Delist.ru

Становление и развитие кооперативной школы Республики Мордовия (1925-2005 годы) (30.08.2007)

Автор: Кевбрина Ольга Борисовна

В первом параграфе – «Истоки кооперативной школы республики» – рассматриваются попытки решения кадровой проблемы в потребительской кооперации Мордовии организацией кооперативного образования.

В 1920-х гг. складывающаяся потребительская кооперация региона остро нуждалась в кадрах массовых профессий, а также в специалистах средней и высшей квалификации. Первые стационарные кооперативные учебные заведения начали функционировать на территории Мордовии в 1925 г., когда были открыты районные 8-месячные кооперативные курсы. В 1928 г. они были реорганизованы в мордовские окружные, что было вызвано значительным расширением обслуживания районов с коренным населением и нуждой в коопработниках в мордовских кооперативных обществах. Курсы имели два отделения: счетное и организационно-культурное. Кроме них в 1927–1928 гг. дополнительно были проведены различные краткосрочные курсы для работников и актива сельпо. Несомненно, такие курсы были необходимы, но они не могли обеспечить кадрами кооперативную сеть округа, кроме того, слушатели не получали квалификацию, удовлетворяющую потребительские общества. Единственным выходом из такого положения могло стать открытие техникума или кооперативной профессиональной школы. В 1929 г. окружной комитет ВКП(б) создал комиссию по организации Мордовского кооперативного техникума. В январе 1932 г. этот вопрос был решен, однако трудности с помещением и финансированием предрешили судьбу техникума: вскоре он был переведен в Пензу.

В 1929/30 учебном году в стране намечалось создать свыше 20

3-годичных кооперативных профессиональных школ, в том числе в Средневолжской области. Перед ними ставилась задача массовой подготовки квалифицированных специалистов для низовой сети потребительской кооперации. Работа по организации Мордовской областной коопшколы началась весной 1929 г. В 1930 г. в Ардатове начала функционировать областная школа селькоопученичества. Наряду с обучением в стационарных учебных заведениях в облпотребсоюзе не отказывались и от других форм работы с кадрами. В 1932 г. коопкадры стали готовить не только в Саранске, но и в других городах Мордовии. Однако в последующие годы организации потребительской кооперации все больше теряли хозяйственную самостоятельность, усиливалось их превращение в придаток командно-административной системы. Неоправданное свертывание подготовки и переподготовки кадров, систематические чистки привели к провалам в деятельности кооперации. Усугубляла проблему нехватка финансовых средств, и это касалось не только Мордовии. Один за другим в стране закрывались кооперативные техникумы. В целях улучшения подготовки и переподготовки коопкадров в 1938 г. при Мордовпотребсоюзе был организован учебный комбинат. Бюро Мордовского ОК ВКП(б) в связи с острой нехваткой специалистов системы потребкооперации в 1938 г. приняло постановление об открытии в республике кооперативного техникума, но обращение к Правлению Центросоюза СССР с просьбой о строительстве здания для него не нашло положительного отклика. Это заставило правление Мордовпотребсоюза в 1939 г. обратиться в Центросоюз с настоятельной просьбой об открытии в Мордовии годичной бухгалтерской школы.

Итак, с 1934 по 1940 г. система кооперативного образования Мордовии включала преимущественно коопкурсы с максимальным сроком обучения

5–6 мес., в основном для работников учета. К 1940-м гг. прекратили существование курсы для организаторов-культурников, киномехаников, а для товароведов и заготовителей они были сокращены. Вместе с тем резко увеличилась подготовка работников массовых профессий: шоферов, продавцов, поваров, хлебопеков и т. д. Сохраняли свои позиции такие формы, как ученичество, заочное и индивидуальное обучение.

Второй параграф – «Кооперативное образование в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы» – посвящен работе потребительской кооперации по решению кадровой проблемы в годы войны и ее оптимизации в послевоенный период.

