Delist.ru

Социально-экономическое развитие региона и его предприятий на основе повышения эффективности человеческого капитала (30.08.2007)

Автор: Королев Олег Петрович

Особенностью стратегического планирования региона является учет достижений социально(экономической консолидации, основанный на том, что повышение уровня жизни в области не может быть делом только региональных органов власти, тем более ( одного из уровней власти. Данная стратегическая цель требует согласования интересов и скоординированных действий федерального центра, региональной власти, делового и общественного секторов. Это предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйственный механизм ответственности власти и основных субъектов «социального контракта» за достижение согласованных параметров уровня жизни населения.

Одним из путей достижения социально-экономической эффективности региона и его предприятий является создание особых экономических зон (ОЭЗ).

Так, особая экономическая зона промышленно(производственного типа создается в Грязинском районе (площадь свыше 10 км2, более 50 резидентов, объем инвестиций ( 21,5 млрд р., 13 тыс. рабочих мест). Инструментом, позволяющим решить проблему преодоления сложившейся моноотраслевой структуры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих производств с высокой долей добавленной стоимости, станет создание на территории области образования с особыми экономическими условиями функционирования, так называемой особой экономической зоны промышленно(производственного типа в рамках Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Целью создания ОЭЗ является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создание на соответствующей территории современных промышленно(производственных комплексов, отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить высокотехнологичное производство по выпуску продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики и стимулирование экспорта продукции.

На первом этапе создания ОЭЗ (2006(2008 гг.) планируется привлечение прямых иностранных инвестиций в Липецкую область для организации производства комплектующих для холодильников и стиральных машин, а также нового обрабатывающего производства.

Важное условие привлечения инвестиций в ОЭЗ ( наличие территории с предварительно созданной инфраструктурой для ведения бизнеса, подъездными путями и дорогами, коммуникациями, энергетическим обеспечением, средствами связи, объектами коммунального хозяйства, офисами и др.

Предполагаемые бюджетные затраты на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ составят 1,56 млрд р., в т.ч. из федерального бюджета ( 760 млрд р., из бюджета Липецкой области ( 800 млн р. (привлечение бюджетных средств планируется на первом этапе).

Таблица 19 ( Ассигнования на проектирование, создание и развитие объектов инфраструктуры

Показатели Годы

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016-2025

Количество

резидентов, шт. 19 19 19 29 36 44 51 51 51 51 51

Объем инвестиций, млн р. 1995 2660 4060 4410 3720 2540 2140 - - - -

Объем производства, млн р. 0 2360 11154 27456 32561 38896 47426 50965 52853 54347 55000-132655

Количество рабочих мест, чел. 500 1900 5740 6441 7639 9125 11957 12400 12630 12750 12750

Среднемесячная заработная плата 1 работающего, р. 9900 10800 12420 14283 16425 18068 19875 21862 24049 26453 29098-

Поступления в федеральный бюджет, млн р. 1,0 479,8 2262,8 5553,6 6589,0 7877,2 9608,0 10328,0 10715,1 11023,2 12000-

Поступления в территориальный бюджет, млн р. 1,66 140,96 658,56 1609,3 1910,7 2685,1 3240,1 2999,9 3114,1 3205,2 3500-8400

Доказано, что дополнительным эффектом от создания ОЭЗ будет:

преодоление моноотраслевой структуры промышленности, снижение доли черной металлургии до 50 % (в 2004 г. ( 71,4%);

сокращение импорта продукции на 1,2 млрд р. или на 9 % к уровню 2005 г.;

рост экспортного потенциала области более чем на 180 млрд р., или в 1,8 раза к уровню 2005 г.;

рост поступления в бюджеты всех уровней дополнительных налогов до 15 млрд р. после реализации проекта. Повышение устойчивости бюджета области;

создание в области центра концентрации промышленности и наукоемких технологий;

организация экологически чистых производств;

общее улучшение инвестиционного климата в области;

увеличение объемов государственной поддержки развития сельского хозяйства, субсидирование лизинга и иных льготных схем закупки сельхозтехники, производимой в ОЭЗ;

развитие территорий: Грязинский район, г. Липецк, Липецкий район; прогнозируется по кооперации: г. Елец, Лебедянский, Усманский районы.

