Delist.ru

Стратегические приоритеты индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях интеграции на пространстве СНГ (30.08.2007)

Автор: Коржов Андрей Иванович

Строительство 5,2 7,7 5,3 5,7

Энергосырьевой сектор 13,1 18,7 10,4 14,4

Горнодобывающая промышленность 8,4 16,6 6,7 10,6

Снабжение электроэнергией, газом и водой 4,7 2,1 3,7 3,4

Сектор инфраструктуры 49,3 45,9 51,4 48,7

Транспорт и связь 14,6 11,8 10,2 10,3

Торговля и ремонт 16,0 12,9 22,6 20,5

Финансовая деятельность 1,8 3,2 3,1 3,7

Операции с недвижимостью 13,8 15,9 10,5 9,1

Госуправление и оборона 3,1 2,1 5,0 5,1

Источник: 15 лет СНГ (1991-2005). Стат. сборник. – М.: 2006. С. 68-69.

Таблица 6

Распределение занятого населения по воспроизводственным

секторам в Казахстане и России

(в % к общей численности занятых)

Казахстан Россия

1998 2005 сдвиги, % 2002 2005 сдвиги, %

Потребительский сектор 39,0 50,7 130 35,6 32,3 91

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство 22 32 145 14,1 11,1 78

Гостиницы и рестораны 1 1 100 1,5 1,7 113

Здравоохранение и социальные услуги 8 9 112 9,3 9,0 97

Образование 5 5 100 6,8 6,8 100

Прочие коммунальные и личные услуги 3,0 3,7 123 3,6 3,7 103

Инновационно-инвестиционный сектор 14 13 93 25,8 24,6 95

Обрабатывающая промышленность 10 7 70 19,1 17,2 90

Строительство 4 6 150 6,7 7,4 110

Энергосырьевой сектор 5 5 100 4,6 4,5 98

Горнодобывающая промышленность

2 3 150 1,7 1,6 94

Снабжение электроэнергией, газом и водой 3 2 67 2,9 2,9 100

Сектор инфраструктуры 41,6 31 75 34,3 38,4 112

Транспорт и связь 9 7 78 7,8 8,0 103

Торговля и ремонт 23 14 61 13,7 16,6 121

Финансовая деятельность 0,6 1,0 167 1,0 1,3 130

Операции с недвижимостью 3 4 133 7,0 7,3 104

Госуправление и оборона 6 5 83 4,8 5,2 108

Источники: 15 лет СНГ (1991-2005). Стат. сборник. – М.: Статкомитет СНГ, 2006. С. 68-69; Российский статистический ежегодник 2006. Стат. справочник 2005. – М.: Росстат. 2006. С. 139.

Доля инновационно-инвестиционного сектора в экспорте Казахстана со странами СНГ существенна и имеет тенденции к повышению – с 22,2% в 1995 г. до 39,7% в 2005 г. (прежде всего за счет средств транспорта – с 0,9% до 24,7%). В экспорте в страны вне СНГ эта доля незначительна – (в 2005 г. всего 4%), и имеет тенденцию к снижению – с 20,2% в 1995 г. до 14,4% в 2005 г. доли этого сектора во внешней торговле России. Однако иннновационно-инвестиционный сектор является преобладающим в структуре импорта в обеих странах из стран вне СНГ – по Казахстану его доля выросла с 49,3% в 1995 г. до 62,5% в 2005 г., по России – с 50,2% до 72,2%. Опережающий рост инвестиций сопровождается ускоренным ростом импорта инвестиционного оборудования из развитых стран. В то же время заказы на это оборудование отечественному машиностроению поступают в ограниченном количестве, инновационное партнерство стран СНГ в этой сфере пока еще развито слабо.

В этом аспекте следует отметить, что стимулирование производственной и инновационной деятельности происходит через использование механизма конкурсного размещения государственного заказа. При выдаче крупных государственных заказов соответствующие органы обязаны влиять на обеспечение сертификации условий производства и управления (как во всех развитых странах), реализации комплексной программы реорганизации системы управления, в том числе с помощью специализированных фирм. Крупный государственный заказ должен способствовать не только преодолению кризисной ситуации, но и эффективному функционированию всех структур предприятий.

Промышленная инновационная политика включает систему мер по селективной поддержке стратегически важных секторов национальных экономик стран СНГ. Эти сектора призваны стать главными "локомотивами" экономического роста, его структурных преобразований, включая инновационную сферу. Для выявления приоритетов государственной инновационной промышленной политики, на наш взгляд, применимы следующие критерии: 1) благоприятное сочетание факторов производства: наличие и реализация научно-технического потенциала, "ноу-хау", способных обеспечить технологический рывок; ресурсы квалифицированных рабочих; возможности использования информационных технологий и др; 2) возможность притока иностранных и внутренних инвестиций в структурную перестройку производства, его инновационную сферу; 3) наличие конкурентоспособных смежных и родственных производств, делающее возможным перелив квалифицированных кадров и технологий из сектора в сектор, из региона в регион; 4) стабильность воспроизводственных связей.

загрузка...