В 1941 г. в рамках учебного комбината, действовавшего при Мордовпотребсоюзе, открылась годичная торгово-кооперативная школа, имеющая в составе отделения бухгалтерского учета, плановое, инструкторское, товароведное. Было принято свыше 100 чел. Однако деятельность школы была вскоре приостановлена в связи с началом войны. Кадровая проблема в потребительской кооперации обострилась. Правление Мордовпотребсоюза обязало отдел кадров установить строгий учет номенклатурных работников президиума, создать необходимый резерв выдвижения и замены работников, уходящих в Красную армию. Из-за появления новых проблем и углубления старых годовой план подготовки и переподготовки основных кадров был выполнен лишь на 77,2 %. Еще в первый год войны стал ощущаться дефицит в работниках. Большие трудности с кадрами испытывали райпотребсоюзы и особенно отдельные сельпо. Мобилизация наиболее активных работников на фронт, приход к руководству некомпетентных людей привели к крупным недостаткам в деятельности кооперативных организаций. В 1944 г. проблема кадров приобрела такую остроту, что руководство потребкооперации республики было вынуждено обратиться к населению через газету «Красная Мордовия» с объявлением, что Мордовпотребсоюзу для работы в районах требуются главные бухгалтеры, бухгалтеры, счетоводы, плановики, статистики, товароведы, инструкторы-ревизоры, сырьевщики, пекари, повара.

Большие трудности с кадрами имелись не только в системе потребительской кооперации, но и в государственной торговле Мордовии. Это вызывало озабоченность и тревогу руководства республики. В 1944 г. бюро Мордовского ОК ВКП(б) приняло решение об организации техникума советской торговли с двумя отделениями – товароведным и учетно-плановым (г. Ардатов). Открытие данного учебного заведения – новый этап в подготовке кадров торговли и кооперации. Тем не менее потребительская система Мордовии испытывала острый недостаток в кадрах. Коопкурсы были не в состоянии утолить кадровый голод, но даже в этих тяжелейших условиях мордовские кооператоры оказывали помощь в подготовке специалистов для освобожденных от оккупации районов. По решению Мордовпотребсоюза в феврале 1945 г. была открыта годичная торгово-кооперативная школа. Наряду с техникумом и торгово-кооперативной школой действовали и другие формы обучения, например 3-месячные курсы бухгалтеров сельпо при Торбеевском и Ичалковском райпотребсоюзах с контингентом слушателей 50 чел. Усилилось внимание к массовым формам обучения: семинарам, техминимуму, индивидуально-бригадному ученичеству.

После Великой Отечественной войны проблема подготовки и переподготовки коопкадров стала одной из важнейших. Низкий профессиональный и культурный уровень руководителей и специалистов не только сельских потребительских обществ, но и районного и республиканского звена тормозили развертывание активной торговли на селе, организацию производства и заготовок, раскрытие социальных функций потребительской кооперации. По образовательному, профессиональному уровню руководящие кадры потребкооперации республики в 1946 г. уступали специалистам и руководителям Мордовского облпотребсоюза даже начала 1930-х гг. Впервые в послевоенные годы о специалистах с высшим и средним специальным образованием речь зашла в отчете о работе с кадрами системы потребкооперации МАССР за 1947 г. С этого времени президиум правления Мордовпотребсоюза стал регулярно обращаться к проблемам, связанным с подготовкой таких кадров. Целенаправленная работа правления дала положительные результаты. В 1948 г. на III съезде работников потребкооперации Мордовии была поставлена цель – добиваться, чтобы руководители республиканского и районного звена имели высшее или среднее специальное образование. Такая задача для потребкооперации республики была актуальной, но трудновыполнимой.

В третьем параграфе – «Руководители и специалисты Мордовпотребсоюза» – исследуются проблемы подготовки руководителей и специалистов как для потребительских обществ, так и для районного и областного звена.

Система потребительской кооперации Мордовии на протяжении 1920–

40-х гг. остро нуждалась в кадрах для аппарата кооперативных организаций, особенно областного звена. Наибольшую нужду в кооперативных кадрах испытывали потребительские общества, особенно мордовские. Кадровая проблема обострялась во многом в связи с необходимостью коренизации аппарата потребительских организаций. В 1930-е гг. кооперативные кадры с высшим образованием для мордовской потребкооперации готовили не только в Московском институте потребительской кооперации, но и в Саратовском межобластном и Воронежском кооперативных институтах. Специалистов со средним образованием обучали в Пензенском и Самарском кооперативных техникумах. Тем не менее количество работников потребкооперации со специальной подготовкой в 1930-х гг. оставалось крайне низким. В целях привлечения на кооперативную работу знающих и порядочных людей каждую кандидатуру обсуждали на собраниях пайщиков. Правление Мордовпотребсоюза безжалостно расставалось с теми, кто не оправдывал доверия пайщиков. Однако существовала и другая сторона дела, а именно: партийные и кадровые чистки.

