Delist.ru

Становление и развитие кооперативной школы Республики Мордовия (1925-2005 годы) (30.08.2007)

Автор: Кевбрина Ольга Борисовна

В 1980-е гг. в штатное расписание училища были введены должности старшего мастера и мастеров производственного обучения. Общая методическая проблема, над которой работал коллектив училища в 1986–1992 гг., заключалась в совершенствовании форм и методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, улучшении комплексного методического обеспечения уроков и усилении профессиональной ориентации в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В 1983 г. в училище был создан педагогический кабинет, который накапливал, систематизировал, обобщал материалы по учебно-воспитательной и методической работе, оказывал помощь преподавателям, пропагандировал идеи лучших педагогов, мастеров производственного обучения. В целях совершенствования педагогического процесса в училище работали цикловые комиссии: общественно-экономических дисциплин, товароведных дисциплин, технологии торговых процессов и производственного обучения. Работа в училище координировалась педагогическим советом.

Нередко в его работе с правом совещательного голоса принимали участие члены правления Мордовпотребсоюза, начальники отделов, практические работники системы. Заключительным этапом обучения в ПТУ являлась предвыпускная производственная практика, которая проходила в мае – июле на лучших предприятиях системы потребсоюза в основном по месту жительства учащихся. Она завершалась приемом комиссией пробных работ на производстве. По результатам работ и сдачи квалификационных экзаменов учащимся присваивались соответствующие разряды.

Политико-воспитательная работа в Саранском кооперативном училище проводилась и согласовывалась с идеями марксизма-ленинизма, что было

свойственно всем учебным заведениям того периода. В училище активно занимались пробуждением интереса и любви к избранной профессии, а также нравственным воспитанием учащихся. С этой целью организовывались беседы,

лекции, конференции и т. д. Большая работа проводилась с молодыми кадрами в райпо, организовывались соревнования, конкурсы. Важная роль в усилении воспитательной и организационно-массовой работы отводилась советам

молодых специалистов. Однако в деятельности общественных организаций имелись существенные недостатки. Весь коллектив училища, включая учащихся принимал участие в профориентационной работе. Она проводилась в течение всего учебного года и включала в себя следующие пункты: профориентационная работа в районах, школах, профессиональное воспитание учащихся,

профессиональный отбор.

Педагогический коллектив училища и кадровые службы райпо проводили большую работу по закреплению кадров. Основными причинами текучести кадров признавались семейные обстоятельства, переход в другие отрасли народного хозяйства, разочарование в профессии, отсутствие нормальных условий труда и быта. Чрезвычайно слабо была организована 3-месячная стажировка выпускников в потребительской системе. Материалы анализа деятельности бывших учащихся рассматривались на заседаниях педсовета. Проводились конференции выпускников. Преподаватели, мастера производственного обучения поддерживали тесную связь с учениками. Итогом работы педагогического коллектива можно считать в целом хорошую закрепляемость выпускников на производстве. Многие выпускники закончили высшие кооперативные учебные заведения и работали директорами торговых предприятий, заведующими магазинами, бухгалтерами, ответственными работниками потребительской кооперации.

Финансовые трудности первых лет рыночных реформ поставили под угрозу само существование кооперативного училища. Согласно постановлению правления Мордовпотребсоюза «О преобразовании Саранского кооперативного профтехучилища в учебно-производственный комплекс и ликвидации самостоятельной базы училища» 1 июля 1992 г. оно перешло на баланс кооперативного техникума. Эти учебные заведения были преобразованы в учебно-производственный комплекс «ПТУ – техникум». В качестве альтернативы училищу в 1993 г. в Саранском филиале Московского университета потребительской кооперации была организована довузовская профессиональная подготовка, осуществляемая через лицей. Лицей явился одной из форм дополнительного образования, позволявшей активизировать знания и умения учащихся, необходимые для последующей учебы, приобретать навыки интеллектуальной деятельности и в итоге получить диплом кооперативного вуза. К 2005 г. подготовка в лицее велась через дневную, вечернюю и заочную формы обучения по следующим специальностям: «Бухгалтерский учет и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Товароведение и экспертиза потребительских товаров», «Юриспруденция». В 2005/06 учебном году в СКИ была возобновлена работа профессионального училища.

Второй параграф – «Подготовка специалистов средней квалификации» – освещает проблему кадров и работу кооперативного техникума

в 1970-х – начале 2000-х гг., его учебно-материальную базу и организацию учебного процесса.

