Delist.ru

Социально-экономическое развитие региона и его предприятий на основе повышения эффективности человеческого капитала (30.08.2007)

Автор: Королев Олег Петрович

Работа включает 85 таблиц, 53 рисунка и 415 наименований литературных источников.

Положения, выносимые на защиту:

1 уточненное содержание категории «структура человеческого капитала»;

2 концепция социально(экономического развития региона и его предприятий на основе человеческого капитала;

3 региональные особенности использования человеческого капитала на основе взаимосвязи между малым, средним и крупным бизнесом;

4 мониторинг управленческой структуры региона и его предприятий на основе учета их сильных и слабых сторон;

5 этапы развития инноваций как проявление человеческого капитала региона;

6 методы стимулирования развития инновационного капитала;

7 экономический механизм измерения и оптимизации деятельности человеческого капитала области и предприятий на основе конкурентных преимуществ обучающихся организаций;

8 система реорганизационных изменений предприятий как социального феномена;

9 модель стратегического планирования региона в условиях глобализации и ситуации выбора;

10 методика снятия перегрузок менеджера и определения издержек в политике управления социальным ресурсом.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

2.1. Уточненное содержание категории «структура человеческого капитала».

В исследовании приводятся современные подходы и концепции человеческого капитала (таблица 1).

Выявлено, что для экономики региона и его предприятий наиболее приемлемым является то определение, которое приводит Г. Автономов.

Таблица 1( Классификация понятия «человеческий капитал»

Автор Содержание

Г. Беккер Имеющийся у каждого запас знаний, навыков и мотиваций

Т. Шульц Сумма знаний, личностных особенностей, которыми располагают отдельно взятый человек или коллектив

Т. Г. Мясоедова Стартовый капитал: здоровье, наследственные факторы, условия жизни;

приобретенный капитал: запас знаний, навыков и других личностных способностей, которыми располагает человек или коллектив, способный приносить доход в той или иной форме

Г. Автономов Совокупность природных способностей, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, нравственных ценностей и культуры, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения

С. А. Дятлов Способности, приносящие доход

А. Ф. Лысков Физическая, духовная, социальная составные человеческого капитала

О. П. Королев Знания, навыки и способности, принадлежащие индивиду; коллективные суждения и выводы, мотивируемые руководством предприятия и приносящие доход как индивиду, так и коллективу

Считаем отправной точкой в рассматриваемой категории мнение Г. Беккера о том, что рациональное поведение руководителя предприятия (предпринимателя или работодателя) ( ожидаемая предельная норма отдачи от вложений в инвестиции на обучение работников, приводящая менеджера к экономически целесообразному принятию решения. Нормы отдачи служат регулятором распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о переинвестировании, низкие – о недоинвестировании.

В исследовании изучен также подход, классифицирующий человеческий капитал на стартовый и приобретенный. К стартовому отнесены: состояние здоровья, наследственные биологические факторы (природные способности), доходы семьи (условия жизни) и т.д. К приобретенному – знания, полученные в вузе, школе, на рабочем месте, развитые способности и умения и т.д. В приобретенном «человеческом капитале» основную роль играют мотивации к обучению, развитию нравственных ценностей и ориентиров, общению и т.д.

В исследовании учтено, что, если акцент в словосочетании «человеческий капитал» делать на слово «капитал», то необходимо говорить об отношениях, в результате которых предприятие и индивид получают доход. К. Маркс писал о том, что капитал – это не вещь, а определенное общественное, принадлежащее исторической формации, отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер. Следовательно, состояние «человеческого капитала» зависит от формации и развития производительных сил.

Если же акцент делать на слово «человеческий», то необходимо учитывать личностные свойства и характеристики отдельного человека или коллектива предприятия, следовательно, выявлять определенный уровень развития рабочей силы, когда её владелец (работник) посредством труда создает новую стоимость, превышающую стоимость рабочей силы (доход предпринимателя).

В авторском определении понятия «человеческий капитал» имеются в виду производственные отношения между работниками и управленцами предприятия, учитывающие развитие их способностей и знаний, которые делают предприятие доходным и конкурентоспособным.

Итак, человеческий капитал ( системное понятие, состоящее из двух частей: интеллектуального и социального капиталов. Связкой обеих частей человеческого капитала является характерная черта – сотрудничество и мотивация, без которых человеческий капитал не является таковым, поскольку не приносит доходность предприятию и в целом региону.

2.2. Концепция социально(экономического развития региона и его предприятий на основе человеческого капитала

Концепция социально(экономического развития региона и общества, региона и предприятий с учетом человеческого капитала заключается в обосновании теоретико(методологических и мотивационно(динамических основ взаимодействия в составе совокупного производительного капитала личностных и профессиональных характеристик индивидов, включающих их уникальность, не сводимую к рыночным трансформациям, учитывающих факторы культуры, охраны здоровья, улучшение условий труда, обучение персонала, совершенствование инфраструктуры информационных систем, создание и реализацию нововведений (рисунок 2).

Рисунок 2 – Концепция социально(экономического развития региона и его предприятий на основе расширения возможностей человеческого капитала

Автор обращает внимание на точку зрения марксистов, в которой капитал рассматривается, как стоимость, приносящая ее владельцу прибавочную стоимость. В зависимости от роли, которую отдельные части капитала играют в процессе производства стоимости и прибавочной стоимости, капитал делят на постоянный и переменный. Так, постоянный капитал (стоимость средств производства) в процессе производства не изменяется. Переменный ( служит стоимостью авансирования на покупку рабочей силы, он в процессе производства изменяется, т.е. рабочий своим трудом не только воспроизводит стоимость рабочей силы, но и создает прибавочную стоимость.

Автором в качестве составляющей «человеческого капитала» выделен так называемый социальный капитал. Показано, что интерес современных ученых в последнее время сконцентрировался вокруг различных аспектов социального капитала и его влияния на разные сферы жизнедеятельности человека и страны, такие, как экономическое развитие предприятий и общества в целом, условия жизни населения, образование, окружающую среду, приток инвестиций в регион и на отдельные предприятия; здоровье населения страны; развитие информационных технологий, развитие сельского хозяйства, урбанизацию регионов; уровень развития преступности в стране и регионах, состояние культуры в обществе и организациях. Категория «социальный капитал» ( всеобъемлющая категория, учитывающая интересы поставщиков, производителей, потребителей, базирующаяся на доверии и ответственности всех сторон, задействованных в процессе производства и коммерции.

В работе указано, что в настоящее время наряду с процессами глобализации, характеризующими процветание корпораций, которые в ХХ веке определяли мощь экономики ведущих стран мира, возникают предприятия (общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества, потребительские союзы, индивидуальные предприятия), небольшие по численности, но влияющие на экономику региона инновационными достижениями.

Радикальные изменения, начавшиеся с процессами интеллектуализации предприятий в середине 70(х годов на Западе (в нашей стране с начала 90(х годов ХХ столетия), существенно сократили численность занятых в промышленных гигантах. Так, в США численность рабочей силы в промышленности с 34% в 50(х годах сократилось до 15% в 90(х годах. И примерно треть этих людей – не промышленные рабочие, а специалисты, имеющие дело с информацией: бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры, маркетологи и т.д.

По мере продвижения от машинной к информационной экономике прогресс в области управления позволяет человеку принимать участие в производственных процессах, даже находясь на значительном расстоянии от главного офиса.

загрузка...