С началом Великой Отечественной войны кооператоры республики работали в экстремальных условиях. Многие рядовые работники и руководители были призваны в Красную армию. Подготовленных специалистов в отрасли становилось все меньше. Кадровая проблема в системе потребительской кооперации резко обострилась в 1943 г. Партийное руководство республики считало, что в Мордовпотребсоюзе слабо занимались подбором и воспитанием работников, не вели борьбу за очищение отрасли от жуликов и воров; обвиняло правление в том, что центральный аппарат, аппараты райпотребсоюзов не были

укомплектованы, имелась большая текучесть сотрудников. За годы войны значительно изменился состав работников потребительской кооперации республики. В кадровой структуре произошли не только серьезные количественные сдвиги, но и существенные качественные: резко снизилось число работников

со специальным образованием.

В конце 1940-х гг. большую помощь в решении кадровой проблемы оказывал кооперации Мордовии техникум советской торговли в Ардатове, который в течение 5 лет (1947–1951) направлял в Мордовпотребсоюз своих выпускников. Однако основными пунктами подготовки сотрудников для потребсистемы республики были кооперативные вузы и техникумы других регионов, а также заочная форма обучения работников-практиков. Молодые специалисты со средним образованием прибывали в Мордовию из Пензенского, Ростовского, Рязанского, Казанского, Чебоксарского, Московского кооперативных техникумов. Служащих с высшим образованием направляли в Мордовию из Московского и Львовского кооперативных институтов.

Во второй главе – «Кооперативная школа Мордовии в 1950-е – первой половине 70-х гг.» – выявляются успехи и ошибки в подготовке кооперативных кадров массовых профессий, анализируются вопросы квалификации специалистов среднего и высшего уровней, прослеживаются динамика и структура кооперативных кадров республики за четверть века.

В первом параграфе – «Подготовка и повышение квалификации кадров массовых профессий» – акцентируется внимание на сохранении и дальнейшем развитии всех основных форм обучения коопкадров массовых профессий.

)довпотребсоюза. В это время велась работа по укреплению ее материальной базы, улучшению учебно-воспитательного процесса. Школа давала достаточно прочные профессиональные знания, навыки работы с людьми. Многие ее выпускники были впоследствии выдвинуты на руководящие должности в кооперативной сети, на комсомольскую, партийную, хозяйственную, преподавательскую работу. В школе осуществлялась разнообразная культурно-воспитательная деятельность. Правление Мордовпотребсоюза внимательно изучало работу торгово-кооперативной школы по установлению связей с лучшими организациями и предприятиями кооперативной системы республики. Одной из важнейших задач оно считало улучшение шефской работы школы в Саранском райпотребсоюзе и, в частности, оказание ему помощи по внедрению прогрессивных методов работы. Однако в связи с открытием в 1957 г. Саранского кооперативного техникума учебно-материальная база торгово-кооперативной школы резко ухудшилась. В ноябре 1955 г. в связи с острой нехваткой продавцов правление Мордовпотребсоюза приняло решение об открытии первого в Мордовии магазина-школы в г. Ардатове. Впоследствии положительный опыт этого магазина-школы был широко использован в работе других таких школ, которые функционировали во второй половине 1950-х – 70-х гг. во многих райпотребсоюзах республики.

Саранский кооперативный техникум стал в первой половине 1960-х гг. основным центром подготовки и особенно повышения квалификации кадров массовых профессий. Многие курсы повышения квалификации начали проводить на учебно-материальной базе техникума и с помощью его преподавателей. Вместе с тем подготовка кадров массовых профессий проходила в трудных условиях. Профтехучилище использовало учебный корпус кооперативного техникума, занятия шли в три смены. Предприятия-школы также не имели своих учебных помещений, общежитий. Только в 1968 г. Мордовпотребсоюз выделил кооперативное училище в самостоятельное учебное заведение, передав ему отремонтированное здание общежития кооперативного техникума под учебный корпус. Правление кооперативной системы планировало подготовку кадров путем индивидуально-практического обучения, повышения квалификации работников на курсах и семинарах. Фактически эти планы не выполнялись.

