Delist.ru

Становление и развитие кооперативной школы Республики Мордовия (1925-2005 годы) (30.08.2007)

Автор: Кевбрина Ольга Борисовна

Таким образом, имеющаяся в нашем распоряжении источниковая база позволяет в полной мере решить поставленные задачи.

Методологическая основа диссертации. Осуществленное исследование включило в себя два синтезированных уровня методологии – общий и частный. Общий уровень представлен основными законами диалектики, что позволяет изучать становление системы профессиональной подготовки кооперативных кадров Мордовии в его поступательном развитии, выявлять противоречивые стороны указанного процесса, определять ведущие тенденции в формировании кооперативной школы региона. Принцип историзма потребовал рассматривать явления и факты в их совокупном развитии, с обязательным выявлением и учетом конкретно-исторических обстоятельств социально-экономи-ческой, политической и образовательной политики государства, эволюции взаимоотношений власти и общественных сил на федеральном и региональном уровнях. Тесная взаимосвязь специального образования, в том числе и кооперативное, с экономической политикой правительства страны и Республики Мордовия, интересами населения (особенно сельского) подразумевает его рассмотрение на основе системного подхода. Это способствовало выявлению внутренних связей в ходе становления кооперативной школы Мордовии.

Частный уровень методологической основы диссертации вобрал в себя конкретно-исторический метод, позволивший установить основные этапы формирования системы кооперативного образования, направления взаимодействия власти, общественности и кооперативных организаций (включая пайщиков) в деле создания и развития системы подготовки кооперативных кадров. Обращение к сравнительно-историческому методу дало возможность путем сопоставления источников раскрыть в ходе формирования трех уровней кооперативного образования – начального, среднего и высшего – как единичные явления, так и определенные закономерности, главная из которых состояла в неразрывной связи с развитием политических и социально-экономических отношений и потребностями хозяйственной жизни. Статистический метод оказался необходимым в сравнении и обобщении цифровых данных при анализе количественных и качественных изменений в ходе подготовки специалистов для потребкооперации и других отраслей народного хозяйства. Диссертация представляет собой междисциплинарное исследование на стыке нескольких гуманитарных наук, в том числе истории образования и потребительской кооперации, статистики, педагогики.

Научная новизна работы состоит в том, что это первое специальное исследование в региональной историографии по данной теме. Впервые предпринята попытка комплексного анализа исследования основных направлений возникновения и функционирования системы подготовки профессиональных кооперативных кадров РМ. Значительное место в диссертации отводится выявлению связи между сложными процессами социально-экономической жизни страны, изменением роли потребительской кооперации и состоянием кооперативного образования в регионе. Развитие кооперативной школы Мордовии показывается сквозь призму деятельности конкретных лиц: руководителей потребсоюза республики, преподавателей кооперативных курсов, училища, техникума, вуза.

Научная новизна работы определяется следующими главными моментами:

1) диссертация является первым в отечественной историографии комплексным исследованием зарождения и становления системы кооперативного образования Республики Мордовия для удовлетворения потребностей кооперативных организаций и других отраслей хозяйственной деятельности региона и страны;

2) впервые представлен развернутый анализ советской и постсоветской литературы по заявленной теме и смежным с нею проблемам;

3) использован широкий круг местных архивных и опубликованных источников, большинство из которых впервые введено в научный оборот;

4) определены истоки и внутренние этапы процесса становления и развития кооперативной школы региона;

5) проанализированы специфика и динамика подготовки кадров начального, среднего специального и высшего уровней, их трудоустройство (закрепляемость) и востребованность кооперативными организациями;

6) раскрыты особенности формирования и деятельности руководящего состава Мордовпотребсоюза и специалистов районного звена;

7) показаны процессы повышения педагогического уровня преподавательского корпуса, особенности научной, учебной и воспитательной работы учебных заведений потребительской кооперации республики;

8) выявлен основной итог становления и развития кооперативной школы региона, проделавшей за годы своего существования большую работу по модернизации собственной структуры: от районных 8-месячных кооперативных курсов (1925) и торгово-кооперативного техникума (1957) до вуза (1976).

Основные результаты диссертационного исследования формулируются как положения, выносимые на защиту.

1. результативность, уровень и качество хозяйственной, финансовой и организационной деятельности кооперации во все времена во многом зависели от культурно-образовательного уровня населения. Именно такими были 1920-е гг. для всей страны, в том числе для территорий, вошедших в состав Мордовии.

