Методология формирования и развития финансовой инфраструктуры корпоративных объединений (30.08.2007)
Автор: Кудаков Андрей Степанович
в интересах государства объем капитала во владении; объем капитала в управлении; уровень монополизации (занимаемая доля товарного рынка); влияние на развитие территорий (доля на территориальных рынках); объем налоговых платежей; количество сформированных рабочих мест; объем выплачиваемой заработной платы. При разработке системы показателей учитывалось, что целью собственников является доход, получаемый на вложенный капитал, при этом стратегических собственников, в большей степени, интересуют объемы владения и управления капиталом, а также темпы роста капитала компании, в то время как интересы миноритариев традиционно направлены на получение дивидендов. Интересы менеджеров, также как и у стратегических собственников, связаны с объемами управления и темпами роста капитала. Кроме того, они заинтересованы в вознаграждении за свой труд, который оценивается на основе финансовых показателей. Государство заинтересовано в безопасном уровне монополизации товарных и территориальных рынков, объемах налоговых платежей корпораций, и обеспечении других параметров, находящихся под контролем государства. Предложенная система финансовых показателей может быть использована в интересах различных групп лиц, при оценке деятельности финансово-промышленных корпоративных объединений и оценке эффективности слияний и поглощений в процессе развития корпораций. 5. Разработаны концептуальные подходы к регулированию процессов формирования финансовой инфраструктуры и направления регулирования функционирования корпоративных объединений. Для сохранения позиций в конкурентной борьбе каждое корпоративное объединение постоянно развивается, увеличивая масштабы деятельности и объемы подконтрольного капитала, и на определенном этапе концентрация и централизация финансовых ресурсов достигает размеров, позволяющих корпоративным объединениям контролировать целые отрасли экономики и территории страны, влиять на темпы их развития, что может оказывать негативное влияние на экономику страны. Возможность накопления и концентрации финансовых ресурсов резко возрастает с формированием в корпорации внутренней финансовой инфраструктуры. Такие корпорации имеют возможность использовать не только собственные ресурсы, но и с помощью финансово-кредитных организаций обеспечивать привлечение дополнительных ресурсов с финансовых рынков. Причем эти средства используются не только для дополнительного финансирования производственной деятельности существующих предприятий, но и для структурного развития, что позволяет развивать корпоративное объединение за счет заемных средств (рис. 6). Финансовые компании, входящие в состав внутренней финансовой инфраструктуры, обеспечивают корпорациям и другие преимущества, к которым можно отнести доступ к информации о финансовом состоянии и перспективах развития предприятий, контактирующих с корпорацией и включение в договор кредитования специальных условий, позволяющих в дальнейшем получить финансовый контроль. Вложения в структурное развитие позволяют корпорациям получить возможность контроля над капиталом, значительно превышающим собственный капитал, то есть дают возможность получить мультипликативный эффект, основанный на владении в уставном капитале долей в 50 процентов +1 акция, или наличии более чем 50 процентов голосов на собрании акционеров, что является достаточным для обеспечения управления. Рис. 6. Развитие финансово-промышленной корпоративных объединений с использованием привлеченных финансовых ресурсов. Использование внутренней финансовой инфраструктуры, в целях получения мультипликативного эффекта в процессе структурного развития, является важнейшей особенностью современного этапа развития корпоративных объединений, когда постепенное, ритмичное развитие, заменяется получением финансового контроля над деятельностью других организаций, что, в значительной степени, связано с неразвитостью финансовых рынков, отсутствием надежных рыночных методов формирования стоимости компании и с другими причинами, соответствующими современному этапу развития экономики в России. Мощность и влияние корпоративных объединений, возрастающая в результате формирования внутренней финансовой инфраструктуры, приводит к снижению возможности его контроля со стороны государства. Чем крупнее корпорация, чем более развита ее внутренняя финансовая инфраструктура, тем большее влияние она оказывает на экономику, и тем сложнее ее контролировать. Кроме того, возникают проблемы в функционировании финансовой системы страны, так как значительная часть финансовых компаний входит в состав корпоративных объединений и становиться их внутренней финансовой инфраструктурой, то есть финансовая система страны также становится объектом монополизации со стороны корпораций. Проведенный анализ показывает, что негативное влияние финансово-промышленных корпоративных объединений на экономику страны, в значительной степени связано с процессами монополизации экономики, усиливающейся в результате формирования и развития в корпорациях внутренней финансовой инфраструктуры. Для снижения уровня этого влияния необходимо обеспечить эффективный государственный контроль процессов формирования и развития корпораций, в первую очередь процессов формирования их внутренней финансовой инфраструктуры. Осуществляемый в настоящее время контроль деятельности корпоративных объединений в России, ограничивается положениями антимонопольного законодательства, основной целью которого является защита товарных рынков от монополизации. При этом использование антимонопольного законодательства ограничено закрытостью организационной структуры корпораций, в связи с чем, масштабы их деятельности контролировать трудно, если вообще возможно. Если на первых этапах развития корпораций использование антимонопольного законодательства позволяет обеспечивать контроль влияния корпораций на экономику, то в дальнейшем эта возможность значительно снижается, и на этапах формирования внутренней финансовой инфраструктуры, когда влияние корпораций на экономику особенно значительно, осуществлять эффективный контроль, используя положения антимонопольного законодательства становиться невозможным. При отсутствии