В конце 1960-х – начале 70-х гг. кооперативные учебные заведения ежегодно направляли в потребительские общества, на межрайонные базы, в хозяйственные организации несколько сотен молодых, образованных работников (продавцов, пекарей, счетных работников, заготовителей и др.). Однако кадровый дефицит, особенно продавцов, не был преодолен, что во многом объяснялось спецификой профессии. Следует отметить, что работники массовых профессий являлись в основном материально ответственными лицами. В то же время на фоне других кооперативных работников они выделялись самым низким культурно-техническим уровнем, более половины из них не имело даже среднего образования, только четвертая часть владела профессионально-техническими знаниями. Вследствие этого на 1970-е гг. руководство Мордовпотребсоюза наметило важные мероприятия по повышению уровня профессиональных знаний кооперативных кадров массовых профессий.

Во втором параграфе – «Развитие и совершенствование среднего и высшего кооперативного образования Мордовии» – рассматривается процесс подготовки сотрудников с высшим и средним специальным образованием, отмечается, что, несмотря на позитивные качественные изменения, насыщенность специалистами потребсистемы находилась в начале 1950-х гг. на низком уровне.

С каждым годом увеличивалось число молодых специалистов, направляемых в республику после окончания кооперативных техникумов и институтов. Кроме Мордовского техникума советской торговли в организации потребительской кооперации республики направляли своих выпускников Московский, Пензенский, Рязанский, Ростовский, Казанский кооперативный техникумы, Московский институт советской кооперативной торговли. Очная и заочная формы подготовки специалистов средней и высшей квалификации развивались успешно и во второй половине 1950-х гг. Однако потребительская система республики была далека от выполнения задачи, поставленной руководством Центросоюза, в соответствии с которой все руководители и ответственные работники районного звена и потребительских обществ должны были иметь среднее специальное образование. Поэтому правление Мордовпотребсоюза приняло решение просить правление Роспотребсоюза об открытии торгово-кооперативного техникума в г. Саранске с набором учащихся на 1957/58 учебный год в количестве 4 групп.

В начале 1960-х гг. в техникуме сложился творчески мыслящий педагогический коллектив. В 1963 г. здесь начал функционировать народный университет торговли. Работа техникума постоянно находилась под пристальным

вниманием руководства Мордовпотребсоюза и государственно-партийных

органов управления. Своевременное вскрытие недостатков, финансовая

поддержка, подбор преподавательских кадров привели к существенному

улучшению материально-технической и учебной базы, повышению качества обучения студентов.

В 1960-е гг. кооперативная школа Мордовии начала систематически готовить кадры для кооперативной сети других областей и республик РСФСР: отделение техников-технологов общественного питания стало межобластным. Саранский кооперативный техникум обучал кадры не только для потребительской кооперации республики. Он стал центром подготовки специалистов и для Министерства торговли, и для других ведомств Мордовии. Часть специалистов готовилась здесь для многих республиканских и областных потребсоюзов Волго-Вятского, Уральского и Западно-Сибирского регионов. В свою очередь, многоотраслевое хозяйство Мордовпотребсоюза нуждалось в таких специалистах, которые не готовились в Саранском кооперативном техникуме. Поэтому Роспотребсоюз направлял абитуриентов из Мордовии в Балашовский заготовительный техникум, Мичуринский технологический техникум и др.

В 1960-е гг. Мордовпотребсоюз не ослаблял своего внимания к подготовке специалистов с высшим образованием. Ежегодно он отбирал в кооперативных организациях для направления на учебу в кооперативные вузы молодых, перспективных работников, имевших опыт практической деятельности в этой сфере. Такие направления получали абитуриенты и по очной, и по заочной форме обучения. В этот же период стали готовить хозстипендиатов – специалистов по направлениям отдельных кооперативных организаций. Особенно эта работа активизировалась после выхода специального постановления Центросоюза СССР (1967). Правление Мордовпотребсоюза выдвигало на руководящие должности не только тех, кто закончил вуз, но и тех, кто продолжал учиться заочно. Однако, пока в республике не имелось собственного кооперативного вуза, проблему кадров с высшим образованием решить было невозможно.