Быстрые темпы развития потребительской кооперации Мордовии в

1920-х гг. обусловили необходимость подготовки и переподготовки кооперативных кадров массовых профессий и специалистов средней и высшей квалификации. Внедрение в кооперативное движение в качестве руководителей представителей рабочего класса, батрацко-бедняцких слоев сельского населения поставило на повестку дня вопрос о подготовке кооперативных кадров в профессиональных учебных заведениях. Задача возникших в 1925 г.

8-месячных курсов заключалась в подготовке грамотных кооперативных кадров, главным образом из рабочих и крестьян, причем предпочтение отдавалось лицам мордовской национальности. Руководители кооперативных органов требовали, чтобы доля последних составляла 50–60 % контингента учащихся.

2. В конце 1920-х – начале 30-х гг. необходимы были краткосрочные курсы при райпотребсоюзах, облпотребсоюзе, крайсоюзе и Центросоюзе, где можно было бы вести подготовку и переподготовку руководящих работников потребительских обществ, а также школа сельского коопученичества. В связи с массовой коллективизацией, образованием колхозов и совхозов произошла ломка всей системы отношений на селе. «Великий перелом» привел к снижению общественной активности сельского населения, лишил значительную его часть возможности приобретения опыта производственной и торговой деятельности. Изменилась и роль потребительской кооперации: она потеряла хозяйственную самостоятельность. Кооперативные организации постепенно превращались в придаток командно-административной системы. Главными в их деятельности стали торговля через установление связей с колхозами и совхозами и снабжение последних промышленными товарами.

3. Особенностью подготовки профессиональных кооперативных кадров

и создания сети учебных заведений и пунктов, осуществлявших ее, является прежде всего то, что общие процессы индустриализации и коллективизации

в Мордовии во второй половине 1920-х – начале 30-х гг. проходили

на фоне миграции населения, особенно молодежи, и совпадали с образо-

ванием и развитием национальной автономии. Именно этими обстоятельствами во многом определялись успехи, недостатки и трудности становления

кооперативного образования.

4. Снижение роли потребительской кооперации в жизни страны отразилось и на системе подготовки кадров, и на содержании учебных программ кооперативных заведений. С 1934 по 1940 г. включительно в системе Мордовского потребсоюза функционировали только кооперативные курсы с максимальным сроком обучения 5–6 мес., готовившие в основном только работников учета: бухгалтеров, счетоводов; совсем прекратился выпуск организаторов культурной работы; сократилась подготовка товароведов, заготовителей. Свертывание подготовки и переподготовки специалистов, систематические чистки 1930-х гг. привели к провалам на многих участках кооперативной работы, особенно это коснулось учета. Осложнение проблемы с кадрами вынудило руководство Мордовпотребсоюза обратиться к Центросоюзу СССР с просьбой ускорить решение вопроса об открытии в Саранске техникума или годичной торгово-кооперативной школы.

5. Мобилизация на фронт наиболее активных работников, приход к руководству некомпетентных людей обусловили появление крупных недостатков в деятельности кооперативных организаций. Большие трудности с кадрами имелись и в государственной торговле. Это вызывало озабоченность и тревогу руководства республики. 17 апреля 1944 г. бюро ОК ВКП(б) приняло решение об организации Мордовского техникума советской торговли в Ардатове с двумя отделениями: товароведным и учетно-экономическим. Техникум стал центром подготовки торговых и кооперативных кадров не только для Мордовии, но и для близлежащих областей и автономных республик.

6. После окончания Великой Отечественной войны подготовка кадров для потребительской кооперации выдвинулась в число важнейших задач. Низкий профессиональный и культурный уровень руководителей и работников сельских потребительских обществ, специалистов районного и республиканского звена становился тормозом как для развертывания активной торговли на селе, организации заготовок, так и для раскрытия социальных функций потребительской кооперации. Подготовка специалистов со средним и высшим образованием стала насущной необходимостью.

7. Во второй половине 1950-х гг. в кооперативной школе республики произошли положительные перемены. Нужны были большие позитивные преобразования для полного соответствия профессионального образования условиям послевоенного восстановления народного хозяйства. Подготовку кадров следовало вести на местах: в магазинах-школах, учебно-консультативных пунктах. Остро встал вопрос об открытии в Саранске кооперативного учебного заведения среднего специального уровня – техникума.

8. В 1960–70-е гг. в Мордовии сложилась стройная система подготовки кооперативных кадров среднего уровня и массовых профессий, включающая техникум, училище, предприятия-школы, общеобразовательные школы.

