Delist.ru

Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений эмпирическим методам познания физических явлений (30.08.2007)

Автор: Крутова Ирина Александровна

В качестве показателя эффективности созданной концепции был выбран следующий: если большинство учащихся (более 60%) овладевает эмпирическими методами познания физических явлений, т.е. ученики могут самостоятельно поставить познавательные задачи, разработать метод их решения и решить их, то методику можно считать эффективной.

Для оценки результативности обучающего эксперимента учащимся предлагались задания, позволяющие контролировать сформированность эмпирических методов познания физических явлений. Пример одного из заданий, предлагаемых обучаемым:

Задание. Отдыхая летом на берегу реки, Вы обнаружили, что у Вашего друга, зашедшего в воду по пояс, ноги стали короче. Разработайте и реализуйте свой способ изучения этого явления.

Результаты выполнения задания приведены на диаграмме 1.

Результаты выполнения учащимися серии заданий свидетельствовали о том, что методика, выстроенная в соответствии с разработанной концепцией, приводит к достижению запланированных целей обучения учащихся классов разного профиля общеобразовательных учреждений разного типа (средних школах, лицеях, гимназиях). Это позволило сформулировать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась.

Диаграмма 1.

Результаты обучающего эксперимента с учащимися

Номер действия Условное обозначение

на диаграмме Действия, составляющие содержание эмпирических методов познания физических явлений Число учащихся, правильно выполнивших действия

абсолютное число

Формулирование характерных познавательных задач 817 88

Разработка метода решения познавательных задач 863 93

Разработка конструкции экспериментальной установки 835 90

Планирование действий с экспериментальной установкой 807 87

Выбор средств описания результатов экспериментов 770 83

Проведение экспериментов

Целью обучающего эксперимента с учителями, студентами и магистрантами явилось формирование умений, которые позволяют грамотно подготовить учебный процесс на основе основных положений концепции обучения школьников эмпирическим методам познания физических явлений. В ходе обучения учителей и студентов контролировались:

сформированность умения формулировать конкретные познавательные задачи и разрабатывать методы их решения на основе обобщенных способов получения физических знаний определенных видов;

сформированность умения выстраивать логику получения физических знаний, разрабатывать систему познавательных задач и соответствующую ей систему эксперимента по теме школьного курса физики;

сформированность умения разрабатывать стратегию обучения школьников эмпирическим методам познания физических явлений.

Результаты обучающего эксперимента с учителями и студентами и магистрантами (всего 194 человека) таковы: 93% (180 человек) правильно конкретизируют характерные познавательные задачи, разрабатывают методы их решения; 91% (176 человек) успешно осуществляют подготовку темы школьного курса физики к преподаванию, осознано выстраивают последовательность изучения тем; 94% (183 человека) грамотно планирует свою деятельность и деятельность учащихся на каждом этапе обучения школьников, разрабатывает сценарии уроков.

Основные выводы и результаты исследования

В результате анализа работ ученых, проводивших естественнонаучные исследования, выявлены характерные познавательные задачи, решаемые с применением эксперимента.

Выделены обобщенные способы решения характерных познавательных задач, которые составляют содержание эмпирических методов познания физических явлений.

Сформулирован вывод о том, что для их формирования у учащихся «универсальных способов познания», необходимо в цели обучения физике включить овладение школьниками эмпирическими методами познания физических явлений.

Разработана концепция обучения школьников эмпирическим методам познания физических явлений.

На основе концепции сконструирована модель деятельности учителя физики, позволяющая разработать вариант методики обучения школьников эмпирическим методам познания физических явлений в соответствии с любой программой и учебником по физике.

Основные положения концепции, предложенная модель деятельности учителя физики и разработанная методика обучения школьников прошли экспериментальную проверку средних общеобразовательных учреждения и вузах пяти городов России. Результаты педагогического эксперимента показали, что: учителя физики после специального обучения могут успешно подготовить и реализовать учебный процесс, позволяющий получить учащихся, овладевших эмпирическими методами познания физических явлений; учащиеся овладевают эмпирическими методами познания физических явлений, т.е. способны самостоятельно поставить познавательные задачи, разработать метод их решения и реализовать его.

Предложенная концепция может быть применена для формирования обобщенных способов деятельности при изучении любого другого школьного предмета.

Для реализации концепции необходима специальная подготовка учителя. Разработана методическая система подготовки студентов – будущих учителей физики и программа подготовки учителей физики.

На основании сказанного можно утверждать, что цель исследования достигнута и найдено решение проблемы обучения школьников эмпирическим методам познания физических явлений.

Идеи и результаты исследования нашли отражение в 96 публикациях автора, среди которых основными являются 70 работ, общим объемом 99 п.л., из них авторских 64,5 п.л., в соавторстве – 34,5 п.л.

Монографии

Крутова, И.А. Организация познавательной деятельности учащихся по овладению эмпирическими методами познания физических явлений: монография / И.А. Крутова; Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. – 193 с. 12 п.л.

Крутова, И.А. Обучение эмпирическим методам познания физических явлений в школьном физическом образовании и в подготовке учителя физики: монография / И.А. Крутова; Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 216 с. 13,5 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия

Крутова, И.А. Методика разработки уроков по изучению физических явлений: учебное пособие (с грифом УМО) / И.А. Крутова – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2005. – 86 с. 5 п.л.

Крутова, И.А. Система демонстрационного эксперимента для исследования явлений, изучаемых в школьном курсе физики: методические рекомендации / И.А. Крутова, М.А. Фисенко. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 22 с. 1,5 п.л. (авторских 1 п.л., 75%).

Прояненкова, Л.А. Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику С.В. Громова, Н.А. Родиной «Физика: учеб: для 7 кл. общеобразоват. учреждений»: учебное пособие. / Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 319с. 16,8 п.л. (авторских 5,2 п.л., 30%).

Прояненкова, Л.А. Сборник задач и упражнений по физике: 7 класс: к учебнику С.В. Громова, Н.А. Родиной «Физика: 7 класс» / Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 158с. 8,4 п.л. (авторских 3,2 п.л., 30%).

загрузка...