контроля со стороны государства за процессом развития корпоративных объединений, и формированием внутренней финансовой инфраструктуры, корпорации имеют возможность развиваться по своим внутренним законам. Первоначально жесткая борьба корпораций за монопольное положение на рынке приводит к ликвидации условий для развития малого и среднего бизнеса, затем на каждом рынке сохраняются лишь крупнейшие корпорации, далее их развитие останавливается, и они начинают разрушаться. Если этот процесс принимает массовый характер, возможна стагнация всей национальной экономики, так как основу современной экономики составляют именно корпоративные объединения. В российской экономике проблемы и риски, связанные с формированием и развитием финансово-промышленных корпоративных объединений в настоящее время нарастают, что является результатом недостаточного государственного регулирования. Для осуществления регулирования, основной целью которого является обеспечение динамичного и сбалансированного развития экономики страны, необходимы соответствующие финансово-организационные механизмы, базирующиеся на научно обоснованных концептуальных подходах. Организовать процесс регулирования невозможно без точного определения самого объекта управления. С этой целью необходимо четко выделить и обособить корпоративные объединения относительно других предпринимательских образований. В настоящее время отдельная организационно-правовая форма, позволяющая регистрировать предпринимательские образования в виде корпоративных объединений, российском законодательством не предусмотрена. Использование для регистрации корпоративных объединений существующих организационно-правовых форм, даже таких как открытые акционерные общества, недостаточно, так как они позволяют учитывать только объединение капитала, но не финансово-организационного ресурса, который является важнейшим объектом объединения при создании корпорации, и в результате синергетического эффекта многократно возрастает. В результате крупнейшие объединения, многократно превышающие по своим масштабам и масштабам деятельности любые зарегистрированные акционерные общества, фактически не подлежат контролю. Используя объединенный и возросший финансово-организационный ресурс, корпоративные структуры легко обходят существующие законодательные требования, запреты и ограничения. Для устранения такого положения необходима обязательная регистрация корпоративных объединений, которая должна обеспечивать открытость финансовой структуры корпорации, и выявление всех ее участников. При этом принадлежность к корпоративному объединению должна быть указана в названии всех участников корпорации. В качестве организационно-правовой формы, при регистрации корпоративных объединений, может быть использована такая форма как холдинг, которая способна заменить, выполнившие свою миссию, ФПГ. Процедуры формирования и функционирования холдингов должны быть определены специальным законом о холдингах (о владениях), попытка разработки которого уже предпринималась, но не была реализована. Этот закон должен обеспечивать объективный контроль и регулирование деятельности корпоративных объединений, в том числе регулировать размеры участия финансово-кредитных организаций в деятельности корпраций, при этом стимулировать развитие корпоративных объединений, как эффективных элементов экономики, производящих конкурентную продукцию. Осуществление государственного регулирования деятельности корпоративных объединений, должно обеспечивать решение таких задач как сохранение рыночной среды в экономике, развитие здоровой конкуренции и недопущение создания монополий, развитие фондового рынка, развитие банковской сферы. Для развития здоровой конкуренции и сохранения рыночной среды необходима поддержка среднего и малого бизнеса, который представляет собой форму проявления предпринимательской активности людей, и является базой для формирования и развития корпоративных объединений. Развитие фондового рынка невозможно без решения вопросов корпоративного управления, обеспечивающего интересы миноритарных акционеров. Важнейшим направлением развития банковской сферы должно быть ограничение концентрации банковского контроля в корпоративных объединениях. В частности доля банков во владении предприятиями, в том числе и через третьих лиц, должна быть жестко ограничена, и не должна позволять банку влиять на принятие решений. При превышении законодательно утвержденной доли владения, банк должен быть переквалифицирован в инвестиционную компанию (инвестиционный банк). Наряду с необходимым контролем, управление процессом формирования корпоративных объединений на основе управления формированием внутренней финансовой инфраструктуры должно включать и условия, обеспечивающие их развитие. Одним из условий, обеспечение которых будет способствовать развитию корпоративных объединений, является возможность уплаты налогов корпоративной структурой как единым хозяйствующим субъектом, на основе консолидированной бухгалтерской отчетности. Такая возможность явилась бы льготой для корпораций, так как позволила бы снизить базу налога на прибыль в результате погашения убытков одних предприятий прибылью других. Получение льгот будет являться стимулом к официальной регистрации корпоративных объединений, повышению открытости их структуры и масштабов деятельности. Другим условием развития корпоративных объединений является поддержка отечественных корпораций, при выходе на международные рынки. Такая поддержка в различных формах существует и сегодня, но требуется ее развитие. Регулирование процессов формирования и развития корпоративных объединений, обеспечение контроля их деятельности, может быть обеспечено специализированными государственными органами управления, которые на сегодняшний день отсутствуют. Предлагаемые концептуальные подходы к регулированию деятельности корпоративных объединений могут найти отражение в разрабатываемых законодательных актах, регулирующих финансово-экономическое развитие страны. ОСНОВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Монографии и учебные пособия Кудаков А.С. Теоретические и методологические основы формирования и развития финансовой инфраструктуры корпоративных объединений: монография - СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 11,63 п.л. |