновационных систем на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий, компаний, корпораций).

Поэтому, несмотря на значительный вклад ученых в разработку указанных проблем, системному изучению теоретико–методологических и практических вопросов управления ИС на региональном уровне, практическим аспектам инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в управлении ИС практически не уделялось внимания. Результаты специальных исследований (Леонтьев Б.Б., Зинов В.Г. и др.), а также собственная практика автора в сфере ИС показали, что решение проблемы совершенствования управления ИС на уровне предприятия или даже муниципального образования без учета регионального аспекта, общих тенденций развития ИС на макроуровне малоэффективны в современных экономических условиях.

С практической точки зрения, важность исследования проблемы формирования инновационной экономики на уровне региона вызывается тем, что именно на этом уровне наиболее остро проявляются издержки, рассогласованность, диспропорции в управлении ИС.

Решению этих важных проблем посвящено настоящее исследование.

Актуальность исследования состоит в необходимости разработки концепции развития экономики региона на основе совершенствования управления интеллектуальной собственностью; в теоретико- методологическом осмыслении инноватики и ИС в инновационных системах как основы развития инновационной экономики; в разработке механизма управления ИС, в том числе с использованием различных видов финансирования.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности сложившейся ситуации:

- различия в уровне развития регионов и сохранение единой вертикальной системы управления ИС;

- отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации в сфере ИС;

- неразработанность экономических и управленческих механизмов, обеспечивающих правоприменительную практику национального и международного законодательства в сфере ИС на региональном уровне;

- противоречие между необходимостью повышения научного уровня управления ИС и существенным отставанием, управленческой практики от потребностей регионов в сотрудничестве с производственной деятельностью по воспроизводству объектов интеллектуальной, созданию новых оргструктур в сфере ОИС;

загрузка...