Как специальная зона развития предприятий бытовой техники создается кластерная зона. Регион является пионером в привлечении реальных корпоративных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств на территории России. На основании рассмотренных в диссертации инструментов использования кластерных систем на базе применения продукции Новолипецкого металлургического комбината было осуществлено привлечение итальянских корпораций к созданию в области завода по производству холодильников (60 % в общем объеме производства по России). Фактически впервые в современной России было развернуто мощное импортозамещающее производство.

По методу главных компонент выявлено, что Липецкая область попадает в класс областей, в котором преобладает инновационный потенциал (рис. 6).

Рисунок 6 ( График поверхности, аппроксимирующий зависимость трех компонент

2.10. Методика снятия перегрузок менеджера и определения издержек в политике управления социальным ресурсом

Выяснено, что перегрузки в управленческой деятельности могут быть рассмотрены с точки зрения трёх подходов: одномерный подход (когда причины перегрузок заключены в личности менеджера); двухмерный конструкт (эмоциональное истощение менеджера, с одной стороны, вызывающее неэффективные действия подчиненных в результате деформации в отношениях с людьми); трехмерная компонентная модель (эмоциональное истощение ( неверные действия подчиненных ( негативное оценивание менеджером своих достижений) (рисунок 7).

Рисунок 7 ( Снятие перегрузок в деятельности линейного менеджера

Первый подход (учет перегрузок как перенапряжения в деятельности руководителя), связывается со стрессами – эмоциональными истощениями, вызванными длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Этот одномерный подход объясняется «хронической усталостью» руководителя, который может перейти в деятельное состояние посредством передачи некоторых полномочий менеджеров профессионалам по управлению персоналом.

Второй подход (учет перегрузок в системе двухмерного конструкта). Современный подход выделяет приоритетность менеджмента персонала перед менеджментом производственно-хозяйственной деятельности. Поскольку только плодотворная совместная деятельность внутриорганизационного менеджмента и всего коллектива гарантирует успех организации, конечной целью работы с персоналом является обеспечение максимального сближения ожиданий руководителей (одно измерение) и интересов работника (другое измерение), связанных с профессиональной деятельностью (в целом двухмерный конструкт). Однако эмоционально-напряженные или затрудненные отношения между руководителем и подчиненным приводят к конфликтам или неблагоприятному психологическому климату в трудовом коллективе.

Третий подход понимается следующим образом: учет в деятельности руководителя эмоционального истощения, деперсонализация, редукция личных достижений.

Доказано, что в структуре отдела «Управление персоналом» в зависимости от численности работающих и стоящих задач могут создаваться различные сектора, бюро, группы, объединяющие специалистов по работе с кадрами, укреплению дисциплины, психологической работе с руководителями (определение степени перегрузок и «психологической усталости» руководителя), а также по выявлению тех функций, которые необходимо делегировать отдельным исполнителям.

Одним из методов снятия перегрузок является привлечение дополнительных работников. Так, в летние периоды привлекаются дополнительные работники на пищевые предприятия (приблизительно до 30 % от общего объема работников), интенсивность деятельности работников отдела кадров увеличивается. Однако этот показатель не учитывается при планировании деятельности данного подразделения и при оплате труда его работников. Предлагаем отразить использование фактора привлечения дополнительных работников в летнее время на пищевых предприятиях в виде средневзвешенной оценки привлеченных работников на одного специалиста отдела кадров. Рассмотрим динамику показателей: средневзвешенный объем привлеченных рабочих на одного работника отдела кадров (F1), входящего структурно в подразделение «Управление персоналом», и средневзвешенный объем привлеченных рабочих на одного работника предприятия (F2).

Рисунок 8 – Динамика отдельных показателей работы пищевого предприятия

загрузка...