В 1970-х гг. все руководящие работники и специалисты потребкооперации как районного звена, так и потребительских обществ имели возможность получить среднее специальное образование. К этому времени Саранский кооперативный техникум стал одним из крупнейших в системе потребительской кооперации РСФСР. В техникуме работали 6 цикловых комиссий: общеобразовательных, учетно-плановых, общественных, технологических, товароведно-технологических дисциплин, по начальной военной подготовке и физическому воспитанию, – курирующих вопросы успеваемости студентов, качества преподавания, развития активных форм и методов работы со студентами, практической направленности обучения, совершенствования профессионального мастерства педагогов. Руководство техникума не оставляло без внимания вопросы повышения педагогического мастерства своих преподавателей. При методическом кабинете с этой целью была создана школа для молодых преподавателей, опытные педагоги которой проводили семинарские занятия, консультации по вопросам организации учебного процесса, планирования работы преподавателя, самостоятельного изучения педагогики, психологии, методики преподавания, по проблемам воспитательной работы, применения на занятиях технических средств обучения.

Саранский кооперативный техникум готовил специалистов не только для Мордовии. Зона его обслуживания включала в себя Горьковскую, Куйбышевскую, Пензенскую, Кировскую, Ульяновскую области, Марийскую, Чувашскую АССР. Ежегодно количество желающих поступить в техникум превышало план приема более чем в 2,5 раза. Мордовпотребсоюз на основе плановых заданий Роспотребсоюза ежегодно устанавливал план приема абитуриентов для 22 райпо Мордовии и осуществлял постоянный контроль за его выполнением, оказывал помощь в наборе. Работники центрального аппарата, выезжая в командировки, проводили профориентационную работу и анализировали закрепляемость молодых специалистов, вопросы их адаптации. также выяснялись недостатки в подготовке специалистов, принимались решения, которые контролировались по срокам исполнения. Много внимания уделялось практической подготовке учащихся техникума. Базами практики служили лучшие предприятия торговли и общественного питания Мордовпотребсоюза и потребсоюзов закрепленных областей и автономных республик РСФСР, а также пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха старшеклассников, турбазы, расположенные в Мордовии и за ее пределами. В поле зрения руководства техникума всегда находились вопросы трудового воспитания. Летом учащиеся работали на различных консервных комбинатах. Они принимали участие в строительстве торговых объектов, общежития Саранского кооперативного института, в ремонте зданий техникума и общежития. Учащиеся техникума, как и училища, также занимались сбором лекарственно-технического сырья и грибов, трудились в торговых отрядах на подмене продавцов во время отпусков, оказывали помощь Мордовпотребсоюзу в заготовке и переработке овощей, картофеля в районах республики. Много внимания уделялось спорту.

Техникум полностью обеспечивал молодыми специалистами систему потребительской кооперации Мордовии. С 1975 по 1990 г. контингент учащихся был стабилен и колебался в пределах 1 200–1 500 чел. К 1992 г. было отменено бюджетное отраслевое финансирование техникума. Количество штатных преподавателей стало убывать. Материально-техническая база перестала соответствовать необходимым требованиям. Заработная плата преподавателям и сотрудникам выплачивалась нерегулярно. При отсутствии финансирования руководство техникума пыталось найти выход из затруднительной ситуации. Обстоятельства вынуждали его заниматься изысканием собственных средств. В 1993 г. совместно с Мордовпотребсоюзом было принято решение частично перейти на платное обучение. Одновременно были открыты новые, престижные, специальности – «Менеджмент», «Правоведение». Несмотря на все усилия, предпринимаемые руководством учебного заведения, контингент учащихся продолжал уменьшаться. Так как в создавшихся условиях техникум мог прекратить свое существование, в 1995 г., согласно совместному решению правления Мордовпотребсоюза и ученого совета Саранского филиала МУПК, он в качестве уровня среднего профессионального образования (СПО) стал составной частью вуза. Благодаря предпринятой мере появилась возможность регулярно выплачивать и даже поднять заработную плату преподавателям и сотрудникам, направить значительные средства на приобретение оборудования и поддержание в хорошем состоянии учебно-материальной базы. Был восстановлен прием учащихся на базе 9 классов, открылись новые специальности. Решая проблему непрерывности образования, руководство Саранского кооперативного института в мае 2000 г. обратилось к министерству образования РМ с просьбой разрешить открыть при школах районных центров профильные классы, провести набор на первый курс СПО института из числа выпускников школ района, имеющих начальное образование.

Целью принятой в 2000 г. Программы развития среднего профессионального образования потребительской кооперации Российской Федерации

на 2000–2005 гг. являлось создание правовых, экономических, организационных, методических, научных условий для обеспечения функционирования

и развития среднего профессионального образования в интересах общества

и государства, потребительской кооперации, отдельной личности и повышения его социальной результативности. Для реализации этого документа в 2000 г. была принята программа развития СПО Саранского кооперативного института, в которой были определены основные направления деятельности и поставлены конкретные задачи перед коллективом до 2005 г. Программа в целом была

успешно реализована.