В первой половине 1960-х гг. динамично развивающиеся народное хозяйство и система потребительской кооперации МАССР нуждались в подготовке специалистов с высшим образованием в республике.

9. Труднее решалась проблема обеспечения потребительской системы республики сотрудниками с высшим образованием. Руководство системы все больше убеждалось в том, что Мордовии нужен специализированный вуз. В сентябре 1976 г. такой вуз был открыт. Им стал Саранский филиал Московского кооперативного института, который взял на себя решение задачи выпуска кадров с высшим образованием для потребительской кооперации. Это событие было одним из самых важных в становлении кооперативной школы Мордовии.

10. В 1970–80-е гг. возникла острая необходимость в укреплении учебно-материальной базы вуза и связи его с предприятиями и организациями потребительской кооперации. Наиболее сложный этап предстояло пережить вузу в 1990-е гг., так как с распадом Советского Союза не стало Центросоюза СССР. В работе высших учебных заведений Центросоюза РФ появились большие трудности с переходом на самоокупаемость и самофинансирование. В 1992/93 учебном году филиал из бюджетной организации был переведен в самофинансирующуюся и получил право готовить специалистов для других отраслей народного хозяйства. Диверсификационные процессы, происходившие в системе кооперативных вузов, распространились и на филиал. Возникла необходимость многоступенчатой подготовки специалистов.

Практическая значимость. Поставленные и реализуемые в настоящей диссертации задачи имеют научно-прикладное и учебно-методическое значение. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего углубленного изучения различных аспектов развития кооперативных учебных заведений и в целом высшего общего, специального и начального образования Мордовии. Обобщенный в диссертации опыт кооперативной школы республики представляет практический интерес не только для ученых, но и руководителей современных хозяйственных структур, а также коллективов кооперативных учреждений и учебных заведений других регионов страны. Характер диссертации позволяет использовать ее материалы для подготовки профессиональных историков, экономистов и специалистов педагогического профиля. Имеющиеся в работе данные, проанализированные процессы и явления в сфере кооперативного образования позволяют использовать их для обогащения общих и специальных курсов по отечественной истории, истории культуры, истории и теории кооперативного движения.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации вошли в доклады и сообщения автора на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских и республиканских научных конференциях: межвузовской научной конференции «Социальное и экономическое развитие потребительской кооперации Республики Мордовия в условиях перехода к рыночным отношениям» (Саранск, 1999); Всероссийской научной конференции «Проблемы современного социально-экономического развития общества» (Саранск, 1999); межвузовской научно-практической конференции «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» (Чебоксары, 2000); всероссийской научной конференции финно-угроведов «Финно-угорский мир: история и современность» (Саранск, 2000); межвузовской научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (Чебоксары, 2001); межвузовской научной конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (Саранск, 2001); межвузовской научной конференции «Потребительская кооперация: опыт и проблемы управления» (Саранск, 2002); межвузовской научно-практической конференции «Стратегия и социальная миссия потребительской кооперации на современном этапе» (Саранск, 2003); межрегиональной научно-практической конференции историков-аграрников Среднего Поволжья «Крестьянство и власть Среднего Поволжья» (Саранск, 2004); межвузовской научно-теоретической конференции «Глобальность развития и его детерминанты» (Саранск, 2004); межвузовской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» (Саранск, 2005); Международной научно-практической конференции «Проблемы развития регионального социума» (Саранск, 2006); Международной научно-практической конференции «Развитие инновационной экономики региона в условиях глобализации» (Саранск, 2007).

Основное содержание работы отражено в 25 публикациях: двух монографиях, учебных пособиях, статьях, помещенных в федеральных и региональных журналах, в материалах научных конференций, в сборниках научных статей.

Структура и объем работы, а также круг рассмотренных в ней вопросов определились содержанием самой проблемы, степенью отражения тех или иных вопросов в имеющихся архивных документах и актуальностью исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект и предмет, территориальные и хронологические рамки исследования, анализируется степень ее изученности, характеризуется источниковая база, раскрываются цель и задачи диссертации, методология, показываются научная новизна и практическая значимость работы, формулируются выносимые на защиту положения, описываются формы апробации результатов диссертации.

Первая глава – «Формирование кооперативного образования Республики Мордовия (1920–40-е гг.)» – посвящена исследованию трудностей становления кооперативного образования в условиях индустриализации, коллективизации, свертывания рыночных отношений и огосударствления самой кооперации. Анализируется работа кооперативных учебных заведений республики в условиях Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, дается характеристика кадров аппарата кооперативных организаций.

загрузка...