Delist.ru

Стратегические приоритеты индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях интеграции на пространстве СНГ (30.08.2007)

Автор: Коржов Андрей Иванович

9700 / 77 105,4

1952 / 74 157

Числ-ть безработных тыс. чел. 626,4 97,6 млн чел. 5,3 95,1

Экспорт - всего

млрд долл. 38,2 152,2

млрд долл. 274,5 125,3

в т.ч. в РФ

3,73 128,6

Импорт - всего

23,6 149,3

144,4 129,6

в т.ч. из РФ

9,07 137,4

Национальный фонд / Стабилизационный фонд млрд тенге 1788

167 млрд руб. 2346,9

млрд долл. 14,2

млрд долл. 89,1

Добыча нефти млн тонн 65,4 106,8 млн тонн 480 102,1

газа млрд куб. м 25,6 102,7 млрд куб. м 656 102,4

Экспорт нефти млн тонн 57 105,3 млн тонн 254 100,5

газа млрд куб. м 14,6 97,6 млрд куб. м 202,5 97,7

Ввод в действие жилых домов млн кв. м 6,2 123,9 млн кв. м 50,2 115,2

На основе этой центральной стратегии в качестве перспективной модели развития в 2003 году определена стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года. Как многофакторная модель экономического роста эта стратегия базируется на высокотехнологичных и эффективных производствах, характерных для передового уровня развития национальных производительных сил с адекватной степенью развития производственных отношений.

В силу выгодного географического положения Казахстан может стать транзитным центром Евразии, соединяющим Восток и Запад, что предопределяет необходимость развития транспортной инфраструктуры. Выбранная модель индустриально-инновационного развития в условиях интеграции направлена на позиционирование Казахстана как сервисно-технологического регионального центра. Поэтому в качестве стратегических приоритетов индустриально-инновационного развития Казахстана выступают направления государственной политики для формирования и развития экономики на инновационной основе, которые обеспечат востребованность продукции и услуг и конкурентные преимущества страны в глобальной экономике. Структурно "дерево" приоритетов стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях интеграции, по нашему мнению, состоит в следующем: 1) обеспечение макроэкономической стабильности; 2) рациональное использование имеющихся сырьевых ресурсов с помощью более глубокой их переработки; 3) вступление в ВТО и региональное сотрудничество на пространстве СНГ для углубления интеграции в мировую экономику; 4) создание современной инфраструктуры, привлекательной для развития несырьевых отраслей экономики и транзита продукции других стран; 5) активизация привлечения иностранных и отечественных инвесторов для создания производств по выпуску новой высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью; 6) формирование современного регионального сервисного центра услуг; 7) развитие науки и образования для стимулирования новых технологических разработок и обслуживания высокотехнологичных производств; 8) достижение устойчивой конкурентоспособности государства в мировой и региональной экономике.

Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости является стратегическим приоритетом политики государства, так как это направление должно создать надежный фундамент для развертывания остальных приоритетных направлений индустриально-инновационной стратегии. Макроэкономическая стабильность экономики Казахстана характеризуется уровнем и динамикой таких показателей как реальный рост ВВП, ВВП на душу населения, уровень инфляции, чистый приток иностранных инвестиций, динамика международных денежных резервов, уровень государственного внешнего долга по отношению к ВВП, сальдо торгового баланса, дефицит (профицит) государственного бюджета, уровень налоговой нагрузки на предпринимателей и т.д. Данный приоритет отражает качество экономического роста страны, имеет устойчивые показатели, характеризующие стабильность и высокие темпы развития экономики, ее социальной сферы.

Другим стратегическим макроприоритетом выступает рациональное и продуктивное использование сырьевых ресурсов, так как Казахстан располагает крупными в мировом масштабе запасами нефти, газа, руд черных и цветных металлов. Бурное развитие мега-рынков – России и Китая делает перспективным формирование экспортных площадок для удовлетворения спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, производимую на базе профильных для Казахстана сырьевых ресурсов.

Конкурентоспособности экономики страны невозможно достичь без интеграции в мировую экономику как глобальную систему торгово-экономических отношений, которая формализована в форме ВТО. Поэтому вступление Казахстана в ВТО и развитие регионального экономического сотрудничества является приоритетом, способным стимулировать конкуренцию на внутреннем рынке, обеспечить беспрепятственный доступ отечественных товаров и услуг на рынки других стран. Интеграция Казахстана в мировую экономику, неотъемлемой частью которой является экономическое пространство стран СНГ, должна способствовать созданию новых условий конкуренции на внутреннем рынке и выходу национальных компаний на внешние рынки сбыта товаров и услуг, тем самым повышая конкурентоспособность национальной экономики.

Инициативное участие Казахстана в таких региональных интеграционных объединениях, как СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ЕЭП, вызвано объективной экономической целесообразностью. Вместе с тем, межгосударственные экономические отношения на пространстве СНГ строятся по большей части на двухсторонней основе. При этом следует признать, что коллективное сопротивление рискам, присущим глобализации, более эффективно. Поэтому современные негативные тенденции в интеграционных процессах стран СНГ, по нашему мнению, вполне преодолимы, с учетом перспективы как в аспекте новых теоретических разработок возникающих проблем, так и с позиции их практической реализации.

