Delist.ru

Становление профессиональной лингводидактики как теоретико-методологическая проблема в профессиональном образовании (30.08.2007)

Автор: Крупченко Анна Константиновна

КРУПЧЕНКО Анна Константиновна

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ЛИНГВОДИДАКТИКИ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

13.00. 08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва-2007

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального педагогического образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, академик РАО

Новиков Александр Михайлович,

Центр непрерывного образования Института теории и истории педагогики Российской академии образования

доктор педагогических наук, профессор

Воронина Галина Ивановна,

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

доктор педагогических наук, профессор,

Глазунов Анатолий Тихонович,

Институт содержания и методов обучения Российской академии образования

Ведущая организация Московский государственный агро-инженерный университет

Защита состоится «13» ноября 2007 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.003.01 при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по адресу: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д.8, корп.2-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Автореферат разослан « » __________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Горбунова Л.Н.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В процессе интеграции России в мировое сообщество изменились требования рынка труда к специалистам различных отраслей и особенно участникам внешнеэкономической деятельности, профессионализм которых напрямую зависит от уровня и качества иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалиста, готового вступать в профессионально-деловое общение с представителями других культур.

Формированию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции способствует переосмысление некоторых педагогических положений с точки зрения последних достижений теории и практики обучения иностранному языку в неязыковой высшей школе:

– включение России в Болонский процесс, основной целью которого является гармонизация национальных систем высшего образования, способствующая формированию единого европейского рынка высококвалифицированного труда;

– профилизация российского образования, направленная на реализацию государственного образовательного стандарта с учетом профиля вуза;

– повышение статуса предмета «Иностранный язык», внесение его в государственные образовательные стандарты в качестве обязательного;

– модернизация российского образования, направленная на введение двухуровневой системы обучения: бакалавр-магистр;

– использование в учебном процессе, наряду с обязательными программами, диктуемыми стандартом образования, факультативных, авторских программ;

Однако предпринимаемые шаги по совершенствованию системы обучения иностранному языку в неязыковой высшей школе нередко приводили к декларативности, незавершенности и расплывчатости целевых установок, в которых иноязычная профессионализация не нашла реального отражения.

Так, уровневая градация, предусмотренная «Законом об образовании» (1992), вариативной программой, разработанной УМО по образованию в области лингвистики (1995), введена далеко не во всех вузах страны.

Не получила должного внимания ранняя иноязычная профессионализация, несмотря на то, что начальный уровень профессионального образования по иностранному языку (гимназия, колледж, лицей, училище), который не предусматривался в системе школа – вуз – послевузовское обучение, способен стать не только самостоятельной ступенью обучения, но и позволяет создать целостную систему непрерывного обучения иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации.

В то же время курс иностранного языка, предшествующий по учебным планам курсам по специальности, вскрывает резервы опережающего профессионального обучения, доказывая, что язык может быть средством приобретения новых профессиональных знаний.

Подобная ситуация предъявляет требования иноязычной профессионализации и к преподавателю иностранного языка, который сегодня не может дистанцироваться от специальной дисциплины (юриспруденции, экономики, информатики и др.), апеллируя к полученному лингвистическому образованию. И вопрос, как обучать тех, кто обучает иностранному языку будущих специалистов, стал актуален как никогда.

Сегодня язык из специальности все больше превращается в язык для специальности. В сложившихся условиях, когда, с одной стороны, знания только иностранного языка стали недостаточными для значительного количества специалистов, а с другой – современному профессионалу не обойтись без владения определенным уровнем языка, потребовалась конкретизация и актуализация цели профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Учитывая направленность на формирование способности к межкультурному общению, цель обучения иностранному языку специалистов необходимо фокусировать на профессионально-деловой составляющей.

Примечательно, что если межкультурная компетенция вскрывает различие культур и воспитывает толерантность по отношению порой к противоречивому восприятию одного и того же явления у разных народов, то профессиональная компонента позволяет обнаружить больше сходств, чем различий. Язык науки, технологии, бизнеса, а термины в особенности, скорее роднят представителей разных профессий, чем разъединяют, и достижения в определенной области знаний вызывают интерес специалистов всего мира независимо от их национальной принадлежности.

Таким образом, с одной стороны, высокие требования, предъявляемые к уровню образования специалистов, и накопленный богатый эмпирический багаж многих вузов России в системе обучения иностранному языку в неязыковых вузах, а с другой – нестабильность и низкая результативность проводимых реформ, привели к необходимости разработки теоретико-методологических основ обучения языку для профессиональных целей, призванных преодолеть следующие противоречия:

загрузка...