Третий параграф – «Динамика и структура кадрового состава Мордовпотребсоюза» – анализирует интенсивное изменение кадрового состава специалистов потребкооперации Мордовии в 1950-х – начале 70-х гг., что было обусловлено увеличением масштабов торгово-хозяйственной деятельности системы, состоянием ее структуры и организации.

Отрицательной тенденцией движения кадров в системе Мордовпотребсоюза в указанные годы выступала текучесть, частая сменяемость кадров. Она вносила дезорганизацию в работу кооперативных организаций и предприятий, влекла за собой материальные затраты и моральные потери. Частая сменяемость кадров была вызвана их низким образовательным уровнем и крупными недостатками в работе с персоналом как правления Мордовпотребсоюза, так и правлений райсоюзов и сельпо. Выпускникам вузов и техникумов, особенно торгово-кооперативной школы, не везде создавались приемлемые условия для работы, роста квалификации. Некоторые специалисты уходили из отрасли вследствие неудовлетворительных жилищных условий, низкой заработной платы. К середине 1950-х гг. текучесть кадров достигла 30–40 %. Усиленная работа кооперативной школы республики, помощь учебных заведений других регионов способствовали укреплению в 1950-х гг. кооперативной сети Мордовии (потребительских обществ и райсоюзов, ее центрального аппарата) подготовленными кадрами. В 1960-е гг. в связи с ростом и расширением торгово-хозяйственной деятельности кооперативных организаций и предприятий, изменениями в их структуре происходили значительные количественные и качественные колебания в составе коопкадров республики. Кооперативные организации и предприятия получили реальную возможность направлять во все сферы своей деятельности специалистов, прежде всего выпускников Саранского кооперативного техникума. Руководство потребсистемы Мордовии в 1960-е гг. стремилось увеличивать число товароведов. Такими специалистами планировалось обеспечить не только районное звено, но и потребительские общества.

В эти же годы в потребкооперации республики остро ощущался дефицит специалистов для мастерских бытового обслуживания населения. В целях закрепления сотрудников правление потребсоюза намечало меры по улучшению их жилищно-бытовых условий.

Мордовпотребсоюз настойчиво ставил перед Центросоюзом СССР и Роспотребсоюзом вопрос об открытии в республике филиала Московского кооперативного института. Этот вопрос был решен в 1976 г.

В третьей главе – «Совершенствование кооперативного образования Мордовии в 1975–2005 гг.» – рассматриваются начальная профессиональная подготовка кооперативных кадров, кооперативное среднее специальное образование второй половины 1970-х – начала 2000-х гг., ступени становления и совершенствования высшей кооперативной школы (1976–2005).

В первом параграфе – «Начальная профессиональная подготовка кооперативных кадров» – анализируются организационно-методическая, профориентационная, учебно-производственная и воспитательная работа Саранского кооперативного училища, структура и динамика подготовки и закрепляемости кадров массовых профессий, организационные изменения в этой сфере.

Подготовка кооперативных кадров массовых профессий для системы потребительской кооперации осуществлялась в Саранском кооперативном профессионально-техническом училище Мордовпотребсоюза (до 1993 г.), а также на предприятиях-школах и непосредственно на производстве. Несмотря на существенные положительные сдвиги в деле подготовки и воспитания кадров массовых профессий, в системе по-прежнему не хватало квалифицированных сотрудников для отдельных отраслей деятельности. Вопреки взятому правлением Роспотребсоюза курсу на сокращение обучения рабочих кадров путем индивидуального ученичества как не дающего необходимых теоретических знаний и практических навыков Мордовпотребсоюз готовил работников в основном этим методом. К тому же допускалось значительное сокращение сроков подготовки. В 1970-х гг., несмотря на принятые со стороны Центросоюза и Роспотребсоюза меры, подготовка кадров в кооперативном училище также не восполняла потребность в них предприятий системы.

Руководство Мордовпотребсоюза в целях устранения недостатков и улучшения подготовки специалистов разработало в 1977–1978 гг. комплексный план мероприятий по развитию профессионального образования на 1979–1985 гг. Его осуществление позволило обеспечить в целом подготовку кадров массовых профессий через основные, более качественные формы обучения

(на базе кооперативного училища и предприятий-школ), поднять учебный процесс в училище на более высокий научно-методический и педагогический уровень. С этой целью был сформирован штат опытных преподавателей.

загрузка...