Важным приоритетом стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана выступает создание современной инфраструктуры, привлекательной в первую очередь для несырьевых отраслей экономики. Наличие современной производственной и социальной инфраструктуры в стране выступает необходимым фактором ускоренного и качественного развития экономики. При этом первоначальная капиталоемкость обеспечивается ведущей ролью государства в их формировании. Большая территория Казахстана и ее геотранзитный характер диктуют необходимость динамичного развития современных энергетических, транспортных и телекоммуникационных комплексов. Применительно к комплексной модели индустриально-инновационной стратегии страны критерием оптимальности является функционирование модели, которая признается более эффективной из возможных вариантов развития национальной экономики.

Стратегическим приоритетом конкурентоспособности и его критерием выбрано вхождение Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Этот базовый критерий отражает как количественные, так и качественные признаки конкурентоспособности экономики страны. Критериями приоритета макроэкономической стабильности Казахстана, как отмечалось, являются качественные параметры и темпы роста ВВП. Приоритет рационального использования имеющихся сырьевых ресурсов целесообразно оценивать по критерию доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП. Критерием углубления интеграции Казахстана в мировую и региональную экономику (на пространстве СНГ) может являться значение уровня общего экспорта и импорта к ВВП (мировой рынок), экспорта и импорта со странами СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП к ВВП (региональный рынок). Приоритет создания современной инфраструктуры может быть оценен по уровню прироста мощностей: в электроэнергетике – производство электроэнергии, на железнодорожном транспорте – протяженность путей и грузооборот, в том числе транзитный, в сфере телекоммуникаций – пропускная способность сетей. Критерий приоритета привлечения иностранных и отечественных инвестиций в развитие новых производств может характеризоваться долей иностранных и отечественных инвестиций в обрабатывающую промышленность в общем объеме инвестиций. Приоритетность современного регионального сервисного центра можно оценивать по критерию доли услуг, предоставленных в сфере туризма, торговли, финансов, медицины, информатики в ВВП.

Стратегию индустриально-инновационного развития можно разделить на два крупных этапа. На первом этапе локомотивом экономического роста будет являться нефтегазовый сектор. Поэтому стоит задача увеличения добычи нефти, строительства нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий для производства продукции с большей товарной готовностью, расширения экспортных возможностей нефтегазового сектора за счет увеличения действующих мощностей и строительства новых трубопроводов. На втором этапе экономическое развитие должно обеспечиваться за счет роста производительности труда и развития несырьевых отраслей экономики, что обеспечит увеличение доходов и качественные изменения в социальном развитии общества.

2. Проблемы структурно-инновационной динамики экономик Казахстана и России. Общепризнано, что ХXI век унаследовал крупные проблемы и противоречия прошедшего столетия. Основные из них –ужесточение конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта, возрастание их глобальной роли транснациональных корпораций и их прямое влияние на мировую экономику. В этом аспекте перед Россией, Казахстаном, другими странами СНГ стоит необходимость решения двух основополагающих проблем: во-первых, укрепление внутреннего рынка путем развития межрегиональных экономических связей и интеграции со странами СНГ, ЕврАзЭС и ЕАП; во-вторых, разработка и законодательное оформление промышленной политики, направленной на создание принципиально нового подхода к разрешению глубочайших системных противоречий между потребностями населения и возможностями государства.

За радикальными реформами в странах СНГ последовали быстрое разрушение производственных связей, прогрессирующая инфляция, повышение энергоемкости конечного продукта. Некоторые из прежних проблем удалось устранить, в том числе выпуск устаревшего оборудования и другие. Вместо них возникли новые серьезные проблемы, хотя имелись предпосылки к эффективному ведению хозяйства – начали складываться производственные связи на рыночной основе, изменившие порядок осуществления поставок и система ценообразования в России и Казахстане.

Главная опасность нынешнего трансформационного периода – значительное уменьшение национальной товаропроизводящей базы. Россия и Казахстан становятся огромным рынком сбыта для промышленно развитых держав, страдающих от перепроизводства. Россия имеет емкий рынок, причем он чрезвычайно дешевый и удобный для тех, кто хочет просто продавать свою продукцию. Фактически нарушен процесс продвижения собственной продукции на внутренний рынок. Российские аналитики отмечают, что не всегда платятся налоги государству, медленно пополняются пенсионный и другие социальные фонды, усиливается социальная напряженность и экономическая нестабильность. Макроэкономические показатели, как видно из данных Всемирного банка, отражают воспроизводственную динамику (табл. 3).

Таблица 3

Макроэкономические показатели динамики экономик Казахстана, России и по группам стран, среднегодовые темпы прироста (снижения) в %

А – 1990-2000 гг. Б – 2000-2004 гг.,

Казахстан Россия Весь мир Страны со средним и низким доходом Страны с высоким доходом

Валовой внутренний продукт А -4,1 -4,7 2,0 3,9 2,7

Б 10,3 6,1 2,5 4,8 2,0

загрузка...