В третьем параграфе – «Развитие высшей кооперативной школы» – раскрыты и всесторонне обоснованы материально-техническая база, формирование профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская работа и учебный процесс, динамика и структура подготовки специалистов высшей квалификации, а также воспитательная работа со студентами.

Открытие Саранского филиала МКИ состоялось в сентябре 1976 г. В первые два года обучение велось только заочно. Успешная работа руководства филиала по созданию и укреплению учебно-материальной базы позволила с 1978 г. начать подготовку кадров и очно. Для выявления наиболее подготовленных работников и направления их для получения высшего образования при правлениях областных и республиканских организаций потребкооперации обслуживаемой зоны стали создаваться советы содействия студентам-заочникам. В 1978 г. приказом по филиалу были учреждены советы по учебно-методической и воспитательной работе, в 1979 г. – советы и комиссии по учебно-воспитательной работе. С расширением студенческого и преподавательского коллектива возникла необходимость создания структурных подразделений – факультетов, кафедр. В 1980 г. в филиале были организованы заочный факультет и 3 кафедры: общественных наук, общеобразовательных и специальных дисциплин. В августе 1985 г. по решению Центросоюза СССР был открыт учетно-экономический факультет с очной формой обучения. В том же году кафедра экономических дисциплин была разделена на две: кафедру бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности и кафедру экономики торговли.

В первые годы существования филиала значительный вклад в организацию учебной работы внесли преподаватели Мордовского государственного университета и Мордовского государственного педагогического института, трудившиеся в качестве почасовиков. Помощь, поддержку и ценные советы руководство и преподаватели филиала постоянно получали от администрации и заведующих кафедрами Московского кооперативного института.

В поле зрения дирекции филиала всегда находились и вопросы воспи-тания студенчества: идейного, этического, эстетического, физического, тру-дового. Были организованы кружки художественной самодеятельности: хоровой, драматический и хореографический. На факультете общественных профессий работали секции молодого лектора, общественных контролеров, референтов-переводчиков, спортсменов-инструкторов. В 1979 г. студенты дневного

отделения в составе четырех стройотрядов трудились в совхозе «Свердловский», на строительстве Кадошкинской межрайонной оптовой базы и на Саранском комбинате ЖБК.

В первые годы филиал испытывал трудности с организацией научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Такое положение было обусловлено главным образом тем, что многие преподаватели прежде не были связаны с деятельностью потребительской кооперации, поэтому они продолжали свои исследования по индивидуальному плану. Однако очень важно было установить общую для филиала научно-исследовательскую тему. К концу 1980 г. она была определена и сформулирована следующим образом: «Модель организации торговли и общественного питания в сельском административном районе». В научно-исследовательскую деятельность вовлекались не только преподаватели, но и студенты. В декабре 1979 г. в филиале была проведена первая студенческая теоретическая конференция, посвященная 50-летию образования мордовской автономии.

Качество обучения во многом определяется степенью обеспеченности студентов необходимой учебной и учебно-методической литературой. Понимая это, многие преподаватели в первой половине 1980-х гг. издали ряд учебно-методических разработок. Ученые вуза продолжали свои научные исследования, результаты которых были опубликованы в книгах и брошюрах. Руководство филиала стимулировало работу над кандидатскими и докторскими диссертациями. Во второй половине 1980-х гг. доля преподавателей филиала, имевших ученые степени и звания, достигла 60 %.

В 1980-е гг. филиал обслуживал 9 областей и республик Поволжья.

С 1982 г. кооперативные организации региона стали направлять сюда студентов с отрывом от производства по целевому набору. Их число постоянно увеличивалось и в 1985 г. превысило половину от общего набора. Укрепление связи филиала с предприятиями и организациями потребкооперации становилось

все более актуальной задачей. С 1983 г. студенты стали писать дипломные работы на материале и по заказам этих предприятий и организаций. Укреплению связи учебного процесса с производством способствовало открытие в Мордовпотребсоюзе филиалов трех кафедр: экономики торговли, бухгалтерского

учета, товароведения и организации торговых процессов. Учебные занятия на выпускающих кафедрах стали проводиться не только в аудиториях, но и на предприятиях Мордовпотребсоюза, Министерства торговли, на базах, в торговых центрах, универмагах.

К началу 1990-х гг. филиал располагал большими возможностями для улучшения качества подготовки кадров, роста квалификации профессорско-преподавательского состава, но его работа осложнялась ввиду трудностей, которые возникли в стране из-за экономической и политической перестройки советского общества. Нестабильное и неполное централизованное финансирование привело к тому, что в 1991 г. коллектив филиала сократился на 27,5 штатной единицы, в том числе на 6 преподавателей. Недостаток средств обусловил и ускорил переход на компенсационную основу обучения как по дневной, так и по заочной форме. В 1992/93 учебном году филиал из бюджетной организации превратился в самофинансирующуюся, при этом ему было дано право готовить специалистов для других систем народного хозяйства. Спектр специальностей, по которым велась подготовка кадров высшей квалификации в филиале, в

1990-е гг. непрерывно качественно обновлялся. Если в 1991 г. по дневной форме обучения готовили выпускников только по одной специальности – «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», по заочной – по четырем: «Экономика и управление в торговле и общественном питании», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Товароведение продовольственных товаров и организация коммерческой деятельности», «Товароведение непродовольственных товаров и организация коммерческой деятельности», то в 1995 г. очная подготовка шла уже по четырем специальностям: «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Мировая экономика», заочная – по пяти: «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Экономика и управление на предприятии», «Товароведение и коммерческая экспертиза качества потребительских товаров». В 2003/04 учебном году очно вуз готовил специалистов уже по всем специальностям. В 1998 г. на очном отделении была открыта специальность «Товароведение и экспертиза товаров», в 1999 г. – «Экономика и управление на предприятии», в 2003 г. – «Прикладная информатика (в экономике)». В 1994 г. открылось отделение, преобразованное в 1995 г. в специальный факультет. Здесь специалистам со средним образованием была дана возможность получить высшее образование по сокращенной программе. Лица, имевшие высшее образование, могли приобрести вторую специальность по новым, перспективным, направлениям развития рыночной экономики. Филиал стал центром подготовки специалистов, способных работать в различных коммерческих структурах, маркетинговых службах, на промышленных предприятиях, в финансово-расчетных центрах, крупных магазинах, фирмах, в сфере внешнеэкономической деятельности в нашей стране и за рубежом.

Осуществлять идею многоуровневой системы подготовки кадров руководство Саранского филиала начало еще в 1993 г., открыв лицей. В 1995 г. в рамках института было организовано СПО. В 1996 г. начал работу факультет повышения квалификации. Необходимость его открытия была продиктована процессом коммерциализации предприятий и организаций потребительской кооперации, которые вместе с приобретением статуса юридического лица получали массу новых обязанностей: самостоятельно вести учет, планирование спроса и предложения, разбираться в системе налогообложения, решать правовые

вопросы и др. В 1997 г. в институте был создан еще один образовательный

уровень – аспирантура.

В 1996 г. Саранский филиал МУПК приобрел статус института (филиала) ОУВПО МУПК. 2004 г. стал поворотным в его истории развития: было создано самостоятельное образовательное учреждение высшего профессионального

образования Центросоюза РФ «Саранский кооперативный институт». В качестве независимого вуза институт прошел комплексную оценку деятельности.

Таким образом, СКИ стал научно-учебным комплексом, осуществляющим многоуровневую подготовку. Совершенствование структуры вуза на этом качественно новом этапе развития потребовало соответствующих кадровых перемещений. Направления научно-исследовательской работы соответствовали приоритетным направлениям развития науки страны, региона и профильной подготовки специалистов в институте. Эффективно развивалось научное сотрудничество с вузами, научными центрами Финляндии, Швеции, проводились совместные научные исследования.

В центре внимания руководства вуза всегда находились проблемы воспитания студентов. В учебные планы кооперативных вузов были введены дисциплины, цель которых – внести в процесс воспитания студентов духовную основу. В 1996 г. в СКИ была утверждена должность проректора по воспитательной работе. В институте осуществляется кураторство, действуют различные студенческие общественные организации. Важным показателем качества деятельности любого вуза является востребованность выпускников обществом, государством. Ежегодный анализ данных Центра занятости населения РМ свидетельствует о том, что выпускники института не зарегистрированы на бирже труда, т. е. они находят работу в регионе и за его пределами. За время существования вуза из его стен вышло более 10 тыс. специалистов, которые трудятся на ответственных государственных и хозяйственных участках работы.

Саранский кооперативный институт прошел небольшой исторический путь, но в результате динамичного развития занял важное место в системе высшего профессионального образования Республики Мордовия. СКИ является центром подготовки и переподготовки кадров в сфере экономики, предпринимательства, финансов, бухгалтерского учета, юриспруденции, товароведческой экспертизы ряда республик и областей европейской части Российской Федерации, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также стран СНГ.

загрузка...